На прошлой неделе, накануне празднования 30-летия Независимости нашей страны, прошло историческое расширенное заседание Политического совета партии Nur Otan. На заседании Первый Президент – Елбасы, Лидер правящей партии Нурсултан Абишевич Назарбаев озвучил ряд важных для страны и Nur Otan инициатив и решений.
Елбасы сформулировал фундаментальные ценности государственного и национального строительства в своде принципов «Семь столпов Государственности». Этот документ емко обобщает пройденный за годы Независимости путь, определяет контуры развития нашей страны, а также дает будущим поколениям ориентиры и проверенную временем формулу успеха суверенного Казахстана.
Исторической стала инициатива Нурсултана Абишевича Назарбаева о передаче председательства в партии Главе государства Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву. Это вполне закономерное, полностью соответствующее логике казахстанского транзита, решение.
Как сказал Елбасы: «Казахстан вступает в четвертое десятилетие своей Независимости. Это эпоха больших перемен, сложных и судьбоносных решений».
В этих условиях на Nur Otan, как на правящую партию, возложена особая задача по консолидации общества вокруг Государственного курса Президента страны, обеспечивающего преемственность, политическую стабильность и дальнейшее развитие страны согласно Стратегии «Казахстан – 2050».
В этой связи Елбасы обозначил пять ключевых принципов долгосрочного лидерства Nur Otan: руководствоваться интересами народа, идти в ногу со временем, ставить ясные цели и реальные пути их достижения, работать сплоченной и единой командой, а также консолидировать общество вокруг своих ценностей.
За годы Независимости в открытой и конкурентной политической борьбе партия доказала свое лидерство. Как итог, сложившаяся сегодня партийно-политическая система с доминирующей ролью Nur Otan отражает интересы большинства казахстанцев, став одной из главных опор государственности.
Сегодня партии не просто представляют интересы народа во власти, они выступают консолидирующей силой, связующим «мостом» между государством и обществом, повышая политическую культуру через вовлечение граждан в процесс принятия государственных решений.
Сейчас, на пороге нового этапа развития страны, важно осмыслить пройденный путь, а также роль и значение сложившейся в нашей стране модели многопартийности для будущего Независимого Казахстана.
Как известно, еще в 1998 году Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев четко сформулировал ключевой принцип партийного строительства: «Политические партии представляют собой основной «строительный материал», из которого строится здание демократии, и мы должны сделать все возможное – и в правовом отношении, и иным образом – утверждая их место в обществе, чтобы они росли и крепли».
Анализ показал, что формирование современной партийно-политической системы можно поделить на следующие этапы:
Первое десятилетие Независимости – с 1991 года по начало 2000-ых –становление партийного поля, в рамках которого вырабатывались общественный и политический консенсус, а также основные идеологические конструкты и концепции развития страны.
Второе десятилетие – с начала 2000-ых по 2010 год – качественное укрепление политических партий с переходом от первоначальной мажоритарной к пропорциональной системе выборов в Мажилис Парламента.
Третье десятилетие – начиная с 2011-го – формирование многопартийной системы с доминирующей политической силой.
Первый этап. Институционализация политических партий
На заре Независимости перед Первым Президентом Республики Казахстан, Елбасы Н.А.Назарбаевым стояла сложная задача по созданию ключевых государственных и политических институтов на демократической основе, способных обеспечить развитие страны в непростых общественно-политических реалиях.
Имея большой опыт управления государством и будучи дальновидным реформатором, Елбасы понимал, что формирование стабильной политической системы без активного вовлечения гражданского общества невозможно. Первостепенное значение в этом процессе придавалось созданию многопартийной системы.
Партии, как политический институт, должны были стать каналом артикулирования интересов граждан и обеспечения эффективной обратной связи. Это требовало внедрения совершенно новых механизмов и правовых основ.
