На протяжении 900 лет семья Котыревых непрерывно трудится на железной дороге.
Человек, который любит то, чем занимается, своей неуемной энергией и горящими глазами вызывает интерес и прививает любовь к труду и у членов семьи. Так и возникают профессиональные династии. Есть потомственные сталевары, полицейские, военные, пекари. К такой династии относится и семья Котыревых, которые уже на протяжении 900 лет продолжают трудиться на железной дороге. В преддверии Дня работников транспорта в Казахстане журналист Liter.kz побеседовала с семьей Котыревых и узнала, как зародилась традиция работать на “железке”.
Старшее поколение в семье Котыревых родилось под стук колес. Выходит, вся трудовая династия была свидетелем истории развития стальной магистрали – от чадящих тяжеловесных паровозов до скоростных локомотивов. И сегодня руками членов данной династии продолжает твориться история стальной магистрали уже на протяжении 900 лет.
Истоки династии находятся в Костанайской области. Отец Идрис родился в 1890 году и работал простым путейцем. У него была интересная судьба – он считал себя ярым коммунистом, приверженцем коллективизации. Когда он вышел на заслуженный отдых, его пенсия составила всего 27 рублей, а супруга вообще не получала никаких выплат, так как занималась домашним хозяйством. Женщина родила 16 детей, из которых выжило только пятеро.
Кормильцем семьи стал старший брат Мансур. На его плечи легли все тяготы воспитания младших братьев и сестер. Он родился в 1927 году, в 14 лет пошел работать путевым рабочим на Кушмурунскую династию пути и трудился там все военные годы. Несмотря на лишения, холод и голод, он продолжал ковать Победу в тылу.
Уже после окончания Великой Отечественной войны он выучился в дорожно-технической школе в Акмолинске. Как квалифицированный дорожный мастер Мансур Котырев строил новые железнодорожные пути. На этом он не останавливался, а продолжал учиться. Окончил Алма-Атинский железнодорожный техникум, затем в 1972 году, в сорокапятилетнем возрасте - Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Он прошел все этапы трудового пути, ни разу не изменив родной стальной магистрали. В 1969 году его назначили начальником Кушмурунской дистанции пути, где он успешно проработал до 1987 года.
Его много раз награждали различными знаками отличия. Но самым ценным признанием стало звание “Почетный железнодорожник”. На заслуженном отдыхе Мансур Котырев продолжал активно трудиться. Построил в родном поселке Кушмурун первую мечеть, совершил хадж в Мекку и Медину. Его не стало в 2015 году, а через год в его честь на здании Кушмурунской дистанции пути установили памятную доску. В Кушмуруне до сих пор ежегодно проводится турнир по мини-футболу памяти Котырева.
По стопам отца и старшего брата пошел и Куаныш Котырев. Он родился на станции Койбагор Костанайской области в маленьком бараке недалеко от входного железнодорожного семафора. Возможно, первый звук, который он услышал, был сигнал проходящего мимо паровоза.
В школе юный Куаныш учился с такими же детьми железнодорожников в Кайбагоре, после седьмого класса – в школе-интернате с детьми тружеников магистрали в Кушмуруне. В его окружении говорили о поездах, поэтому неудивительно, что даже в школе, наряду с общеобразовательными предметами, профессиональные железнодорожники преподавали курс “Дежурный по станции”.
Куаныш Котырев без труда сдал экзамены и, вместе с аттестатом об окончании средней школы, получил удостоверение о присвоении специальности “Дежурный по станции”.
После окончания школы Куаныш Идрисович пришел на железную дорогу. Работал на станции стрелочником, старшим стрелочником, дежурным по станции.
Мне на всю жизнь запомнились глаза отца, когда я получил первую зарплату, сумма была не маленькая – почти в четыре раза больше, чем его пенсия. Отец взял деньги в руки и, видимо, не верил своим глазам, что столько можно заработать за месяц, – вспоминает он.
