В нашей стране вопросы обороны и безопасности всегда были приоритетными, и глава государства обращает на их решение пристальное внимание. Однако после трагических январских событий возникла необходимость внести некоторые изменения в закон, регулирующие работу служб специальных органов РК. Как рассказал "Литеру" депутат Мажилиса Парламента РК седьмого и восьмого созывов, руководитель рабочей группы, член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента РК Константин Авершин, работа над законопроектом, растянувшаяся на долгие месяцы, была чрезвычайно кропотливая и ответственная.
“На этой неделе произошло важное и долгожданное событие, во втором чтении депутатами Мажилиса Парламента РК единогласно принят законопроект по вопросам национальной безопасности. Эту работу мы начали еще в седьмом созыве. Это была очень нужная и ответственная работа. Спешка здесь была категорически не нужна. И я считаю, очень хорошо, что над законопроектом успели поработать два созыва, и седьмого, и восьмого затем. Очень профессионально подошли к этому вопросу. В итоге во втором чтении законопроект был принят и отправлен в Сенат Парламента.
Более детальное рассмотрение проекта происходило в восьмом созыве. Условно его можно разделить на три основных этапа. Первый касался уроков январских событий, то есть отсутствия межведомственного взаимодействия, которое, как показал "кантар", имело место быть и, к сожалению, усугубило ситуацию. Даже элементарные вещи без на то команды свыше не могли исполняться, в результате чего было потеряно драгоценное время. Второй этап — расширение полномочий антитеррористического центра, раньше они занимались терроризмом, теперь же будут заниматься экстремизмом. Как известно, терроризм — это крайнее проявление экстремизма. То есть экстремизм, и политический, и внутренний, и религиозный, и любой другой, будет входить в ведение одного ведомства — антитеррористического совета. И, наконец, третий этап — это в случае наступления военных действий или другого приравненного события руководители местных исполнительных органов будут обязаны передавать необходимое имущество, в частности, транспортные средства, на баланс вооруженных сил либо воинских формирований, отвечающих за контроль над ситуацией, которая будет иметь место быть. Кроме того, в ходе работы над корректировкой закона была проделана большая работа по ликвидации бюрократизации, исключены все лишние нормы, подзаконные акты. И была принята очень важная норма, которую я, как ветеран национальной безопасности, уверен, очень многие ждали. По истечении 25 лет выслуги сотрудники силовых ведомств в добровольном порядке смогут уходить на пенсию.
Во всей этой большой, кропотливой и очень ответственной работе, помимо депутатов, участвовали почти все ведомства, это и сотрудники нацбезопасности, и службы государственной охраны, и Генеральной прокуратуры, министерств обороны и юстиции, представители бюро по правам человека. Скажу так, согласования межведомственные были, особенно поначалу, очень сложные, приходилось постоянно садиться за стол переговоров. По ходу работы было достаточно много правок. Были горячие споры и во время заседаний рабочих групп. Все проговаривали, искали вместе пути решения и единый консенсус.
Главный и долгожданный итог работы — это единогласное принятие законопроекта в Мажилисе Парламента. Теперь он переходит в Сенат. Возможно, будут заданы уточняющие вопросы, возможно, будет направлен на доработку, но будем надеяться, что вскоре будет передан Главе государства для его принятия.
Этот законопроект, стоит заметить, отрабатывался по непосредственному поручению Президента. Поэтому думаю, что никаких заминок, задержек по его принятию не будет. Это важный законопроект. Ведь не дай бог повторения событий января 2022 года или других чрезвычайных ситуаций. Мы должны быть готовы к любым внештатным ситуациям.
Я лично ответственно подошел к этой работе не только потому, что мне это близко в силу моего военного прошлого, но и потому, что это мой первый самостоятельный проект. Я был руководителем рабочей группы. Старался вникать во все нюансы, начиная с правил приема курсантов в Академию, заканчивая такими большими моментами, как наделение полномочиями антитеррористического центра. Это большая работа и огромный опыт. Мне было очень интересно поработать в этой сфере, которая мне близка. Бывало, консультировался с пулом экспертов, в частности, с ветеранами Комитета национальной безопасности, которые активно делились своими мыслями, предложениями, советами. Считаю, получилась хорошая, плодотворная работа, которая важна и нужна. Ведь важно понимать, что сегодня меняется международная обстановка, меняется и традиционная иерархия приоритетности различных вопросов безопасности. Именно поэтому потребовалось выработать и внедрить обновленные подходы к защите национальных интересов, отвечающие современному характеру вызовов и угроз”.
Оксана Лысенко, Алматы