Ситуация осложнялась тем, что молодое гражданское общество не имело опыта функционирования независимых от власти общественных институтов – партий, профсоюзов, некоммерческих организаций. Существовали многочисленные ментальные барьеры, неготовность большей части населения принимать активное участие в общественной деятельности. Все это необходимо было преодолеть, убедив граждан в открытости государства для широкого общественного диалога.
Принятый в 1991 году Закон «Об общественных объединениях в Казахской ССР» запустил процесс институционализации партий. Было зарегистрировано более 300 общественных организаций, включая партии и движения. Коммунистическая партия Казахстана потеряла монополию на представительство интересов общества, ознаменовав тем самым процесс окончательного «демонтажа» однопартийной системы.
В результате, в первой половине 90-ых были зарегистрированы Социалистическая партия, Народный конгресс, Республиканская партия, Коммунистическая партия, Партия народного единства, Народно-Кооперативная партия, Партия возрождения Казахстана, «Руханият» и другие общественно-политические движения.
Вместе с тем, партии и общественные объединения того периода были больше ориентированы на представительство интересов узких сегментов электората. Популярность той или иной политической партии практически всегда зависела от личности руководителя. Партии в основном работали только в центре, не отличаясь организованностью и последовательностью.
Впервые юридическое закрепление многопартийности было отражено в Конституционном законе «О выборах», законах «Об общественных организациях» и «О политических партиях», принятых в 1995–1996 годах. Была установлена двухтуровая мажоритарная система абсолютного большинства для всех категорий кандидатов (кандидатам для победы надо было набрать более 50% голосов).
В это время партии, как политический институт, формировались в условиях глубокого экономического кризиса, нарастания социального напряжения и существенной поляризации партийно-политического поля.
Трудности начатых экономических реформ давали повод большому количеству зарубежных экспертов прогнозировать скорый развал государства. Чтобы не скатиться в число несостоявшихся государств (failed states), руководству страны во главе с Первым Президентом предстояло одновременно решать очень широкий спектр задач. Требовалось обеспечить внутриполитическую стабильность, провести быстрые экономические реформы, установить связи с внешними партнерами с целью стимулирования притока иностранных инвестиций.
Ответом на этот вызов стала инициированная Президентом страны Стратегия «Казахстан-2030», запустившая кардинальные реформы в стране. При этом процесс государственного строительства тесно увязывался с экономическим ростом и развитием партийно-политической системы.
Стратегия предопределила демократизацию страны в качестве ключевого вектора развития. Были расширены возможности участия общественности в процессе управления государством, созданы условия для конкуренции политических платформ и идей.
Описывая партийно-политический ландшафт Казахстана в середине 1990-ых, Елбасы в своей книге «Эра Независимости» пишет: «… при всех различиях новые партии в подавляющем большинстве декларировали приверженность принципам демократии, поддерживали курс государства на укрепление суверенитета».
Партийному строительству активно способствовало развитие избирательной системы. Поправки в Конституцию, внесенные в 1998 году, заложили основу пропорциональной избирательной системы. Усилились роль политических партий и их влияние на законотворческий процесс. С этого момента 10 дополнительных мест в Мажилисе стали распределяться между партиями пропорционально количеству голосов, отданных за партийный список. Был введен 7% барьер для вхождения в нижнюю палату Парламента, что оживило конкуренцию на политическом поле.
Вместе с тем, опыт первых лет Независимости показал, что для поддержания высокого темпа реформ требовалась весомая политическая сила, способная консолидировать общество. Такой силой стала Республиканская политическая партия «Отан», образованная в 1999 году и постепенно завоевавшая доверие населения.
Мощный консолидирующий потенциал проявился сразу на первом съезде. В «Отан» вошли Партия Народного Единства Казахстана, Демократическая партия Казахстана, Либеральное движение Казахстана и движение «За Казахстан – 2030». Председателем партии «Отан» был избран Первый Президент Нурсултан Назарбаев, который обозначил ее ключевые идеологические и организационные принципы: «сильная государственность, ставка на реформы и массовость».
