От СТ-KZ к реестру: как партия AMANAT меняет промышленную политику Казахстана

В рамках нового закона создается Единый реестр казахстанских товаропроизводителей, который заменит сертификаты СТ-KZ и индустриальные сертификаты.

Маржан Бакиева

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам определения страны происхождения товаров”. Этот документ стал прямым продолжением поручений, озвученных в Послании от 1 сентября 2023 года. Проект Закона был инициирован депутатами Мажилиса, членами фракции партии AMANAT, передает Liter.kz.

Принятый закон – не декоративная корректировка процедуры. Это полноценная реформа промышленной политики, которая призвана устранить одну из главных теневых проблем экономики, а именно: подмену казахстанского производства импортной продукцией, оформленной как “отечественная”.

Выступив инициатором этого закона, партия AMANAT обеспечила прозрачность в подтверждении происхождения товаров. Закон предоставил реальным казахстанским производителям возможность получать государственную поддержку без бюрократических барьеров, одновременно исключая практики фиктивного оформления импортной продукции как отечественной. Эта инициатива партии направлена на укрепление отечественной промышленности и повышение эффективности расходования государственных средств в интересах развития экономики страны.

В рамках нового закона создается Единый реестр казахстанских товаропроизводителей, который заменит сертификаты СТ-KZ и индустриальные сертификаты. Реестр станет основой для распределения господдержки, ее получат только те компании, которые действительно работают в Казахстане. Кроме того, вводится цифровая верификация, представляющая собой автоматизированную проверку данных предприятий на основе сведений из Комитета госдоходов, Бюро национальной статистики, госзакупок. Среди других новшеств – устанавливаются четкие требования к производственным и технологическим операциям, с тем чтобы избежать формальной выдачи статуса «отечественный производитель» компаниям, не имеющим реального производства.

Ранее в системе СТ-KZ и индустриальных сертификатов было много уязвимых мест, которые мешали честной конкуренции и не в полной мере защищали отечественных производителей. В их числе: возможность оформления импортной продукции как отечественной, особенно при участии в госзакупках; зависимость от платных услуг коммерческих экспертов; наличие избыточных финансовых и административных требований и тому подобное. Кроме того, прежняя система не обеспечивала достоверность предоставленных данных и позволяла недобросовестным компаниям обходить критерии локализации.

С 2019 года было выдано 69 000 сертификатов СТ-KZ и свыше 1 500 индустриальных сертификатов, но механизм проверки их обоснованности вызывал сомнения. Более 3 000 документов было отозвано или отправлено на доработку из-за ошибок и нарушений.

Сравнительная таблица положений старой системы и норм нового Закона:

Старая система

Новая система

Сертификат платный

Компании оплачивали услуги экспертов для получения СТ-KZ или индустриального сертификата.

Реестр бесплатный

Включение в реестр осуществляется без оплаты и является бессрочным.

Решение – эксперт

Решение зависит от оценки коммерческой организации.

Решение – цифровая модель

Оценка осуществляется автоматически по данным налоговых органов, статистики и госзакупок.

Человеческий фактор

Высокий уровень коррупционных рисков из-за человеческого фактора.

Автоматизированная проверка

Минимизация человеческого участия исключает влияние и давление.

Легко обойти требования

Не имеющие фактического производства компании могли получить сертификат.

Жесткие критерии локализации

Требуются конкретные технологические операции, зафиксированные в методике.

Ограниченный охват

Только часть отраслей охватывалась сертификатами.

Вся обрабатывающая промышленность

Единый подход ко всем секторам.

Нет критериев IT-продуктов

Софт- и цифровые продукты не учитывались.

Включаются и цифровые товары

Прописаны критерии для казахстанского программного обеспечения.

Непрозрачность при участии в госзакупках.

Фиктивные «отечественные» товары попадали в тендеры.

Доступ к закупкам – только через реестр.

Участвуют только те, кто прошел проверку.

Сложность для МСБ.

