Поговорили об этом с известным казахстанским киноведом.
Оскаровский комитет Казахстана выдвинул от страны на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" картину Эмира Байгазина "Жизнь". Редакция Liter.kz по этому случаю решила вспомнить о казахстанских фильмах последних пяти лет, которых выдвигали на премию Американской киноакадемии.
Олег Борецкий
киновед
Чтобы понять, какие фильмы будут востребованы на "Оскаре", нужно посмотреть и изучить те картины, которые завоевывали эту награду. На мой взгляд, и я люблю это повторять и своим студентам, и широкой аудитории – нужно, чтобы в Казахстане появился такой фильм как, например, "Ушедшие". Это японская картина, получившая "Оскар" в 2009 году. В ней есть и национальный колорит, и совершенно потрясающая история, которая заставляет людей во всем мире плакать. Необязательно должно быть слезливое мелодраматическое кино, но обязательно – хорошо сделанная по сценарию, по режиссуре, по исполнению и другим составляющим, картина. Когда в Казахстане снимут такой фильм, у нас будут очень большие, если не стопроцентные, шансы на "Оскар".
О казахстанских фильмах, которых выдвигали на "Оскар" в прошлые годы: "Желтая кошка" – фестивальная картина, а не фильм, который идет на "Оскар". Примерно такая же ситуация с "Айкой". Я считаю, что и Сергей Дворцевой, и Адильхан Ержанов являются очень талантливыми кинематографистами, но снимают кино не в формате "Оскара". Например, в этом году в числе казахстанских картин, которые отбирали на премию Американской киноакадемии, был фильм "Мукагали" Болата Калымбетова. Это хорошая картина, но шансы на "Оскар" у нее небольшие.
Фильм "Казахское ханство: золотой трон" - вообще мимо цели. Перефразируя одного нашего известного актера, скажу так: в Казахстане есть целое направление в кино, которое называется "Сказки Шахерезады". Туда попадает очень много фильмов, не будем их все перечислять. Однако эти фильмы – вообще не формат: театральная актерская игра, локальные костюмированные истории неинтересны в основном внешнему миру. Например, "Монгол" Сергея Бодрова-старшего сняли совсем по-другому, поэтому он и попал в шорт-лист "Оскара". Кто-то считает, что подобными фильмами мы продвигаем картины, в которых есть наши персонажи, наши события - победа над джунгарами, например - но у них очень маленький шанс вообще куда-то пройти. Похожая история и с картиной "Плач великой степи".
"Дорога к матери" - для нас, может быть, да, этот фильм чем-то интересен. Но и то, не каждому казахстанскому зрителю. Есть очень много прецедентов, когда фильмы были интересны зрителю и за пределами страны – вспомните корейских "Паразитов". А фильмов таких как "Дорога к матери" снимается в мире каждый год очень много.
Какие казахстанские фильмы выдвигали на "Оскар"
"Дорога к матери" (2017)
Мальчик Ильяс рано расстается с мамой не по своей воле и через всю жизнь проносит желание снова с ней встретиться. В этом ему не сможет помешать ни война, ни голод.
"Айка" (2018)
Молодая девушка из Кыргызстана по имени Айка нелегально живет в Москве. Содержать новорожденного ребенка она не может, поэтому оставляет его в роддоме. Пройдя через многие испытания, девушке предстоит понять, справится ли она с разлукой.
"Казахское ханство" (2019)
События происходят в XVIII веке, когда законные наследники трона Керей и Жанибек возрождают древний шанырак Ак орду — Казахское ханство. Им предстоит защищать свою землю через кровопролитные битвы и суровые испытания.
"Плач великой степи" (2020)
Картина рассказывает о голодоморе 20-30-х годов ХХ века. Как говорили создатели, это "история нашего народа, наших предков, которые безвинно умерли".
"Желтая кошка" (2021)
Парень Кермек по возращении из тюрьмы снова оказывается в криминальном мире. Его держит мечта построить кинотеатр и быть свободным вместе со своей возлюбленной. И для этого он готов на все.