Программу разработали независимые эксперты в области образования, преподаватели, методологи, а также представители Минпросвещения и Миннауки.
Понятие “закредитованность казахстанцев” звучит из каждого утюга. Финансовые эксперты бьют тревогу и не перестают твердить о том, что основу следует заложить с детства. Эту проблему в своем Послании выделил глава государства Касым-Жомарт Токаев, поручив внедрить в школах и вузах образовательные программы по основам финансовой грамотности и цифровой гигиены. Партия AMANAT уже начала работу над реализацией данной задачи в рамках проекта “Қарызсыз қоғам”. Для этого была создана специальная методологическая группа, которая разработала учебную программу для школьников, студентов колледжей и вузов, опираясь на опыт Финляндии и Эстонии – стран, которые считаются передовыми в обучении населения финансовой грамотности. Чем же “зацепил” казахстанских экспертов опыт двух стран и при чем тут культурные и религиозные особенности – об этом Liter.kz рассказала руководитель методологической группы, кандидат экономических наук, профессор Алма Дощанова.
– Нам известно, как в учреждениях образования не проявляли должного внимания к предмету финансовая грамотность. Говорились даже о том, что этот предмет вели учителя физкультуры. Скажите, стало ли это толчком для написания нового учебного пособия и создания методологической группы? Какие специалисты вошли в состав этой группы?
– В рамках проекта “Қарызсыз қоғам” партии AMANAT с целью повышения финансовой грамотности школьников и студентов была создана рабочая группа из числа независимых экспертов в области образования, преподавателей, методологов, а также представителей Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования РК. На сегодняшний день предмет “Финансовая грамотность” не изучается в школах, колледжах и вузах. Школьников обучают только предмету “Глобальные компетенции”, который состоит только из одного юнита и то в качестве факультатива. Если выразить в часах, этому предмету обучают лишь 2,8 часа за весь год. Предмету не уделяют должного внимания, что снижает мотивацию и заинтересованность учеников.
Фото: пресс-служба партии AMANAT
Кроме того, не стоит скрывать проблему недостаточного уровня профессиональной подготовки педагогов для преподавания финансовой грамотности, а содержание текущих программ часто оказывается неинтересным. Именно поэтому партия AMANAT с нового учебного года включает предмет по финансовой грамотности в школьную программу, учитывая высокую закредитованность населения, особенно молодежи, которая, не имея стабильных доходов, уже сталкивается с проблемами из-за непогашенных кредитов.
Эти обстоятельства стали причиной для создания рабочей группы методологов и разработчиков учебных программ для школ, колледжей и университетов страны. Члены рабочей группы прошли конкурсный отбор, в ходе которого оценивались их профессиональные и экспертные качества. В ее состав вошли учителя и преподаватели предмета “Глобальные компетенции” Назарбаев интеллектуальные школы, школы Binom School, Высшего колледжа г. Кокшетау, ученые в области финансов, члены Республиканского Учебно-методического Совета и профессора ведущих национальных вузов страны.
– Какая работа проведена за этот период? Завершили ли работу по написанию новой учебной программы обучения?
– Мы проанализировали государственный общеобязательный стандарт образования, типовые учебные планы, учебно-методическую литературу и календарно-тематические планы по обучению финансовой грамотности. Кроме того, мы изучили международный опыт обучения финансовой грамотности на всех уровнях образования. В этой связи рабочая группа методологов и разработчиков выехала в Финляндию и Эстонию для изучения опыта зарубежных коллег. Программа стажировки включала деловые встречи, круглые столы, лекции, семинары и обучающие тренинги. Изучив опыт двух стран, мы разработали новые учебные программы и методологию по обучению финансовой грамотности, которые будут внедрены в школах, колледжах и университетах.
Фото: пресс-служба партии AMANAT
Методологи-разработчики подготовили Концепцию по обучению финансовой грамотности, которая станет методологической основой образовательных программ всех уровней. Кроме того, разработаны “Методические рекомендации по дисциплине “Основы финансовой грамотности” для студентов бакалавриата неэкономических специальностей в рамках реализации проекта “Қарызсыз қоғам” партии AMANAT при поддержке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, вузов и БВУ РК.
Работа по написанию новой учебной программы завершена. Методологическая группа приступает к следующему этапу – пилотное внедрение программы и дальнейшая поддержка преподавателей.
– Какие новшества вы отметили в ходе поездки в Финляндию и Эстонию?