Сбор документов, оплата, ожидание заключения.

Простой и понятный механизм.

Все онлайн, без избыточных требований и издержек.

Таким образом, переход от формальной сертификации к реальной цифровой верификации поможет снизить зависимость от импорта и усилить экономическую независимость. Вместе с отраслевыми ассоциациями будут разработаны четкие и понятные стандарты производства «Made in Kazakhstan». В них будут прописаны все процессы и требования. Отдельное внимание уделено цифровой инфраструктуре.

Верификация компаний будет происходить на основе данных из налоговых органов, органов статистики и систем закупок, с минимальным участием человека. Это делает процесс прозрачным, объективным и устойчивым к коррупционным рискам. Проверка производства будет осуществляться по утвержденным технологическим операциям, разработанным с участием бизнеса. В случае спорных моментов будет проводиться выездная экспертиза. Ответственность за подлог данных будет усилена, вплоть до уголовной.

Уполномоченным органом по ведению реестра определено Министерство промышленности и строительства. Именно оно будет принимать решения о включении компаний в реестр на основании цифровой оценки и отраслевых критериев, согласованных с профильными госорганами. Закон предусматривает плавный переход к новым нормам: СТ-KZ и индустриальные сертификаты будут действовать до 1 января 2026 года. За это время все компании смогут адаптироваться, провести цифровую верификацию и войти в новый реестр без спешки и штрафов.

Принятый закон открывает новый этап в поддержке локального производства. Теперь только те компании, которые действительно производят продукцию в Казахстане, смогут рассчитывать на преференции, субсидии, участие в закупках государственного и квазигоссектора. Это станет стимулом для локализации производств и создания рабочих мест внутри страны. Новые правила позволят избавиться от так называемых «фантомных» компаний – тех, что декларируют многомиллионные объемы производства, находясь в обычных квартирах, без персонала, с одной лишь печатью и казахстанской этикеткой.

Также подписанный закон решает проблему недобросовестного участия в тендерах. Схемы, при которых под видом “отечественного” поставлялся дешевый импортный товар, больше будут невозможны. Благодаря закону, к примеру, такая отрасль как машиностроение получит возможность выйти из тени и получить реальный доступ к заказам недропользователей, национальных компаний и других. Легкая промышленность будет защищена от недобросовестных конкурентов, завозящих готовую продукцию под видом сырья. В фармацевтике вводятся жесткие стандарты качества, приоритет будет отдаваться производителям с локализованным циклом. В цифровом секторе впервые в истории законотворчества IT-продукты признаны как промышленные товары.

Особое внимание в законе уделено локализации программного обеспечения. По инициативе депутата Мажилиса, члена фракции партии AMANAT Екатерины Смышляевой реестр будет учитывать не только производителей физической продукции, но и казахстанские софт-компании, при условии размещения серверов в Казахстане, определенной доли казахстанских разработчиков в штате и отсутствия заимствованного иностранного кода. Это создаст прочную базу для развития национальной цифровой экономики и стимулирует инновации.

Каждый год государство направляет триллионы тенге на поддержку отечественных производителей: строит инфраструктуру, снижает налоговую нагрузку, предоставляет льготное финансирование. Эти предприятия получают приоритет в госзакупках, объем которых превышает 7 триллионов тенге ежегодно. Кроме того, компенсируется до 50% транспортных расходов и оказывается множество других видов поддержки.

Поэтому логично и справедливо, что президент Касым-Жомарт Токаев требует конкретной отдачи: работающие производства, снижение зависимости от импорта. Так же справедливо, что граждане ожидают видеть на полках магазинов качественную казахстанскую продукцию по доступным и стабильным ценам без привязки к валютным колебаниям и внешней конъюнктуре. Новый закон – это шаг к реальной экономической независимости, которая зиждется не на лозунгах, а на прозрачных механизмах, честной конкуренции и поддержке тех, кто действительно работает в стране.

Данияр Сихимбаев

 

Новости партнеров