Первым опытом межпартийной конкуренции стало участие 10 политических партий в парламентских выборах 1999 года. Политические партии получили возможность участвовать в борьбе за депутатские мандаты, в том числе через выдвижение предвыборных списков.
По итогам выборов партия «Отан» получила 30,89% голосов избирателей, Коммунистическая партия – 17,75%, Аграрная партия – 12,63%, Гражданская партия – 11,23%.
Далее, в условиях конкуренции за голоса, тренд на укрупнение политических партий продолжился. Так, к партии «Отан» присоединились Партия справедливости, Национальная федерация фермеров, а также молодежное движение «За будущее Казахстана».
Таким образом, в первом десятилетии Независимости страны начал внедряться механизм представительства депутатов Мажилиса по партийным спискам, что повысило роль партий в политической жизни общества, обозначив постепенный переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе.
Второй этап. Качественное укрепление партий и переход к пропорциональной избирательной системе в Мажилисе
С начала 2000-ых годов на повестку вышли принципиально иные политические задачи. Казахстан вступил в период бурного экономического роста, потребовавшего оперативной политико-правовой поддержки со стороны Парламента.
В результате реализации принципа Елбасы «сначала экономика, потом политика» удвоилось ВВП, было привлечено более 160 млрд. долларов иностранных инвестиций, сверхдоходы аккумулированы в Национальном фонде, позволив Казахстану войти по итогам 2000-2010 годов в тройку самых быстрорастущих экономик мира.
В то же время в обществе росло понимание необходимости укрепления политической стабильности и единства общества для создания системных условий дальнейшему ускоренному развитию. Геополитические, территориальные и демографические особенности Казахстана требовали тщательного управления рисками возможного проявления местничества, родоплеменных и этнорелигиозных факторов, способных разделить общество.
С учетом этого был принят новый Закон «О политических партиях», а также внесены поправки в Закон «О выборах» (2002-2004 годы), запрещающие создание политических партий на основе этнической, религиозной и гендерной принадлежности.
Впервые был закреплен принцип формирования избирательных комиссий маслихатами по представлению партий, внедрена практика теледебатов между партиями и кандидатами. Введенный порог для регистрации новой партии в 50 тысяч членов стал определяющим условием для повышения эффективности политических объединений.
По состоянию на 1 июля 2002 года, соответствие новым стандартам смогли подтвердить 7 из 19 партий: Аграрная, Гражданская и Коммунистическая партии, Демократическая партия «Ақ жол», Партия патриотов Казахстана, Республиканская политическая партия «Отан», а также Социал-демократическая партия Казахстана «Ауыл».
Вместе с тем, уже в последующие 2 года на партийном поле появились новые игроки: «Асар», «Демократический выбор Казахстана», Коммунистическая народная партия Казахстана, Народная партия «Демократическая партия Казахстана», «Руханият» (преемница партии Возрождения).
В итоге, на выборах 2004 года в борьбу за статус парламентских вступили 12 партий, 4 из которых объединились в избирательные блоки: Аграрно-индустриальный союз трудящихся («АИСТ»), куда вошли Аграрная и Гражданская партии, а также «Оппозиционный народный союз коммунистов и ДВК».
Далее тренд на укрепление и консолидацию сил продолжился. Так, в 2006 году в «Отан» вошли «Асар», Аграрная и Гражданская партии. В том же году на Х внеочередном съезде партии «Отан» было принято решение о переименовании Республиканской политической партии «Отан» в Народно-демократическую партию «Нұр Отан».
Консолидация партий на базе «Нұр Отан» продемонстрировала готовность политических организаций объединяться для дальнейших прогрессивных преобразований.
Тем самым, в стране были заложены контуры модели многопартийности с доминирующей политической силой по опыту таких «азиатских тигров», как Сингапур, Южная Корея, Малайзия и др.