– Наша стажировка в этих странах прошла с 11 мая по 18 мая. Перед нами стояла задача – изучить опыт зарубежных коллег в области обучения финансовой грамотности на всех уровнях образования. Программа стажировки состояла из деловых встреч, круглых столов, лекции, семинаров и обучающих тренингов.
Первое, на что мы обратили внимание – в Финляндии и Эстонии вопрос финансовой грамотности рассматривается на национальном уровне. В этих странах разработана национальная стратегия по повышению финансовой грамотности населения до 2030 года. Кроме того, поставлена глобальная цель – стать самой финансово грамотной страной в мире.
Фото: пресс-служба партии AMANAT
Нас также удивил финский подход в обучении финансовой грамотности – выстраивание экосистемы по практико-ориентированному обучению финансовой грамотности для всех уровней образования, состоящая из числа заинтересованных организаций, программ и проектов – государственные органы, НПО, вузы, бизнес-сообщество, частные проекты национальных и локальных уровней. Немаловажный факт – финансовую грамотность здесь обучают с начальных классов.
Уникальность эстонского подхода заключается в организации обучения финансовой грамотности в кластерном подходе. Такой подход позволил им вовлечь в процесс обучения финансовой грамотности всех необходимых стейкхолдеров и территориально охватить каждого педагога отдаленных районов страны. Самое главное, что удивило – по сравнению с Финляндией, эстонские коллеги решили обучать финансовой грамотности с детского сада.
– Неужели обучение финансовой грамотности на таком низком уровне в нашей стране? О чем говорят международные рейтинги и статистика?
– Не сказать, что эта проблема присуще только Казахстану. На сегодняшний день с этой проблемой сталкиваются практически все страны мира. Поэтому проблема финансовой грамотности населения носит глобальный характер. Так, согласно результатам исследования Standard & Poor’s Global FinLit Survey, на данный момент средний показатель финансовой грамотности населения в мире составляет лишь 33%, тогда как у Казахстана – 40%. Как можете видеть, мы выше среднего показателя по миру, но все еще уровень остается сравнительно низким по сравнению с развитыми странами как США, Канада, Австралия, страны Западной Европы, где значение варьируется от 55% до 75%.
– Насколько адаптированы эти практики под наш менталитет?
– Действительно, при изучении подхода стран, чтобы перенять их опыт, важно учитывать различия в географическом плане, социально-экономической ситуации и законодательной базе. Некоторые европейские практики, которые успешно применяются в условиях стабильных и развитых экономик, могут нуждаться в адаптации для работы в условиях Казахстана. В этой связи при разработке учебной программы по финансовой грамотности методологическая группа приняла во внимание все ментально-культурные особенности нашего населения.
Фото: пресс-служба партии AMANAT
К примеру, при составлении учебной программы был сделан акцент на использование примеров близких и понятных казахстанцам, таких как управление семейным бюджетом в условиях многодетной семьи или ведение домашнего хозяйства с учетом сельской специфики.
Также программа уделяет особое внимание наличию религиозных и культурных норм, влияющих на финансовое поведение. Например, включены практические задания, объясняющие принципы исламского банкинга.
Кроме того, были добавлены примеры из реальной жизни, показывающие, как эффективное финансовое планирование может помочь достичь стабильности в условиях нестабильной экономики с учетом инфляции.Таким образом, подход к обучению финансовой грамотности в Казахстане станет более ученикоцентричным, отражающим культурные и экономические реалии страны.
– Как идет работа по повышению квалификации учителей? Как наши учителя восприняли новые материалы? Готовы ли они полностью к новому учебному году?
–- На основе разработанной программы и методических рекомендаций группы методологов обучены 70 финансовых тренеров и методологов для преподавания дисциплины “Финансовая грамотность для молодежи” в различных регионах. Целью этого обучения было распространение опыта и знаний на все уровни образования с охватом 7 500 человек, включая учителей школ, преподавателей колледжей и вузов.
Фото: пресс-служба партии AMANAT
С 5 августа началось обучение 7 500 учителей и преподавателей по новой учебной программе, охватывающей все уровни образования — школу, колледж и университет. В рамках обучения были представлены практические материалы, сценарии уроков, кейсы, интерактивные игры и практико-ориентированные материалы, которые можно применять в реальной жизни. Учителя получили полный пакет ресурсов для дальнейшего обучения учеников и студентов.Данная концепция основана на принципе: “Обучи одного, и он обучит еще 100, а эти 100 – 1000”.
– Что станет следующим шагом методологической группы после написания учебной программы? То есть это же не временно созданная группа?
