Последние события на политическом поле в стране натолкнули меня на новые размышления. Скоро все семь партий, зарегистрированных у нас, активно начнут бороться за симпатии электората, чтобы пройти в Мажилис Парламента РК. Я, как член партии AMANAT, не могу оставаться в стороне, поэтому решил поделиться с читателями партийной газеты своим мнением. Итак, согласно п. 1 ст. 5 Конституции в РК признается идеологическое и политическое многообразие. Тем самым законодатель Казахстана прямо устанавливает не просто возможность функционирования в стране многопартийной системы, политического плюрализма и различных идеологических течений, но и не отрицает возможности наличия в стране государственной идеологии, и субъектами ее должны быть, в первую очередь, прогрессивные политические партии. Это очень важно в политико-правовой действительности современного Казахстана, когда в жизнь претворяются политические и социально-экономические реформы, инициированные Президентом Касым-Жомартом Токаевым и направленные на построение Нового Казахстана как Справедливого государства.
“AMANAT должна измениться не только по форме, но и по своему содержанию”
Поэтому на данном этапе развития государства именно партия AMANAT является той политической силой, которая должна консолидировать все прогрессивные политические и общественные течения. Важно создать условия для реального воплощения в жизнь обозначенных в предвыборной платформе Касым-Жомарта Токаева амбициозных по своему содержанию и целям задач. Здесь первоочередным направлением является необходимость идеологического обеспечения начатых и проводимых в стране реформ и преобразований. Лишь реальная трансформация NUR OTAN в самостоятельную политическую партию AMANAT позволит не просто начать внутрипартийное строительство, а наполнит данную партию новым, в том числе идеологическим содержанием, сделает ее основной движущей силой в строительстве Нового Казахстана. Более того, партия AMANAT должна не просто декларировать, но и реально защищать интересы рядового казахстанца — труженика. Тем самым она сможет стать привлекательной для вступления в ее ряды не только лиц, стремящихся стать партийными функционерами, а именно рядовых казахстанцев, патриотов своей страны. Справедливости ради следует отметить, что политическая платформа партии AMANAT, декларирующей защиту ряда духовных ценностей, достаточно прогрессивная по своему содержанию. Тем не менее полагаю, что, отказавшись от политических догм NUR OTAN, AMANAT должна измениться не только по форме, но и по своему содержанию. AMANAT должна стать партией, действительно выражающей интересы народа, а не отдельных политических групп. Для этого необходимо пересмотреть, в первую очередь, идеологическую составляющую партии. Идеология партии АMANAT должна проповедовать общечеловеческие, общегуманные, общенациональные духовно-нравственные ценности, отличаться ярко выраженной демократической направленностью, главной целью должно стать построение справедливого общества. Тем самым государственная идеология должна быть основана, в том числе, на идеологии политической партии AMANAT, которая, в свою очередь, должна стать консолидирующей силой казахстанского общества. Действительно, на формирование и развитие госидеологии при определенных условиях существенное влияние оказывают политпартии. Условия эти заложены в Конституции и других нормативно-правовых актах. К слову, уместно сказать, что последними изменениями и дополнениями Закон "О политических партиях" существенно демократизирован в плане создания условий для дальнейшего развития многопартийности в нашей стране. Для партии AMANAT, как и для других партий, вопрос партидеологии является важнейшим условием привлекательности для граждан и электората в целом, особенно в условиях многопартийности. Мультипартийную систему в Казахстане можно считать сложившейся, поскольку она реально включает в себя элементы (партии), которые тесно взаимодействуют между собой в процессе цивилизованной политической борьбы за государственную власть.
