Наставнику великого Абая исполняется 220 лет со дня рождения.
Поэт-мыслитель Дулат Бабатайулы при жизни прославился как первый казахский сатирик, не боящийся прямым текстом говорить о социальной несправедливости. Его стихи внимательно изучал Абай и применял некоторые приемы в собственном творчестве. Из-за изменившейся политической повестки произведения Дулата Бабатайулы в советские годы не издавались и не приобрели популярности. В честь 220-летия со дня рождения казахского поэта Liter.kz изучил интересные этапы его жизненного пути.
Современники отмечали, что, несмотря на то, что Дулат Бабатайулы родился в семье кочевника, он стал одним из самых образованных казахов. Он появился на свет в 1802 году в селе Аягоз Семипалатинской области Омской губернии. Ныне это Аягозский район Абайской области.
Он происходил из племени Найман, в молодости обучался грамоте у аульного муллы. Дулат Бабатайулы блестяще знал арабский язык и хорошо арабскую поэзию.
Он стал первым казахским поэтом, стихи которого были изданы типографским способом и опубликованы в виде книги. Первый сборник “Өсиетнама” (“Книга поучений”) вышел в Казани в 1880 году. В нем собрано около 800 строк стихов Дулата. Стихи также собирали его современники – человек по имени Байдильда, а кроме них, еще были Габбас Байдильдаулы и Шакир Абенулы, которые сохранили рукописи со стихами Дулата. Так, благодаря их стараниям более 1 500 строк стихов акына дошли до людей, став бесценным духовным наследием.
Дулат Бабатайулы жил во время ликвидации ханской власти и прихода на казахскую землю царской власти. Терялись основные устои, на которых держалось традиционное казахское общество. Поэтому в творчестве акына нашли отражение реальные картины действительности, показаны социальные противоречия в казахской степи после ликвидации ханства, когда власть была передана султанам и волостным правителям.
Поэт изображал тяжелую жизнь казахов, осуждал насилие царских колонизаторов в произведениях “Тегімді менің сұраса”, “О, Сарыарқа, Сарыарқа”, “Асқар таудың сәні жоқ”. А в стихах “Сүлейменге”, “Бараққа”, “Кеңесбайға” и других акын подвергал критике действия царских чиновников, обличая их пороки.
Среди поэтов-современников Дулат Бабатайулы сильнее остальных бил словом взяточников, казнокрадов, подхалимов. Аткаминеров называл исчадием бед, местным степных начальников – жалкими трусами, беспечными людьми с ограниченным умом.
Поэт глубоко сожалел, что у кочевников не стало прославленных батыров, готовых защищать свою землю, что они потеряли мужество и, “подобно перепелам, живут под разными кустами и не способны собраться вместе”.
Дулат Бабатайулы стал первым казахским поэтом, который сочинял сатирические произведения. До нас дошли четыре – пять сатирических стихотворений. Они привнесли в казахскую литературу новые формы.
Исследователи обратили внимание, что в произведениях акына интересные образы и сравнения. В паре слов он очень точно передавал характеры персонажей. К примеру, человека с трудным характером он сравнивал с “деревом, застывшим от мороза”.
Кроме остроактуальных политических тем творчество Дулата Бабатайулы известно дидактическим, назидательным настроением. Его волновали вопросы взаимоотношений людей, честность и открытость. Он считал, что воспитание детей надо начинать с поведения родителей. Сейчас этой мыслью мало кого можно удивить, а во время жизни акына детей воспитывали нравоучениями.
Поэтическое наследие Дулата Бабатайулы повлияло на творчество великого Абая. Так, он ввел новую систему стихосложения в казахской поэзии – рифму “а а а б”. Эту рифму принял и далее развил в своих стихах Абай.
Великий Абай внимательно изучал стихи Дулата и использовал некоторые его мотивы. Например, в стихотворении “Вот и стал я волостным” использована тема Дулата “Вот смеется волостной”.
После установления советской власти стихи Дулата перестали выпускать. Их объявили антинародными и враждебными. Так как акын критиковал царскую власть, смысл его произведений намеренно исказили, посчитав, что он воспевает байскую жизнь. Дело в том, что казахское общество, оказавшись в эпицентре новой политической ситуации, когда происходила ломка текущего общественного строя, растерялось и испытало страх перед надвигающимися переменами. Не найдя опору в текущем положении, многие поэты начали прославлять прошлое. Все это вылилось в новое литературное течение “Зар заман”, то есть “Эпоха скорби”.
Дулат Бабатайулы представлял прежнюю жизнь в Казахском ханстве благодатной, где “жаворонки вили гнезда на спинах овец”, а также критиковал свое время.
В 1940-1950-х годах произведения Бабатайулы стали объектом литературных споров. В 1959 году на пленуме ЦК КПСС и научной конференции, посвященной основным проблемам казахской литературы, Дулату Бабатауйулы была дана оценка консервативного поэта. Поэтому было принято решение не изучать его творчество в средних школах, таким образом, лишив читателей возможности изучать его творчество. В этой связи Мухтар Ауэзов в романе “Путь Абая” выводит его наставника под вымышленным именем Барлас.
Справедливость была восстановлена в 90-е годы прошлого века. В 1991 году был издан сборник произведений Дулата “Замана сазы”.
Дулат Бабатайулы честно прослужил своему народу, и 1874 году ушел из жизни. Сегодня казахстанские ученые исследуют творчество акына и отмечают его богатство и многогранность. Многие мысли просветителя опередили свое время. Предстоит еще оценить всю мощь его наследия, ведь стихи оставались десятки лет в забвении. Многие произведения поэта хранятся в рукописном фонде Центральной научной библиотеки Академии наук Казахстана. В честь 220-летия со дня рождения Дулата Бабатайулы проходят конференции. Последняя состоялась в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева.