Почему иностранцы не спешат пробовать казахскую еду?

Гастрономический туризм – одно из новых направлений, которое предлагает Казахстан для иностранных туристов.

Александр Очаковский

В различных проектах и презентациях привлечение зарубежных гостей в Казахстан для того, чтобы они отведали уникальную казахскую кухню, все выглядит очень даже красиво и идеально. По факту же иностранцы порой не знают, как вкусно можно покушать в Казахстане, передает Liter.

Не секрет, что каждая страна славится своими деликатесами и угощениями. В Италии это пицца и паста, в Нидерландах – стампоот, а во Франции – фуагра, французская булка, и это лишь малая часть вкусностей, которыми могут угостить иностранных туристов в Европе. Казахстан не отстает от развитых стран и готов предложить гостям такие вкусные угощения, как бешбармак, куырдак, баурсаки, курт, казы и немало других замечательных блюд. Правда, о казахской кухне знают далеко не все за границей.

Автор этих строк своими глазами видел, как во время празднования Наурыза в столице Китая Пекине местные жители сначала с опаской смотрели на баурсаки и коже, но когда им объясняли, из чего сделаны эти блюда, их было не оторвать от прилавков – жители столицы Поднебесной так распробовали казахскую кухню, что захотели приехать в Казахстан и познать все тонкости нашей кухни. Однако, как рассказала эксперт по внутреннему и въездному туризму, обладатель многочисленных наград в области туризма, директор туристской компании Асем Козбагарова, в самом Казахстане гастрономический туризм пока только начинает развиваться, как и сам, в принципе, въездной туризм. Поэтому сейчас гастрономический туризм является частью въездного туризма, который буквально за последние годы после окончания пандемии не только вернул свои допандемийные позиции, но и стал более-менее набирать обороты.

Гастрономический туризм сейчас идёт всё-таки вместе с другими видами туризма и как бы входит в турпакеты. Мы стараемся нашим туристам показывать в том числе различные, рестораны с меню кухонь разных народов мира, это больше идёт уже как в составе пакета. Отдельной такой статистики, сколько иностранцев приезжает только для того, чтобы вкусно покушать, пока, к сожалению, нет. Но со своей стороны могу отметить, что сейчас очень много вкладывают с точки зрения развития ресторанного бизнеса в Алматы, далее идет Астана. Что касается Шымкента, который позиционируется как центр гастрономического туризма, то честно говоря, для казахстанцев, для, скажем так, местных туристов – он таковым является, но для иностранцев это пока еще плохо изученная локация с точки зрения гастротуризма, по сравнению с Алматы там не такое разнообразие ресторанов, - сказала Асем Козбагарова.

Брен-шеф-повар алматинских ресторанов Александр Прошенков из России уже 7 лет живет в Казахстане, объездил практически все города Казахстана. По его наблюдениям, абсолютными лидерами гастротуризма являются Алматы и Астана. Он делает такой вывод на основании того, насколько развита инфраструктура, имеются ли специалисты, а также индустрия гостеприимства (не путать просто с гостеприимством простых людей).

Шеф-повар считает, что другие регионы, имея свои гастрономические изюминки, могли бы открывать больше ресторанов, чтобы стать интересными для гастрономических туристов, но пока это наблюдается только в двух городах.

Я был несколько раз в Атырау, и у меня сложилось двоякое впечатление. Когда я был весной, у меня сложился приятный опыт в плане гастрономии, но вот в холодное время года было совсем другое впечатление. Если в теплое время более-менее есть разнообразие, то в холодное время индустрия хромает. Хорошие возможности для гастротуризма я вижу в Актау, наличие моря так или иначе дает какой-то дополнительный бонус к атмосфере, к вайбу, и там появились некоторые интересные проекты - и национальные, и такие, условно, европейские форматы. Есть потенциал у Костаная, там хорошее развитие – пусть не так много проектов, но и город достаточно маленький, но в целом там три-четыре проекта можно выделить и я думаю, что заслуживает как минимум внимание. Юг Казахстана конечно, уникален и интересен больше своей аутентичностью, своей вот самобытностью, это и Шымкент, и Тараз, там больше, конечно, преобладает национальная культура. Но необходимы проекты, интересные гастрономическим туристам, чтобы преподнести им на блюдечке всю богатую палитру местной кухни, - отметил шеф-повар.

Асем Козбагарова полагает, что в пакет гастрономического тура необходимо включать кухни всех 120 народов и наций, проживающих в Казахстане, и в данном аспекте Алматы выгодно отличается от других регионов.

Эксперты считают, что в пользу Алматы говорит еще и проведение многочисленных гастрономических фестивалей, самый крупный из них – Almaty food fest, что перекликается уже и с событийным туризмом, знакомя как можно больше внутренних и зарубежных туристов с изысками местной кухни. Но есть и трудности, которые не позволяют гастрономическому туризму Казахстана совершить мощный рывок и наращивать интенсивно поток гастрономических туристов. Асем Козбагарова уверена, что все дело – в дефиците кадров в отраслях туризма и кулинарии.

Мы видим, что в Казахстане сейчас есть очень много хороших шеф-поваров, даже не просто хороших, а очень высокого уровня, поэтому есть очень большой потенциал для развития гастрономического туризма, ну вот в частности в Алматы, да и в Казахстане. Но нам не хватает профессиональных кадров, в том числе и в ресторанном бизнесе – это и официанты, и персонал, что влияет на уровень сервиса, также все равно имеется дефицит шев-поваров. И, конечно, ресторанная инфраструктура в регионах пока нуждается в усилении. Например, на западе готовят фишбармак, в Шымкенте свои изюминки, и это необходимо активнее предлагать туристам в современных ресторанах, это фронт для развития, чтобы мы могли это включать в турпакеты как дополнение», - пояснила представитель туроператора. Также Асем надеется, что рано или поздно какой-либо казахстанский ресторан получит звезду Мишлен, что автоматически даст рывок для развития гастрономического туризма. «Первая поездка человека в новую для него страну- это не только гастрономия, это ещё и страну посмотреть, параллельно знакомясь с кухней. Но когда речь идет о событийном туризме, посещении мероприятий, связанных с гастрономией, то это очень сильно развито в мире, и мы также стремимся за этим трендом, - заверила Асем Козбагарова.

Брен-шеф-повар алматинских ресторанов добавил, что изюминкой, которую могли бы предложить гастротуристам казахстанские рестораны, могло бы стать приготовление национальных блюд, например, по-домашнему, аутентично.

К примеру, казы можно в разных вариациях готовить - и копчёные, и на гриле я тоже жарил, можно экспериментировать и смело рекомендовать иностранным туристам. Лично я как повар ездил неоднократно на гостевые ужины, брал с собой копченые казы домашнего приготовления, и все всегда в восторге. И для продвижения казахской кухни, я считаю, нужно подключать инструменты маркетинга туристического, тут нет единого рецепта успеха. Гастрономический туризм – это результат работы многих и многих людей из разных сфер и подразделений, включая работа в интернете, чтобы рассказать там максимально о местной кухне так, чтобы иностранцу было бы интересно», - считает шеф-повар.

Также он предлагает продолжить опыт приглашения зарубежных шеф-поваров для знакомства с местной кухней, чтобы они далее через еду знакомили с Казахстаном людей в своих странах. Эксперты признают, что развитие туризма в современном мире требует прямых усилий не только и не столько государства, сколько активного участия частного бизнеса – рестораторов, туристских организаций, которые в формате В2В будут напрямую контактировать с коллегами из других стран, налаживать связи и обмениваться туристами. 

 

Новости партнеров