Как известно, эти страны добились успеха благодаря сильному политическому лидеру с опорой на ведущую партию, способную взять на себя ответственность за кардинальные экономические и политические преобразования.
ХХ век запомнился миру выдающимися политиками, успешные реформы которых прочно вошли в мировую летопись. Так, с первым Федеральным канцлером Германии Конрадом Аденауэром связывают достижения в промышленном восстановлении послевоенной страны. Первый Президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк провел серию политических, законодательных, культурных, экономических и социальных изменений, став основателем современной Турецкой Республики. Первый Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю сумел превратить экономически отсталую страну «третьего мира» в одно из самых богатых государств мира. Президент США Франклин Делано Рузвельт реализовал «новый курс», обеспечив структурные реформы в промышленности, сельском хозяйстве, финансах, энергетике и трудовых отношениях.
Также и государственное строительство Независимого Казахстана неразрывно связано с именем Первого Президента, Елбасы Н.А.Назарбаева. Именно о таких лидерах Уинстон Черчилль говорил, что государственные деятели отличаются от политиков тем, что думают о будущих поколениях, а не ориентируются на следующие выборы.
Проводимый Елбасы государственный курс, основанный на последовательном развитии ключевых политических институтов, позволил обеспечить базовые гарантии общественного согласия и политической стабильности, важнейших прав и свобод казахстанцев, укрепить государственный суверенитет, а также реализовать эффективные социально-экономические и политические реформы, ставшие основой бурного развития страны.
Становление созданной Первым Президентом партии «Нұр Отан» в качестве ведущей политической силы послужило не только катализатором формирования партийной системы Казахстана, но и дало мощный импульс для будущих успехов страны.
В 2006 году Елбасы инициировал создание Государственной комиссии по разработке и конкретизации демократических реформ, результатом деятельности которой стала Конституционная реформа 2007 года, кардинально изменившая роль и статус политических партий.
Так, был обеспечен полный переход на пропорциональную избирательную систему выборов в Мажилис, расширены полномочия Парламента, включая формирование Правительства парламентским большинством. Усилены роль партийных фракций и коллективная ответственность депутатов. Ассамблея народа Казахстана была наделена правом избрания 9 депутатов в Мажилис Парламента. Был снят запрет на право Главы государства возглавлять одновременно и политическую партию.
В результате, выборы в Мажилис впервые прошли полностью по пропорциональной системе, значительно усилив ответственность партий и их лидеров. Так, для преодоления 7% барьера в масштабах страны рассчитывать только на локальную поддержку избирателей в отдельных населенных пунктах, крупных промышленных предприятиях, как это было ранее, стало недостаточным. Как показала практика, не все партии смогли соответствовать требованиям времени.
Как итог, на парламентских выборах 2007 года из 7 партий, принимавших участие в избирательной кампании, «Нұр Отан» получил все 98 депутатских мандатов. В соответствии с конституционной реформой 9 из 107 мест были распределены между депутатами от Ассамблеи народа Казахстана. Оставшиеся 6 партий преодолеть 7% барьер не смогли.
В этой связи, осознавая ответственность за будущее страны, а также учитывая важность формирования нижней палаты Парламента на принципах инклюзивности и репрезентативности, «Нұр Отан» стал инициатором правового механизма вхождения по итогам выборов в Мажилис не менее 2-ух партий, даже в случае непреодоления установленного законом 7%-го барьера. Соответствующие изменения в законы «О политических партиях» и «О выборах» были внесены в 2009 году.
Также впервые на основе международного опыта была внедрена статья, регулирующая порядок государственного финансирования политических партий. Объем финансирования стал рассчитываться согласно количеству полученных по итогам выборов голосов: 3% от минимального размера заработной платы за каждый голос избирателя.
Так, сегодня в более чем 100 странах с многопартийной системой имеется законодательное закрепление прямого государственного финансирования политических партий.