“Общественное согласие может быть достигнуто не только усилиями государства”
Вернувшись к истокам госидеологии, надо отметить, что они не могут возникнуть на пустом месте либо стать плодом интеллектуальной деятельности одного определенно-конкретного лица. Они содержатся в нашей Конституции, законах, Посланиях Главы государства и других концептуальных политико-правовых программных документах. Поэтому партия AMANAT и другие политические партии Казахстана должны выступать активными субъектами, участвующими в формировании госидеологии. Я вижу несколько путей для этого. Во-первых, политические партии могут и должны участвовать в реализации конституционных идей. В нашей Конституции закреплены общесоциальные политические и правовые идеи. Эти идеи считаются фундаментальными, отражающими коренные интересы всех и выражающими перспективные стратегические цели. Конституционные идеи составляют основу организации деятельности государства и интересов общества. Любые идеи, выдвигаемые различными политпартиями, приемлемы, если они направлены на совершенствование указанных стержневых идей, институтов, а не на их подрыв и дискредитацию. Партия AMANAT, участвуя в формировании госидеологии, может рассчитывать на успех своей идеологической деятельности, если будет функционировать в рамках конституционных принципов, идей, заложенных в основу организации и деятельности государства Казахстан. Полагаю, что конституционное положение об основополагающих принципах деятельности РК относится не только к государству, его органам, но и к обществу, его общественно-политическим институтам. Общественное согласие может быть достигнуто не только усилиями государства, но и общественных объединений, в первую очередь, партий. Политическая стабильность достигается тогда, когда в обществе достигается единство политических и правовых идеалов и социокультурных ценностей. Партии участвуют в реализации других государственных идей, закрепленных в Конституции: экономическое развитие, казахстанский патриотизм и другие. Во-вторых, партии могут быть самостоятельными субъектами формирования и развития госидеологии. Пути, способы их участия в этом процессе существенно отличаются от деятельности госорганов. Госорганы участвуют в развитии госидеологии официально и в рамках своих полномочий. Партии участвуют в этом деле непосредственно, опосредованно и на общественных началах. Правовой основой участия политпартий в развитии госидеологии является вышерассмотренное конституционное положение о признании в Казахстане идеологического и политического многообразия. Такое признание означает допущение существования самых различных идеологических течений и воззрений, порою оппозиционных друг другу. Главное условие их легитимности состоит в том, что ни одно идеологическое течение не может претендовать на исключительное право стать государственной идеологией. Непризнание государством одной идеологии, допущение идеологического и политического многообразия благотворно влияют на общественное сознание, освобождая людей от идеологических догм, одной всеобщей идеологии (как это имело место в советском прошлом). Это имеет значение и для государственной идеологии. Разные идеологические и политические течения подходят и формированию государственной идеологии с позиции различных социальных, национальных групп и политических партий. Тем самым имеют возможность в рамках конституционных требований влиять на этот процесс. Госидеология может вобрать в себя такие идейные положения, которые направлены на укрепление государства, расширение и гарантию прав и свобод человека и гражданина, на развитие демократической национальной системы права, на обеспечение общественного согласия, политической стабильности и т. д. Этого партии могут добиваться различными законными способами. Например, выдвигая и избирая своих представителей в Мажилис Парламента, участвуя в выполнении задач госорганов, в обсуждении наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни, критикуя неэффективные нормативные правовые акты и одновременно предлагая нужные, полезные правовые идеи и т. д.
“Нужно доходчиво объяснять, что Новый Казахстан — это уже реальность”
Еще один самостоятельный субъект формирования госидеологии, который в настоящей статье нельзя обойти вниманием, — казахская нация. Здесь надо выделить образованную интеллектуальную элиту, которая стремится взять на себя историческую миссию: выражать стратегические национальные идеи. Они действуют (возможно, не так активно, как следовало бы) в рамках госструктуры, политических, общественных институтов. Причем следует отметить, что казахская интеллектуальная элита условно подразделяется на две неравнозначные части. Первая значительная подавляющая часть стремилась и стремится выражать общенациональные идеи и интересы казахов. А вторая определенная часть пытается ставить выше интересов казахской нации клановые, родовые интересы и идеи. Эта часть казахской интеллигенции не просто играет регрессивную роль, но и препятствует становлению и укреплению государства Казахстан. Что касается первой части казахской интеллигенции, то привлечение ее в ряды партии AMANAT не просто усилит интеллектуальный потенциал партии, но и сделает ее генератором передовых идей, усилит ее идеологическую составляющую. Сегодня каждый партиец от AMANAT должен стать идеологическим работником, а лучше представителей творческой интеллигенции этого никто сделать не сможет. За тридцать лет простые люди настолько устали от пустых обещаний, несбывшихся надежд и нарушений законности, что вовлечь их в активную общественно-политическую жизнь совсем непросто. Уровень правового нигилизма (неверия в закон, справедливость) достиг в обществе критического уровня, который необходимо снизить до минимума. Именно поэтому идеологическая работа, особенно со стороны прогрессивных политических партий, должна быть обозначена в программных документах как приоритетное направление. Сегодня идти "в народ" и говорить "потерпите еще немного" — заведомо обречь идеологическую работу на провал. Необходимо не просто разъяснять конституционные идеи, принципы и нормы, а доходчиво объяснять, что Новый Казахстан — это уже реальность. То есть государство отказалось от лозунга "Сначала экономика — потом политика", а процесс оздоровления экономики начался, и он необратим. А справедливое общество — это общество, организованное на диктатуре закона, где действует основной принцип правового государства: "Разрешено все, что не запрещено законом". В новом обществе будет справедливое распределение общественных богатств и, самое главное, что для того, чтобы хорошо жить, надо не просто много и усердно трудиться, но и занять активную гражданскую позицию. При этом надо реально говорить о том, что завтра-послезавтра все хорошо не заживем, но каждый своим вкладом может внести лепту в светлое будущее — свое и своих детей.
Еркин Дуйсенов, доктор юридических наук, профессор, член партии AMANAT
Фото Павла Михеева