Уникальное шоу состоится на сцене столичной филармонии. "The Nomads’ Fire" — так называется концертная программа, в которой объединены этническое наследие с новаторскими музыкальными формами. В "Гостиной "Литера" художественный руководитель балета современной хореографии ALEM, главный режиссер столичной филармонии Бахытжан Тажинов и художественный руководитель ансамбля народной музыки "Сарыарка", композитор Тогжан Жахин приоткрыли завесу предстоящего события.
— Бахытжан, расскажите как режиссер-постановщик проекта, что вы приготовили для столичного зрителя? Судя по названию концерта, страсти будут кипеть нешуточные?
— В самых древних уголках Великой степи таится секрет музыкального огня, передаваемого от поколения к поколению. Этот огонь, воплощение страсти, культуры и мудрости кочевников, и нашел свое воплощение в концертной программе "The Nomads’ Fire". Как стражи духа народа, переносясь сквозь грани времени, участники концерта исполнят инструментальные, песенные произведения музыкального наследия кочевников, добавляя современные звучания этнофанка и этнорока. Здесь оживает легенда, которая воссоздает звуки прошлого, перенося их в современность. "The Nomad’s Fire" — это мост между прошлым и будущим. Это воплощение того, как музыка может объединить нас, преодолевая границы и времена.
В программе участвуют балет современной хореографии ALEM, ансамбль народной музыки "Сарыарқа", Камерный хор филармонии, солисты отделов эстрадного, народного вокала, а также эстрадно-симфонический оркестр. Публику ждет живое звучание оркестра, вокалистов и солистов-инструменталистов, которое украсят хореографические постановки и оригинальные визуальные и световые эффекты. Прозвучат авторские произведения современных казахских композиторов Тогжана Жахина, Карагоз Гасимовой, Нурлыбека Аманова, Бауыржана Макаева, Едиля Кусаинова и других, а также жемчужины казахской музыки — народные песни "Дедімай-ау", "Екеуің ай", "Қарай көзім".
Кроме того, весь концерт в live-режиме на сцене будет проходить перформанс художника, который станет иллюстрацией всего музыкально-хореографического действа.
— Зная ваш творческий путь, нет сомнений, что очередной проект станет грандиозным событием в культурной жизни страны... Вы ведь выступали режиссером многих крупнейших мероприятий, в том числе Азия Дауысы?
— Действительно в прошлом году второе дыхание получил музыкальный фестиваль Азия Дауысы, после 19 лет забвения. Я был приглашен в качестве режиссера, и для меня это была большая честь — отдать дань памяти и уважения покойным Мурату Иргалиеву и Александру Пономареву, которых я считаю своими учителями. Я проработал долгое время и на проекте "Жас Канат", где также прошел уникальную режиссерскую школу. Работая с ансамблем песни и танца Национальной гвардии, получил бесценную практику работать с живым звуком. Одним словом, на этот раз я использовал весь свой опыт.
— Скажите, а почему именно слияние народной и современной музыки? Они ведь и автономно неплохо звучат...
— Проект "The Nomads’ Fire" зарождался давно. Идея не только воссоединить музыкальные инструменты народного и эстрадно-симфонического направления, но и сделать микс музыкальных инструментов разных стран посетила меня еще в прошлом году, когда мы апробировали этот опыт с музыкантом из Турции. Профессор Стамбульской консерватории Джихан Юртчу — музыковед, хорошо знает казахскую музыку. Он выступал с нашим фольклорным ансамблем "Сарыарка", аккомпанируя на старинном духовом турецком инструменте типа нашего сыбызгы — кавале. И тогда мы услышали этот необычный синтез звучания.
Испытав такой интересный опыт, мы захотели пойти дальше. И вот теперь в этом проекте соединятся эстрадно-симфонический оркестр и ансамбль народной музыки. Таким образом, 35 человек будут находиться на сцене одновременно.
— Тогжан, скажите, а почему народный ансамбль согласился на такой проект?
— Для нас это прежде всего пропаганда народных инструментов. Струнные группы — нар-кобыз, кыл-кобыз — обладают мистическим звучанием. Но когда они воссоединяются с современными инструментами, получается сказочный звук. Домбра прекрасно миксуется с электрогитарой, флейта — с саксофоном, и так далее.
Есть еще одна причина, почему ансамбль фольклорных инструментов принимает участие в этом проекте. В нашем репертуаре есть концерты для разных возрастных категорий зрителей — ретроконцерт "Сол бір кез" с репертуаром 70–80 годов, музыкой из фильмов, предназначен для людей 40 плюс. Интерактивный проект "Путешествие в мир народных инструментов"
длительностью 40 минут рассчитан на детскую аудиторию школьного возраста. В течение получаса идет активное общение с детьми, они трогают инструменты, пытаются извлекать из них звуки.
И вот так получилось, что молодежь, в том числе студенческая, в возрасте от 18 до 35 лет, осталась не охваченной. В этом возрасте, как правило, редко слушают народную музыку, отдавая предпочтение зарубежной. Поэтому "The Nomads’ Fire" и станет тем самым мостом между поколениями.
— Нет опасения, что электронные инструменты заглушат своим звучанием "народников"?
— Уникальность этого концерта заключается в том числе и в озвучивании. В обычном концерте, если в народный фольклорный ансамбль "посадить" бас-гитару или синтезатор, то остальные инструменты не будет слышно. В этом же шоу такого нет.
— Бахытжан, можно ли говорить о том, что филармония своими силами справилась с подготовкой и проведением такого необычного проекта?
— Практически да. Кроме инструментов, в эту программу мы ввели песенный жанр. Будет необычный номер с участием бабушек.
— Станет ли "The Nomads’ Fire" традиционным?
— Мы бы очень этого хотели. В концерте будет использоваться музыка всего тюркского мира, мелодика всех кочевников. И это дает основания для того, чтобы расширить границы и приглашать музыкантов из других стран.
Как мы уже говорили, одна из задумок концерта — внести свою лепту в то, чтобы молодежь повернулась к истокам, знала свои корни, музыку, культуру. Для этого надо, начиная с детского сада, знакомить малышей с национальными инструментами. Ребенок, который с малых лет слышал кобыз, или жетыген, или сыбызгы, будет во взрослой жизни искать этот звук так же, как и колыбельную мамы.
Народным инструментам следует уделять больше внимания именно в процессе воспитания. К примеру, все знают только двухструнную домбру, а есть еще и трехструнная, пятиструнная. Есть шынкылдек — маленькая домбра с тонким звуком, которая интересна именно детям.
Когда мы говорим про генетический код, нет никаких сомнений, что он зашифрован в музыке. Иначе как бы современные композиторы могли создавать произведения, свойственные эпохе кочевников?
Также мы пропагандируем произведения молодых композиторов, наших современников. Возможно, рядом с нами растут будущие Курмангазы. И поэтому мы взяли на себя и такую миссию — открывать новые имена.
Осенью этого года планируется проведение Всемирных игр кочевников, возможно, ближе к этой дате мы еще раз проведем этот концерт. Не исключено, что к тому времени расширим репертуар, что-то добавим, а что-то, наоборот, посчитаем лишним.
Концерт будет состоять из нескольких частей. Красной нитью проходит вечный путь кочевника. Философия кочевника — это свобода. Со сцены мы будем говорить о внутренней свободе человека, об ощущениях внутри себя, когда ты можешь сделать собственный выбор.
— Одним словом, это надо увидеть. Благодарю вас за уделенное время, которого накануне концерта у вас, наверное, не так много. Желаю зрителям незабываемых эмоций!
Миргуль Джилкишинова