Несомненно, главным событием нынешнего календарного года стали выборы в Мажилис Парламента Казахстана, результаты которых еще предстоит подытожить. Вместе с тем заслуживает внимания зарубежный опыт парламентских выборов некоторых стран, включая специфику систем их избирательного права, который мы представляем вниманию читателей.
Великобритания
Участвовать в парламентских выборах в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии можно с 18-летнего возраста, являясь подданными самого Королевства, стран Содружества или Ирландской Республики, а также лицами, которые зарегистрированы в избирательном округе и внесены в списки избирателей. Могут голосовать и те британцы, кто постоянно проживает за границей менее 20 лет, а избиратели в Северной Ирландии должны прожить в своем избирательном округе не менее трех месяцев. В целом этим критериям отвечают более 44 миллионов человек.
Королева Елизавета II имела право голосовать, равно как и члены королевской семьи, однако они не пользовалась этим правом, поскольку на практике это могло быть неконституционным. Как будет с вступившим на британский престол новым королем Карлом пока неизвестно.
Кандидат должен быть старше 21 года, и он имеет право выдвигаться сразу от нескольких округов. В случае победы более чем в одном округе кандидату необходимо в течение одной недели решить, какой округ он будет представлять.
Каждый округ избирает одного члена парламента, а каждый избиратель получает в руки один бюллетень. Голоса избирателей подсчитываются, и кандидат, набравший большее количество, объявляется победившим. В отличие от многих других стран, для победы в Великобритании не требуется абсолютного большинства голосов зарегистрированных избирателей. Каждый британец имеет право проголосовать по почте.
Поскольку в Великобритании нет такого понятия, как "день тишины", как например, в Казахстане, политическая агитация не запрещена даже в день выборов. Поэтому представители политических партий ведут кампанию до последнего момента. Кроме того, за ходом голосования, помимо наблюдателей, следят так называемые "счетчики голосов" — партийные добровольцы, которые у избирательных участков ведут учет всех зарегистрированных избирателей и, что наиболее важно, вычисляют потенциальных непроголосовавших сторонников своих партий и призывают их прийти на избирательный участок. Однако внутри самих участков таким "счетчикам" агитировать запрещено.
Официально закон не требует, чтобы выборы проходили в конкретный день, но по традиции, с 1935 года все парламентские выборы проходят по четвергам.
Традиционная политическая привязанность по-прежнему существует у газет — одни считаются газетами консерваторов, а другие оказывают поддержку левому спектру, обычно — лейбористам.
Что же касается радио и телевидения, то они обязаны доносить до своих слушателей всю палитру политических мнений, воздерживаясь от собственной оценки. Ну, а всемирно известная Би-би-си имеет свой собственный свод очень строгих правил, которых журналисты обязаны придерживаться.
Федеративная Республика Германия
В соответствии с основным законом Германии избранные депутаты "являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести".
Начиная с выборов во второй германский парламент — Бундестаг, с 1953 года избиратели на выборах отдают по два голоса. Первый голос отдается кандидату от избирательного округа голосующего, а второй отдается конкретной партии.
В Германии насчитывается 299 избирательных округов, в каждом из которых проживает около 250 тыс. немцев. Из, как минимум, 598 мандатов в Бундестаге 299 выбираются через так называемые земельные партийные списки. Списки могут подаваться только партиями, причем они сами определяют очередность, в которой их кандидаты занимают в Бундестаге места, причитающиеся в данной федеральной земле их партии.
Очередность в списке кандидатов предварительно устанавливается на партийных съездах. Если какой-либо депутат парламента снимает свои полномочия, то его место получает следующий кандидат из земельного списка его партии, до которого до этого не дошла очередь. Если в партийном списке больше нет кандидатов, то депутатское место остается вакантным.
Каждая партия, чтобы пройти в Бундестаг, должна набрать по всей стране не менее пяти процентов вторых голосов.
Ход выборов в Бундестаг регулируется Федеральным положением о выборах, а действительность выборов проверяется Бундестагом в соответствии с Законом о проверке правильности выборов.
Королевство Дания
В соответствии с Конституцией Дании король этой страны может в любое время издать приказ о проведении новых выборов, а вопрос о проведении досрочных выборов решает премьер-министр. Право голоса имеют и могут быть избранными граждане, постоянно проживающие в Дании, Гренландии или на Фарерских островах, достигшие возраста 18 лет. Такой возможности лишены недееспособные и находящиеся под опекой лица. Баллотироваться в депутаты не могут лица, осужденные за преступление, которое не позволяет быть членом датского парламента — Фолькетинга.
Право баллотироваться в члены парламента имеют как кандидаты от политических партий, так и независимые кандидаты, которым необходимо заручиться поддержкой 150–200 избирателей региона. Избиратели, сменившие место жительства, должны сообщить об этом в муниципалитет не позднее чем за 15 дней до выборов.