Полученного образования стало ему недостаточно. Через год Куаныш Идрисович поступил в Ташкентский институт железнодорожного транспорта на специальность “Организация движения поездов”. После первого курса его призвали в армию, где однополчанин убедил Куаныша после службы изменить направление и изучать экономику железнодорожного транспорта. В то время вышло постановление Центрального Совета КПСС “О новой системе планирования и экономического стимулирования”. Все это повлияло на его выбор. Куаныш Котырев о выбранном трудовом пути впоследствии не пожалел.
Новые дисциплины студент схватывал на лету. Куаныш Идрисович был отличником в учебе, занимался спортом, был чемпионом по бегу института Среднеазиатской железной дороги
Он был успешен настолько, что руководство приняло решение присудить звание 1000-ного инженера-экономиста именно ему. Дело в том, что выпуск 1971 года, в который попал Куаныш Идрисович, совпал с юбилейным выпускником.
После чего вчерашний студент вернулся в депо Кушмуруна, где трудился нормировщиком, вскоре стал главным бухгалтером того же депо. Он прошел впечатляющий путь вверх по карьерной лестнице, был заместителем начальника финансового отдела в Костанайском отделении дороги.
После образования трех дорог Казахстана его назначили первым заместителем начальника финансовой службы Целинной железной дороги. В 1980-1985 годах был секретарем партийного комитета аппарата управления Целинной железной дороги. А после пяти лет работы на этой должности стал начальником отдела кадров Целинной железной дороги.
Затем ему предложили возглавить отдел транспорта и связи Целиноградского Обкома партии, где он работал до того, как из Конституции упразднили пятую статью, которая гласила, что ведущей и направляющей силой общества является партия. Но и в этой ситуации Куаныш Идрисович не остался без дела. Ему предлагали высокие должности в администрации, но он снова сделал выбор в пользу железной дороги и возглавил планово-экономический отдел Целинной железной дороги.
Куаныш Котырев проработал на руководящих должностях в регионе и столице. Руководил управлением кадровой и социальной работы АО “Локомотив”.
Будучи на пенсии работал председателем совета ветеранов Сарыаркинского района, затем председателем совета ветеранов железнодорожного транспорта АО “НК “ҚТЖ”. В настоящее время он является секретарем Консультативного совета. Это совещательный орган ветеранов железной дороги.
Большинство членов семьи Куаныша Идрисовича также связали свою судьбу с железной дорогой. Его супруга Кунсулу посвятила железнодорожной отрасли 40 лет. По стопам старших пошли и пятеро детей старшего брата Мансура, и трех сестер – Бадыгуль, Баден и Кизатай.
Видным активным деятелем железнодорожной магистрали в настоящее время стал сын Куаныша Идрисовича Батыр Котырев. В семье железнодорожников часто разговоры шли о стальной магистрали. Поэтому неудивительно, что Батыр Куанышевич пошел по стопам дедушки, дяди и отца. В 1994 году он окончил Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ). И тогда же начал трудовой путь с должности электромеханика 3-й дистанции сигнализации и связи Целинной железной дороги. За годы работы Батыр Куанышевич продолжал учиться. В 2010 году он окончил Карагандинский экономический университет, в 2015-м MBA в European University (Швейцария) и НЭУ им.Т. Рыскулова. Он является магистром экономики и бизнеса по специальности “Деловое администрирование”.
Батыр Котырев прошел трудовой путь от начальника производственного участка до главного инженера АО “Национальная компания “Қазақстан темір жолы”.
Он является одним из основателей спортивной команды ҚТЖ Railways athletics club, личным примером мотивируя коллег вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.
Его вклад отмечен знаком “Почетный железнодорожник” и “Заслуженный энергетик”.
Славная трудовая династия была активным участником и свидетелем эпохальных событий железнодорожной отрасли. С тех пор, как первый член семьи пришел на железную дорогу, были построены Турксиб, новые дороги, станции, вокзалы, появились скоростные комфортабельные поезда, а ҚТЖ из железнодорожной компании преобразован в транспортно-логистический холдинг.