– После завершения написания учебной программы мы планируем провести пилотное внедрение программы в учебных заведениях для получения обратной связи от учителей, студентов и учеников. На основе этих отзывов будут произведены корректировка и улучшение материалов программы.
Кроме того, мы будем сотрудничать с Министерством образования и другими государственными органами для официального внедрения программы в учебные планы и государственные образовательные стандарты. Также предусмотрены меры по поддержке и обучению преподавателей, а также разработка методических рекомендаций и пособий, которые помогут эффективно преподавать финансовую грамотность в долгосрочной перспективе.Это только начало работы, и в дальнейшем планируется продолжение развития и адаптации программы.
– Как в домашних условия сформировать финансовую грамотность ребёнка? Ваши советы родителям.
– Финансовые привычки формируются с раннего детства. Согласно международным исследованиям, если к трем годам дети способны понять основные функции денег, осознают, что деньги имеют определенную ценность, то к семи годам у детей уже формируются основные денежные навыки, к примеру, копить. Поэтому родителям важно, как можно раньше начинать рассказывать детям о значении денег и принципах их использования.
С чего начать? Начните совершать совместно с вашим ребенком следующие повседневные денежные операции: платите за коммунальные услуги, расплачивайтесь на кассе в магазине, совершайте онлайн-покупки, откладывайте деньги на какое-нибудь крупное семейное событие и занимайтесь благотворительностью. Таким образом формируются жизненно важные финансовые навыки для ребенка.
– Какие книги и ресурсы вы посоветуете для повышения финансовой грамотности?
– Для повышения финансовой грамотности посоветую такие книги, как “Путь к финансовой независимости” Бодо Шефера, “Финансы для нефинансистов” Людмилы Ярухиной и “Азбука финансовой грамотности” Авденина. Для детей и родителей полезно прочитать книгу “Пес по имени Мани” Бодо Шефера.
Также полезными будут такие ресурсы, как онлайн-платформы Coursera и edX, предлагающие курсы от ведущих университетов и организаций по финансовой грамотности как для начинающих, так и для продвинутых пользователей. Также образовательные ресурсы Khan Academy и Investopedia, которые предлагают статьи, видеолекции, симуляторы и практические упражнения по финансам и экономике. Для тех, кто предпочитает аудиовизуальное обучение, существует множество подкастов и YouTube-каналов, посвященных финансовой грамотности.
– Какие конкретные предложения вы бы высказали властям для повышения финансовой грамотности?
– Наша рабочая группа инициировала ряд предложений для повышения уровня финансовой грамотности населения. Это введение обязательного курса по финансовой грамотности, обязательного предмета “Финансовая грамотность” в учебные планы школ, колледжей и университетов, разработка и внедрение стандартизированных учебных программ и учебных материалов, адаптированных для разных возрастных групп и уровней образования.
Фото: пресс-служба партии AMANAT
Для повышения квалификации преподавателей рекомендуем организовать регулярные тренинги и курсы повышения квалификации для учителей и преподавателей, чтобы они могли эффективно обучать финансовой грамотности, включить финансовую грамотность в программу подготовки будущих педагогов, создать специализированные образовательные ресурсы, разработать и распространить образовательные ресурсы и онлайн-курсы по финансовой грамотности, доступные для учащихся, студентов и их родителей, создать интерактивные платформы и мобильные приложения, которые помогут обучаться финансовым навыкам через игры и симуляции, проведение информационных кампаний и семинаров, организовать информационные кампании для повышения осведомленности о важности финансовой грамотности среди населения.
Также стоит проводить регулярные семинары, вебинары и мастер-классы для молодежи и взрослых по вопросам управления личными финансами, планирования бюджета и инвестирования.
Кроме того, нужно стимулировать бизнес и НПО участвовать в этом проекте, путем привлечения компаний и некоммерческих организаций к разработке и внедрению образовательных программ по финансовой грамотности.Поддерживать и поощрять инициативы бизнеса, направленные на повышение финансовой грамотности среди молодежи, такие как программы корпоративного обучения и социальные проекты.
Создание и поддержка образовательных центров. Можно открыть образовательные центры и консультационные пункты, где граждане смогут получать бесплатные консультации по вопросам личных финансов, кредитования, инвестирования и финансового планирования.
Для оценки и мониторинга эффективности: внедрить систему мониторинга и оценки эффективности образовательных программ по финансовой грамотности, чтобы корректировать их на основе полученных результатов и отзывов. Эти меры помогут создать комплексный подход к повышению финансовой грамотности и обеспечат более эффективное и устойчивое развитие финансовых навыков у населения.
– Спасибо за интервью!