Отбасы банк запускает новую платформу

Теперь подать заявку и зарегистрироваться в качестве нуждающегося в жилье можно через новый портал.

Наиля Ахат

С 24 мая в Казахстане стартует прием заявок через новую информационную систему “Центр обеспечения жилищем”, разработанную Отбасы банком. Подать заявку и встать на учет в качестве нуждающегося в жилье теперь можно онлайн на портале orken.otbasybank.kz с использованием электронной цифровой подписи, передает Liter.kz.

До официального старта подачи заявок казахстанцы уже могут ознакомиться с интерфейсом платформы и всей необходимой информацией, опубликованной на сайте.

Кто может подать заявку?

С 24 мая 2025 года встать на учет в качестве нуждающихся в жилье смогут:

совершеннолетние граждане Казахстана, не имеющие жилья на праве собственности в течение последних пяти лет; граждане, единственное жилье которых признано аварийным.

При подаче заявки система автоматически проверит заявителя по ряду параметров: наличие недвижимости, семейное положение, социальный статус, наличие выплат, доход семьи и др. На основе этих данных формируется цифровой портрет заявителя, что позволит банку в дальнейшем рекомендовать подходящие меры государственной поддержки.

Государственная услуга в цифровом формате

Постановка на учет – это государственная услуга, которая будет оказываться в срок:

1 рабочий день при подаче стандартной заявки; до 3 рабочих дней при наличии сканированных документов, например, подтверждающих аварийное состояние жилья.

При подаче заявления каждый член семьи получит SMS с номера 1414, на которое нужно будет подтвердить согласие на обработку персональных данных.

Инструменты государственной поддержки

Получение статуса нуждающегося в жилье не означает автоматическое предоставление квартиры. Гражданам, в зависимости от уровня дохода и социальной категории, могут быть предложены такие меры поддержки, как:

субсидирование аренды жилья; арендное жилье от акиматов; льготные жилищные программы со ставками от 2% до 5% годовых и минимальным первоначальным взносом; участие в программах “Наурыз” и “Наурыз жумыскер”. Кто имеет первоочередное право на жилье?

Минимум 70% объема льготного жилья будет распределяться в пользу граждан, имеющих первоочередное право:

ветераны ВОВ и приравненные к ним; дети-сироты; многодетные семьи; семьи с детьми-инвалидами; лица с инвалидностью I и II группы; вдовы и вдовцы. Что будет с действующей базой нуждающихся в жилье?

До 17 июня 2025 года все действующие базы данных граждан, ранее подававших заявки через акиматы, будут переданы в Отбасы банк. До этой даты акиматы продолжат прием заявок в прежнем порядке.

Гражданам рекомендуется проверить актуальность личных данных в egov.kz и kezekte.kz (удостоверение личности, семейный статус, наличие недвижимости и пр.) и при необходимости обновить их через акиматы.

Основания для отказа в постановке на учет

Причинами отказа могут стать:

наличие или наличие в прошлом жилья в собственности за последние 5 лет; наличие жилья, арендованного через государственные программы; недостоверные или неполные данные в заявке; факт приватизации ранее полученного госжилья; несоответствие между населенным пунктом аварийного жилья и местом подачи заявки; приобретение жилья по ипотеке с господдержкой. Прозрачность и контроль

Для обеспечения прозрачности Отбасы банк публикует на своем официальном сайте:

списки граждан, находящихся на учете; списки тех, кто уже получил господдержку и решил жилищный вопрос за последние 2 года.

Платформа интегрирована с 14 государственными базами данных, что позволяет максимально автоматизировать и упростить процесс подачи и рассмотрения заявок.

Новости партнеров