По его мнению, чиновники сами запутались в "хаосе" своих планов.
В 2021 году правительство РК перешло на новую систему государственного планирования. Но это не решило старых проблем. Почему реализация 10 новых проектов в 2022 году так и не упростила планирование, а правительство не приходит ни к каким результатам и что можно с этим делать, высказался депутат Аманжан Жамалов, передает Liter.kz.
Правительство РК в 2022 году должно было сфокусировать усилия и ресурсы на конкретных задачах и проектах. Но вместо этого только больше “закопало” себя во множествах программ и таблицах из мероприятий и сумм финансирования, потеряв стратегическое видение развития целых отраслей.
Только за последнее время правительством разработаны:
Программа действий правительства на 2022 год; Программа по повышению доходов населения до 2025 года; Комплекс мер антиинфляционного реагирования на 2021-2024 годы; Программа импортозамещения.Большинство мероприятий этих документов дублируется с уже утвержденными нацпроектами. Например, программа по повышению доходов населения до 2025 года дублируется с нацпроектами по развитию предпринимательства и образования; разрабатываемая программа импортозамещения дублируется с нацпроектами по устойчивому экономическому росту и АПК. И так во всем. К сожалению, сегодня правительство в поте лица работает в режиме планирования, а не исполнения уже принятых документов. Фактически получается, что для них важен сам процесс планирования, а не результат. И к тому же разработка все новых и новых планов просто-напросто размывает ответственность за их результаты, – приводит в Facebook слова своего выступления на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК 20 апреля Жамалов.
Депутат отмечает, что в планировании наблюдается “хаос”, который вводит в ступор даже самих госслужащих, вынужденных исполнять и отчитываться по всем этим мероприятиям.
Еще одной проблемой стало отсутствие приоритизации расходов бюджета и источников их финансирования. Разработка большого количества документов с сотнями мероприятий приводит к росту бюджетных потребностей министерств. Под предлогом новых документов и задач госорганы пытаются увеличить текущие бюджеты. Но при этом правительством так и не был до конца проработан вопрос финансирования нацпроектов.
Общая потребность на реализацию национальных проектов на пять лет составляла 49 триллионов тенге, в том числе за счет республиканского бюджета – 13,1 триллиона тенге; за счет местных бюджетов – 3,1 триллиона тенге и основное финансирование за счет внебюджетных средств – 32,8 триллиона тенге. Правда, никто не знает откуда они должны появиться, – приводит данные депутат.
Выходит, что реальные проблемы населения “растворились” в больших таблицах. Ранее в стране реализовывались знаковые государственные программы по решению реальных проблем населения, например водоснабжения, дорог, жилья, которые, несмотря на свои недостатки, уже нашли одобрение в обществе. Мониторинг и оценка эффективности нынешних нацпроектов, программ и реформ еще не были внедрены. Новые документы стратегического планирования реализуются без учета мониторинга и оценки ранее действующих госпрограмм.
Правительством неоднократно предпринимались попытки провести оценку эффективности исполнения ключевых показателей по государственным стратегическим документам. Однако конкретных результатов такой оценки получено не было. Создается впечатление, что основной принцип правительства – это “планирование ради планирования, а результаты – это уже неважно”. В общем как говорится, если хотите рассмешить Бога, то расскажите ему о планах нашего правительства, – считает Аманжан Жамалов.
С учетом вышеизложенного депутаты фракции партии AMANAT предлагают следующее:
1) Провести ревизию действующих документов государственного планирования правительства. Документы, не соответствующие системе госпланирования и дублирующие друг друга, поставить на утрату.
2) Провести корректировку нацпроектов и программ и выстроить жесткую иерархию документов и задач. Обозначить конкретные мероприятия, объемы и источники финансирования в каждой сфере.
3) Ужесточить планирование и контроль за финансированием стратегических документов по принципу единого и сводного баланса доходов и расходов. Запретить госорганам планировать затратные мероприятия без наличия источников их финансирования.
4) Рассмотреть предложение по выделению в отдельный сквозной приоритет или нацпроект вопрос развития села и поддержки сельского населения.