Как показывает международный опыт, государственное финансирование партий – это легитимное средство поддержки партийного плюрализма, позволяющее партиям не зависеть от интересов отдельных групп влияния. Это позволяет обеспечить равные возможности как для участия на выборах, так и организации деятельности в межэлекторальный период. К примеру, в Австрии объем государственного финансирования партий допускается до 25%, в Германии – до 30%, в Швеции – до 84%, а в Португалии – до 90% от общего бюджета партии.
Таким образом, последовательные реформы Первого Президента страны Н.А.Назарбаева по институционализации политических партий обеспечили стабильное развитие государства, создав системные условия для преодоления внутренних и внешних вызовов.
Третий этап. Формирование казахстанской модели многопартийности
К 20-летнему рубежу Независимости цели развития Стратегии «Казахстан-2030» были достигнуты досрочно. По всем ключевым показателям социально-экономического развития, в том числе по темпам роста ВВП, уровню дохода на душу населения, а также объему привлекаемых иностранных инвестиций, Казахстан стал одним из признанных лидеров среди стран Содружества Независимых Государств. Был решен такой жизненно важный для молодого государства вопрос, как юридическое оформление границ. Обеспечена слаженная работа государственных институтов, дан импульс активному развитию гражданского общества.
Казахстан стал полноправным членом практически всех ведущих международных организаций, выстроив доверительные отношения со многими странами мира. В 2010 году в качестве председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Казахстан первым среди стран СНГ провел саммит ОБСЕ.
Вместе с тем, со стороны отдельных представителей казахстанской оппозиции и ряда международных экспертов высказывалась определенная критика в отношении отсутствия условий для межпартийной конкуренции.
В этой связи большой импульс развитию общественно-политических процессов придало проведение в 2012 году согласно новому законодательству досрочных парламентских выборов.
Так, по итогам выборов в Мажилис прошли 3 партии: «Нұр Отан» (80,99%), Демократическая партия «Ақ жол» (7,47%) и Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19%). В стране сформировалась многопартийная система с доминирующей политической силой.
Убедительная победа «Нұр Отан» подтвердила эффективность проводимой государственной политики, позволив Елбасы в Послании народу Казахстана 2012 года выдвинуть новую, амбициозную Стратегию «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Курс на совершенствование существующей системы сдержек и противовесов между ветвями власти, разграничение полномочий между центром и регионами, а также развитие местного самоуправления на основе децентрализации определил необходимость дальнейшего укрепления многопартийной модели, как гаранта устойчивости всей политической системы.
С учетом обозначенного политического курса, партии внесли существенные коррективы в идеологические конструкты своей деятельности.
Так, на XV внеочередном съезде «Нұр Отан» впервые были конкретизированы миссия и ценности, проведен системный ребрэндинг партии. В принятой по итогам голосования Доктрине, позже переименованной в Политическую платформу, было сформулировано, что «Нұр Отан» – это политическая партия центристского толка, опирающаяся на широкие слои населения на основе общенационального единства. Согласно данному стратегическому документу, «главным достоянием для партийцев является Независимость страны, а главной идеей – процветание Казахстана».
«Нұр Отан» также повысил эффективность взаимодействия с электоратом, в том числе через переформатирование общественных приемных партии, а также создание электронных сервисов, запуск новых партийных проектов с внедрением сервисо- и стратоориентированного подхода.
Серьезный акцент был сделан на молодежь. Так, в апреле 2015 года, после широкого обсуждения, впервые была принята Программа «Путь успеха молодежи «Жастар – Отанға!» до 2020 года. «Жас Отан» сформировался как крупнейшая политическая молодежная организация с мощным консолидирующим потенциалом для продвижения интересов нового поколения.
Масштабные планы по дальнейшей модернизации страны требовали решительных системных мер. Так, на XVI электоральном съезде партии Елбасы в качестве кандидата на президентских выборах в апреле 2015 года представил свое видение будущего развития Независимого Казахстана.