При желании избиратель может оставить бюллетень незаполненным, который будет считаться недействительным, однако повлияет на размер явки. Если избиратель не может по уважительной причине прийти на избирательный участок (отсутствие в стране, болезнь и т. д.), он может проголосовать по почте. Ряд категорий граждан имеет право проголосовать заранее.
Вновь избранный парламент созывается в 12 часов дня, через 12 недель после проведения выборов. Исключение составляют ситуации, когда король созывает заседание депутатов раньше указанного срока.
Государство Израиль
В стране Земли обетованной принята общенациональная система выборов, основанная на принципе пропорциональности, то есть количество мандатов, которые получает каждый список, пропорционально числу голосов, проголосовавших за него. Единственным ограничением является процентный электоральный барьер, составляющий 3,25% от всех поданных на выборах законных голосов избирателей. Другими словами, чтобы пройти в израильский парламент — Кнессет, партийному списку необходимо набрать по меньшей мере 3,25% от общей численности голосов избирателей, принявших участие в выборах.
Согласно этой системе избиратели голосуют за список, а не за конкретного кандидата. В некоторых партиях проходят "праймериз", в ходе которых члены определенной партии избирают своих кандидатов. В других партиях высший партийный орган сам выбирает кандидатов, а в религиозных партиях кандидатов назначают духовные лидеры.
В соответствии с законом выборы в Кнессет проходят раз в четыре года, однако сам Кнессет или премьер-министр могут принять решение передвинуть их на более ранний срок. В исключительных случаях Кнессет может работать и большее четырех лет.
Принципы проведения выборов установлены конституционным "Основным законом: Кнессет", согласно которому выборы в парламент Израиля будут всеобщими, общенациональными, прямыми, равными, тайными и пропорциональными. Этот пункт может быть изменен лишь при согласии по меньшей мере 61 депутата Кнессета. Несмотря на то, что "Основной закон: Кнессет" дает законодателю полномочия ограничить право выбора в случае, предусмотренном законодательством, до сегодняшнего дня Кнессет ни разу не воспользовался этим правом.
Существует и перечень должностей, при исполнении которых невозможно баллотироваться в Кнессет. Сюда входят президент страны, государственный контролер, судьи, офицеры действительной службы, высокопоставленные государственные работники. Для того, чтобы получить право избираться в Кнессет, им, в соответствии с законом, необходимо уволиться по меньшей мере за 100 дней или за 6 месяцев до выборов.
Принцип общенациональности выборов состоит еще и в том, что все Государство Израиль является одним избирательным округом. Таким образом, в Кнессете нет, скажем, "депутата от Тель-Авива" или другого города, но все 120 депутатов Кнессета представляют всех граждан страны, имеющих право голоса на выборах в Кнессет.
Канада
Корни канадской избирательной системы можно обнаружить еще в средневековой Англии, когда в 1215 году была принята Великая хартия вольностей — документ, заложивший основы в том числе и избирательной системы стран англо-саксонской правовой системы.
Избирательный процесс в стране Кленового листа прошел несколько этапов развития. За редким исключением голосовать в Канаде могли только представители мужской части населения, причем и это право было ограничено цензом собственности. В 1919 году женщины в Канаде получили официальное право голосовать на федеральных выборах, и только к 1940 году это право включило в себя право голосования и на выборах, проводимых в провинциях. Существовало ограничение избирательного права по расовому критерию, и аборигенные жители не могли участвовать в выборах. Однако в 1960 году дискриминирующее положение было отменено, и все дееспособные граждане были наделены равным избирательным правом.
Сегодня гражданин Канады, достигший на день выборов возраста 18 лет, имеет право выдвинуть свою кандидатуру, за исключением случаев, прямо перечисленных в законах. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе, однако совсем не обязательно, чтобы он был зарегистрирован как избиратель этого округа или жил в этом округе. Интересно, что до 1970 года минимальный возраст для участия в голосовании составлял 21 год. Снижение возрастного ценза сопровождалось большими спорами, высказываемыми общественностью, — насколько политически подкованы и самостоятельно мыслят люди в восемнадцатилетнем возрасте.
Началом избирательной кампании в Канаде является официальная просьба премьер-министра, обращенная к генерал-губернатору, распустить парламент и назначить новые выборы (выпустить приказ о выборах). Эта просьба знаменует период избирательной кампании, которая завершается подсчетом голосов по результатам голосования. Максимальный период федеральной избирательной кампании не установлен законом, однако кампания не может длиться менее чем 36 календарных дней.
