На торговой площадке Wildberries скоро появится чулочно-носочная продукция, произведенная в Петропавловске. За время пандемии и связанных с ней карантинных ограничений объемы безналичных платежей в СКО выросли более чем в 2 раза.
Пандемия сильно подхлестнула развитие электронной торговли во всем мире. Не стала исключением и Северо-Казахстанская область. Сегодня в регионе сложно найти магазин, который не завел бы свою страничку в сети Инстаграм, где, не выходя из дому, можно подобрать себе любую вещь по размеру, цвету и фасону. Заместитель директора региональной Палаты предпринимателей Марат Искаков и начальник отдела Аслан Нурсеитов в один голос заявляют, что будущее за электронной торговлей, хотя, безусловно, она полностью розницу не вытеснит. Хотя бы в силу менталитета казахстанцев.
– Когда многие объекты торговли были закрыты, ушли на карантин, тогда, соответственно, и начался бурный рост безналичной и электронной торговли. Многие производители товаров и услуг ушли в интернет, и по сей день эти страницы работают, народ к ним привык. Очень удобно, когда вы знаете производителя, видите электронную витрину производимых товаров, можете выбрать что-то для себя и вам это доставят. Продавец теперь приходит к вам непосредственно на дом. Мы пользуемся такими крупными маркетплейсами, как Wildberries, Ozon, Flip.kz, Lamoda, – перечисляет Нурсеитов наиболее популярные у казахстанцев торговые площадки, где можно купить все, что угодно, причем, по более привлекательной, чем в традиционном магазине, цене.
ВИРТУАЛЬНЫЙ РЫНОК СБЫТА – ГАРАНТИЯ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА
Преимущества электронной торговли оценили не только потребители, но и североказахстанские производители. На днях в Палату предпринимателей за помощью обратился единственный в Северном Казахстане изготовитель чулочно-носочной продукции, который хочет расширить объемы продаж и увеличить рынок сбыта. А для этого ничего лучше электронной торговли не придумаешь.
– Предприниматель прорабатывает вопрос выхода на Wildberries. Хочет выйти на маркетплейс, у которого аудитория более миллиона человек! Ведь Wildberries присутствует практически во всех странах СНГ. Мы будем помогать им, сопровождать вплоть до выхода на этот большой рынок, – поделился Аслан Нурсеитов.
Предполагается, что это повлечет рост продаж и, соответственно, увеличение производства, создание новых рабочих мест. В общем, послужит хорошим толчком для развития предприятия.
– За первое полугодие текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в регионе количество безналичных платежей выросло в 2,2 раза. Это данные Национального банка. Если в 2020 году речь шла о сумме более 278 млн тенге безналичных платежей, то за аналогичный период текущего года эта сумма превысила 418 млн тенге. Рост в полтора раза! Количество транзакций выше в 1,9 раза, – привел статистические данные Нурсеитов.
По его словам, мониторинг экономики Казахстана, данные которого находятся в свободном доступе в интернете, свидетельствует, что существует постоянная тенденция к росту числа онлайн-покупателей во всем мире. А североказахстанский регион в этом смысле развивается в русле общемировой тенденции.
– Поэтому мы, как Палата предпринимателей, всегда стараемся говорить бизнесу о тех вещах, которые позволят увеличить сам бизнес, получить прибыль с продаж электронной торговли и, в целом, проводить те проекты, которые полезны предпринимателю сегодня, – говорит Аслан Нурсеитов, который как раз возглавляет отдел сопровождения проектов Палаты.
В августе на площадке Atameken Business Club для казахстанских бизнесменов была организована онлайн-встреча с топ-менеджерами компании Wildberries, которые рассказали, как можно выйти на их торговую площадку, какие условия при этом необходимо соблюсти, какая взимается комиссия с продавца, как доставляется товар и прочие требования.
МОБИЛЬНЫЙ БИЗНЕС – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Сейчас, как считают собеседники ЛИТЕРа, бизнес очень мобильный. Электронные продажи произведенной продукции расширяют рынок сбыта и дают дополнительные возможности для роста. Бизнесмен находит помещение, набирает техперсонал, ставит станки и начинает работать.
– Пошли хорошие объемы продаж через онлайн-торговлю, значит можно расширяться. Можно даже локацию производства поменять. Например, производственные мощности можно ставить поближе к имеющимся складским помещениям виртуальных торговых компаний, чтобы оптимизировать логистику. Можно вообще часть производства локализовать вблизи складов, чтобы не возить товар далеко, – поделились спикеры.
Они считают, что доступ к крупным маркетплейсам – это одно из больших достижений казахстанского бизнеса.
– Одним из достижений является то, что наш бизнес получил доступ на Alibaba.com, например. В топ поставщиков зашли 50 «золотых компаний» со всего Казахстана. Они были одобрены, потому что по объемам реализации, качеству могут удовлетворять тем требованиям, которые предъявляет этот маркетплейс, – рассказали представители Палаты предпринимателей. – Сейчас казахстанские компании заходят на Ozon, на другие площадки. На Kaspi.kz тоже представлены казахстанские производители.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РОЗНИЦЫ И ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ
Издержки есть у розничной и электронной торговли, но они сильно разнятся, считают представители Палаты предпринимателей. Только «плюсов» у онлайн-торговли для предпринимателей гораздо больше.
–Для онлайн-торговли не нужно держать штат продавцов, охранников, не надо сажать человека с термометром на входе в магазин, как это делается сейчас. Это все затратная часть бизнеса. А онлайн-торговля позволяет держать один склад, одного товароведа и принимать заявки по интернету. Поэтому у нас и появились такие интернет-магазины, где вы можете продукцию выбрать и оплатить одним кликом мышки, – говорит Аслан Нурсеитов.
Содержать большие магазины и штат продавцов становится невыгодно. Особенно это касается магазинов брендовой одежды, которые предпочитают уйти в виртуальное пространство из-за понижения покупательской способности населения и падения продаж. Так, в Петропавловске закрылся магазин бренда Adidas, некогда расположенный в центре города.
В онлайн-торговле, конечно, тоже есть свои риски. Например, невозможность при покупке разглядеть, потрогать товар или протестировать, если речь идет, например, о бытовой технике.
Но в случае неудовлетворительного качества покупку всегда можно вернуть, говорят спикеры. А отсутствие возможности визуального осмотра сполна компенсируются тем, что всегда можно найти и прочитать отзывы покупателей.
К тому же, часть гарантийных обязательств всегда берет на себя торговая площадка, через которую товар был приобретен.
Марат Искаков и Аслан Нурсеитов признались, что, несмотря на пользование интернет-магазинами, продолжают иногда ходить по традиционным супермаркетам, но рассчитываются исключительно карточками, поскольку наличности у них никогда не бывает.
– Наличных денег у нас практически нет ни у кого. Когда воду берем, – у нас кулер стоит в офисе, – всегда проблема с расчетами, потому что наличности нет, – смеется Марат Искаков.
В общем, говорят, возвращаясь к началу нашей беседы представители региональной Палаты предпринимателей, будущее – за электронной торговлей и безналичными платежами. Это позволяет экономить самую большую ценность для делового человека – время.