В своей предвыборной программе «Современное государство для всех: Пять институциональных реформ» Лидер правящей партии определил ключевые приоритетные задачи: повышение эффективности госаппарата, обеспечение Верховенства закона и устойчивого развития экономики, строительство нации единого будущего, а также формирование транспарентного и подотчетного государства.
По итогам выборов Елбасы, Лидера партии Н.А.Назарбаева поддержали 97,75% казахстанцев, а через год на парламентских выборах «Нұр Отан» закрепил успех, набрав 82,15% голосов избирателей. Также 7%-ый барьер преодолели и вошли в Мажилис Демократическая партия «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана.
Таким образом, в стране закрепилась многопартийная система, создающая условия для выражения различных мнений, интересов, а также развития политической конкуренции и плюрализма при наличии доминантной политической силы.
Получив конституционное большинство на выборах, «Нұр Отан» под руководством Елбасы незамедлительно приступил к реализации предвыборных обещаний. Так, Конституционная реформа 2017 года и поправки в закон «О выборах» в 2018 году укрепили роль Парламента и повысили ответственность Правительства. Парламентские партии получили дополнительные рычаги влияния на исполнительную власть: Правительство слагало свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а депутаты получили право ставить вопрос об освобождении членов Правительства от должности по итогам заслушивания соответствующих отчетов.
На законодательном уровне был закреплен полный переход к пропорциональной избирательной системе. Депутаты маслихатов всех уровней теперь также стали избираться по партийным спискам.
Решение о переходе на пропорциональную систему принималось по опыту 30-ти наиболее развитых стран, входящих, согласно отчету Всемирного экономического форума и Индекса демократии Economist Intelligence Unit, в число так называемых «полноценных демократий». Сегодня в 62% самых развитых стран – членов ОЭСР, включая Австрию, Бельгию, Данию, Ирландию, Италию, Норвегию, Турцию, Швейцарию, Швецию, Финляндию (23 из 31), представительные органы формируются в рамках пропорциональной избирательной системы.
Системный переход к выборам по партийным спискам, направленный на институциональное укрепление политических партий, позволил нивелировать целый комплекс внутренних рисков: географических, региональных, демографических, родоплеменных, этно-религиозных и т.д. Повысилась персональная и солидарная политическая ответственность депутатов всех уровней, а также в целом партий за реализацию предвыборных программ и электоральных обещаний.
После завершения Конституционной реформы, ознаменовавшей новый этап демократических преобразований, 19 марта 2019 года Первый Президент Казахстана, руководствуясь интересами народа и государства, принял историческое решение о сложении президентских полномочий.
Елбасы сохранил за собой посты руководителя партии Nur Otan, Ассамблеи народа Казахстана и Совета безопасности. В соответствии с Конституцией Исполняющим обязанности Президента стал Председатель Сената Касым-Жомарт Токаев, широко известный как на международной арене, так и внутри страны государственный и политический деятель. Прошедший в апреле съезд партии Nur Otan по предложению ее Председателя единогласно поддержал выдвижение кандидатуры К.К.Токаева на пост Президента страны.
После уверенной победы на выборах в июне 2019 года с предвыборной программой «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс», в своем инаугурационном выступлении в качестве всенародно избранного Президента К.К.Токаев отметил: «Прежде всего, я буду работать над реализацией Третьей модернизации Казахстана, претворением в жизнь Пяти институциональных реформ и других важнейших стратегических документов нашего государства. Другими словами, я буду работать над реализацией Стратегии Елбасы».
Позже, в сентябре того же года, в своем первом Послании народу Казахстана Глава государства сказал: «Мы будем осуществлять политические реформы без забегания вперед, но продуманно. Наш принцип – экономические реформы невозможны без политической модернизации».
Так, Президент инициировал реализацию концепции «Слышащее государство», основанной на принципе «Разные мнения – единая Нация». В целях налаживания постоянного и равноправного диалога власти и народа был создан Национальный совет общественного доверия.