Кандидат на выборную должность должен быть не младше 18 лет, иметь гражданство Канады и иметь определенное место жительства на территории страны, хотя это требование не является столь строгим в настоящее время. Лицо, признанное виновным в нарушении избирательных законов или нелегальной деятельности в области выборов, отстраняется от участия в выборах на срок пять лет. Те, кто участвовал в предыдущей избирательной кампании, однако не отчитался о расходовании и не предоставил отчет, не допускаются до следующих выборов.
Особенностями выборной системы Канады являются максимальная прозрачность и четкий порядок проведения выборов. Кандидаты, политические партии, любые лица, участвующие в выборах, подвергаются строгому контролю специальными органами.
Граждане, не имеющие определенного места жительства, при предъявлении какого-либо удостоверения личности также могут принимать участие в голосовании. Право граждан Великобритании на участие в выборах в канадские представительные органы власти ограничено, начиная с 1970 года. До этого момента британские подданные участвовали в выборах наравне с канадцами.
Интересно, что днем голосования в Канаде является понедельник. Конечно же, более эффективным явился день голосования в воскресенье, как во многих европейских государствах, однако по результатам опросов канадцы не желают тратить свой выходной день на участие в голосовании, а значит, такие изменения в законе тоже вряд ли возможны.
Республика Корея
Длительность официальной предвыборной кампании, установленная законом о выборах в Стране утренней свежести, совсем небольшая — всего 14 дней. Это было сделано с целью "предотвратить чрезмерные расходы на длительные избирательные кампании и пагубные последствия от чересчур жарких выборов". С другой стороны, у такого решения есть и негативная сторона — это работает против новых малоизвестных кандидатов.
Недавно Правительство Республики Корея и оппозиция сумели найти общий язык и пришли к консенсусу в вопросе проведения выборов в парламент страны — Национальное собрание. Договоренности подразумевают сохранение числа мест (300) в верховном законодательном органе. Однако количество кресел, занимаемых по пропорциональному принципу, увеличится с 47 до 75. Помимо этого, общее количество мест, которые займут депутаты одной партии, будет определяться как победами в одномандатных округах, так и пропорцией от общего числа проголосовавших избирателей.
Предполагается, что подобные нововведения изменят старую систему, где большее количество мест в Национальном собрании уходило тем партиям, которые получали самую массовую поддержку в своем округе, ведь проигравшие оставались ни с чем. Новый принцип позволил распределять кресла в парламенте в соответствии с долей от общего числа проголосовавших, а сами кандидаты теперь проходят по партийным спискам.
Королевство Норвегия
Основными документом, регламентирующим выборы в Норвегии, являются Конституция от 17 мая 1814 года, закрепляющая и нормы избирательной системы королевства. Поэтому легко объяснить, что 17 мая в стране викингов именуют днем Конституции — и этот день является главным национальным праздником Норвегии.
Конституция допускает особые формы голосования, предоставляющие возможность избирателям реализовывать свои права. Сегодня это регламентируется законом о выборах в норвежский парламент — Стортинг, который является вторым после Конституции правилом, регламентирующим выборы в стране. Следует отметить, что Норвегия — одна их первых стран законодательно обязала все партии опубликовывать отчеты о своей финансовой деятельности. При этом норвежское законодательство не устанавливает лимитов для расходов, связанных с финансированием избирательных кампаний.
Спецификой же избирательного процесса Норвегии является то, что законодательство о выборах не регламентирует отдельно вопросы, связанные с финансированитем выборов. В королевстве эти вопросы рассматриваются в контексте финансирования деятельности политических партий в целом и также отражены в законе о политических партиях. Кстати, это же правило касается и деятельности СМИ и НПО.
Министерство местного самоуправления Норвегии может аккредитовать наблюдателей за проведением выборов, что распространяется как на отечественных наблюдателей, так и на международных. Кроме этого, ничто не мешает любому частному лицу осуществить наблюдение за выборами и присутствовать в ходе подсчета голосов избирателей после голосования. Власти королевства не раз отмечали, что для Норвегии является важным условием то, чтобы "выборы были открытыми и прозрачными для всех, кто ими может интересоваться". Поэтому местным властям рекомендовано идти навстречу всем, кто пожелал осуществлять наблюдение за выборами.
Кроме этого, стоит отметить, что в Норвегии запрещены внеочередные парламентские выборы — и тогда действующая коалиция власти, состоящая из различных партий, может оказаться в меньшинстве. К примеру, зимой 2020 года, в результате выхода одной из партий из коалиции, у власти осталось меньшинство в количестве 61 депутата, в то время как в оппозиции оказалось большинство из 108 членов Стортинга. Такое явление ранее получило название "скандинавский феномен".
Любопытно и то, что за день до выборов, который многие именуют как "день тишины", в Норвегии запрещена продажа алкогольных напитков. Вот такой трезвый взгляд на выборы!
Подготовил Ильяс Омаров