В рамках реализации политических реформ были внесены изменения в Конституционный Закон «О выборах» и Закон «О политических партиях». Так, барьер для регистрации партий снизился вдвое – с 40 до 20 тысяч человек. Была введена 30%-ая квота представленности женщин и молодежи в партийных списках кандидатов в депутаты Мажилиса и маслихаты. Был законодательно закреплен институт парламентской оппозиции, что расширило возможности партий парламентского меньшинства. Либерализовано законодательство о митингах и шествиях: разрешение на их проведение стало уведомительным.
Учитывая растущий в обществе запрос на дальнейшую политическую модернизацию, также актуализировалась необходимость «перенастройки» деятельности и самой правящей партии «Nur Otan». Это было особенно важно с учетом предстоящих выборов в Мажилис Парламента и маслихаты страны, которые впервые предстояло провести полностью по партийным спискам.
С учетом этого Елбасы, Лидер партии Н.А.Назарбаев в августе 2019 года на расширенном Политическом совете «Nur Otan» инициировал Программу системной «перезагрузки» «Доверие. Диалог. Уверенность в будущем – 7 импульсов партии».
«Перезагрузка» позволила Nur Otan консолидировать ядерный электорат, провести масштабную «чистку» рядов, усилив противодействие коррупции. Была повышена ответственность партийцев на всех уровнях, активность депутатов Nur Otan во фракциях в Мажилисе и маслихатах выросла в разы.
По принципу «Сильные лидеры – Сильная партия» впервые в масштабах страны был проведен внутрипартийный отбор-праймериз, позволивший рекрутировать в «Nur Otan» новые лица и серьезно обновить партийные списки. Была обеспечена реальная конкуренция идей и программ, вызвавшая широкий общественный интерес и активное участие различных слоев населения. Так, более 10 тысяч кандидатов, из которых почти 40% – женщины и 30% – молодежь до 35 лет, провели более 60 тысяч встреч и дебатов, охватив почти 1,5 миллионов избирателей.
Праймериз актуализировал запросы населения, ставшие основой 216 предвыборных программ партии областного, городского и районного уровней.
«Nur Otan» обеспечил стратоориентированность своей работы. Была усилена защита законных интересов различных социальных групп: ветеранов, молодежи, женщин, людей с особыми потребностями и других. В условиях пандемии Елбасы, Лидер партии Нурсултан Назарбаев инициировал акцию «BizBirgemiz». Более 2 миллионов человек были охвачены прямой финансовой помощью на общую сумму 34 миллиарда тенге, адресную материальную помощь получили 320 тысяч семей.
В результате «перезагрузки» правящая партия подошла к выборам с высоким уровнем доверия. Nur Otan адаптировался к требованиям времени, объединив людей в период коронавирусной пандемии вокруг ясной идеологии и четких ориентиров. Электоральная стратегия Nur Otan опиралась на лидеров общественного мнения и авторитетных партийцев, разработанные на основе запросов каждой социальной страты предвыборные программы, а также широкий доверительный диалог с избирателями.
Подготовленная под руководством Члена Бюро – Премьер-Министра предвыборная программа прошла публичное обсуждение среди населения. В последующем, на электоральном съезде Nur Otan, отвечающая общественным ожиданиям предвыборная общереспубликанская программа «Путь перемен: достойную жизнь каждому» была озвучена Президентом страны К.К.Токаевым. Запросы молодых людей нашли отражение в Программе «Жастар-Отанға! – 2025» с последующим принятием дорожных карт по каждому району, городу, области.
По итогам выборов в Мажилис Парламента конфигурация партий осталась прежней: Nur Otan получил 76 мандатов, Демократическая партия «Ақ жол» – 12 и Народная партия Казахстана – 10.
В то же время, в маслихаты по результатам регионального волеизъявления прошли уже 5 партий. «Nur Otan» получил более 2,7 тысяч мест, а остальные 4 партии – Демократическая партия «Ақ жол», Народная партия Казахстана, «Adal» и «Ауыл» – в совокупности получили 575 мандатов.
В целом, парламентские выборы 2021 года, состоявшиеся в год 30-летия Независимости, имеют особое значение для дальнейшего устойчивого развития страны.
Во-первых, результаты выборов подтвердили высокий уровень общественной поддержки Государственного курса Президента К.К.Токаева, главными ценностями которого являются Независимость и национальное единство, а стержнем – преемственность.
Во-вторых, благодаря реформам Президента К.К.Токаева в рамках концепции «Разные мнения – единая нация» выборы прошли в новых политических условиях, дав серьезный импульс межпартийной конкуренции, повышению гражданской активности и институциональному укреплению партий.
В-третьих, выборы подтвердили действенность внедренной впервые на страновом уровне пропорциональной избирательной системы, позволив всем участвовавшим партиям войти в состав маслихатов.
Подводя итоги выборов, Елбасы, Лидер партии «Nur Otan» Н.А.Назарбаев отметил: «Символично, что выборы состоялись в год 30-летия Независимости нашей страны. За это время мы прошли большой путь. Сделано многое. Самое главное – был заложен надежный фундамент для достижения новых масштабных целей».
Сразу после выборов, на открытии сессии Парламента VII созыва, Президент страны К.К.Токаев представил очередной пакет политических реформ по дальнейшей либерализации партийной системы для формирования новой политической культуры ответственного участия граждан в жизни государства. В частности, были внесены законодательные поправки по снижению барьера прохождения партий в Мажилис до 5%, а также введению в бюллетенях графы «против всех».
Стартовавшие 25 июля 2021 года по инициативе Главы государства прямые выборы сельских акимов также дали системный импульс работе партий с населением непосредственно на местах. В результате конкурентной борьбы нуротановцы победили в большинстве избирательных округов. В качестве акимов были избраны также самовыдвиженцы и представители 5-ти других партий – Демократической партии «Ақ жол», Народной партии Казахстана, «Adal», «Ауыл» и Общенациональной социально-демократической партии.
Таким образом, переход на пропорциональную избирательную систему на всех уровнях серьезно укрепил институциональное значение и роль партий. В широком контексте эти выборы подтвердили практическую реализацию инициированных Елбасы пяти институциональных реформ, направленных на активизацию участия граждан в процессе принятия решений, а также формирование подотчетного государства.
Как подчеркнул Президент страны К.К.Токаев, введение прямой выборности сельских акимов стало принципиальным моментом политической реформы, затрагивающим интересы более 40% казахстанцев, а уже в 2024 году граждане получат возможность в пилотном режиме избирать акимов районов.
В своем Послании народу Казахстана Глава государства К.К.Токаев, подводя итоги 30-лет Независимости, отметил: «Благодаря дальновидной политике Первого Президента – Елбасы, Казахстан добился значительных успехов и стал известен во всем мире. В единстве и согласии мы смогли построить новое государство – это наше главное достижение. Мы укрепили дух нации, заложив прочный фундамент для развития. Стали влиятельным членом мирового сообщества. Благодаря стабильности в обществе, вышли на путь устойчивого прогресса».
Таким образом, выстроенная многопартийная система с доминирующей политической силой в лице партии «Nur Otan» стала важным достижением Независимости Казахстана, политической составляющей наследия Первого Президента – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Данная модель партийной системы, являясь институциональной опорой государственности, выполняет свое главное предназначение – укрепляет общественно-политическую стабильность и национальное единство, позволяя обеспечивать преемственность государственного курса, а также проводить нужные для государства и граждан реформы.
Как сказал Елбасы на расширенном заседании Политического совета Nur Otan: «следующие 30 лет станут новой вехой в укреплении государственности. И Nur Otan, как крупнейшая политическая партия страны, должна быть в авангарде этого процесса. Возглавить такое благое начинание – залог долгосрочного лидерства правящей партии».
Первый заместитель председателя Nur Otan Бауыржан Байбек