На постсоветском пространстве бренд Lada до сих пор воспринимается как неотъемлемая часть автокультуры.
Сочетание доступности, простоты конструкции и выживаемости на плохих дорогах сделало автомобили «АвтоВАЗа» народными. Однако с развитием технологий требования к автомобилям изменились, а Lada — нет. Эксперты отмечают: большинство моделей Lada остаются на периферии прогресса, и дело не только в устаревшем дизайне или слабой электронике. Корень проблем — в самой архитектуре этих машин.
Технологии 70-х в кузове 2020-х
Ключевая проблема большинства моделей Lada — это силовые агрегаты. Двигатели до сих пор базируются на межцилиндровом расстоянии, заложенном в начале 70-х годов, в проекте мотора объёмом 1,3 литра. Даже современные 1,8-литровые моторы построены на той же базе. Модернизация шла по пути наименьшего сопротивления: менялась навеска, слегка перерабатывались головки блока, но блок цилиндров оставался тем же. Чтобы выжать из него дополнительные кубики объёма, инженеры пошли на снижение перекрытия шеек коленвала, что напрямую влияет на прочность конструкции. Итог — снижение надёжности при сомнительном приросте мощности.
Сегодня большинство автопроизводителей, при увеличении мощности, усиливают конструкции и меняют платформы. ВАЗ же, напротив, делает более слабый вал ради удешевления производства. Как результат — двигатели не выдерживают конкуренции ни по ресурсу, ни по характеристикам.
Цвет за отдельные деньги
Отдельного упоминания заслуживает и ценообразование на автомобили Lada в Казахстане. Даже в базовых комплектациях машины продаются по ценам, сопоставимым с бюджетными иномарками, однако выбор цвета за рамками чёрного оборачивается ощутимой доплатой. Так, чтобы приобрести автомобиль в белом, сером или синем цвете, покупателю придётся доплатить от 160 тысяч тенге — в зависимости от модели и дилера. Для большинства автопроизводителей окраска кузова в любой цвет из базовой палитры давно входит в стоимость, а за дополнительную плату предлагаются лишь редкие оттенки или эксклюзивные покрытия. В случае с Lada даже стандартные светлые цвета, которые более практичны в условиях жаркого климата, становятся «премиальными».
Плохое и худшее: моторы или трансмиссия
Даже в новых моделях, таких как Lada Vesta или Xray, водителю предлагается выбор между условно надёжным, но морально устаревшим вазовским двигателем и современным мотором от альянса Renault-Nissa в паре с крайне проблемным вариатором Jatco. В первом случае — нехватка мощности и шум, во втором — риск капитального ремонта уже к 100 тысячам км пробега.
Наиболее яркий пример тупиковой инженерной логики — Lada 2121 (4х4). Двигатель, установленный на неё, не претерпел принципиальных изменений с момента запуска модели в 1977 году. Он слаб, неэкономичен и не имеет альтернатив. При этом сам автомобиль весит немало, что делает его динамику и расход топлива критическими факторами в условиях трассы и города.
Кузовная часть и безопасность: пережитки прошлого
Семейства Granta и Kalina — по сути, прямые наследники ВАЗ-2108. У них схожая компоновка, рулевое управление, платформа и даже архитектура кузова. Энергопоглощающие зоны в этих машинах номинальны, а сами кузова склонны к быстрой коррозии и низкой пассивной безопасности. Отсутствие полноценного подрамника — норма, даже для новых машин.
Безопасность, особенно в условиях казахстанских трасс, становится всё более значимым фактором. Но Lada пока не может предложить в этом направлении сколько-нибудь уверенного уровня: даже по европейским краш-тестам автомобили бренда стабильно получают низкие оценки.
Почему продолжают покупать
Парадокс в том, что несмотря на все слабые стороны, Lada остаётся на плаву. Причины — простые: низкая цена, доступность деталей, привычность. Но в 2025 году всё чаще возникает вопрос: стоит ли оправдывать низкую цену столь серьёзными компромиссами в надёжности, безопасности и комфорте?
Lada продолжает выпускать автомобили по схемам, унаследованным от середины XX века. При этом её конкуренты — даже китайские автопроизводители — перешли на совершенно иной уровень. Пока «АвтоВАЗ» цепляется за устаревшие моторы и трансмиссии, всё больше покупателей рассматривают Lada не как «машину на каждый день», а как временную замену — пока не появится возможность пересесть на нечто более совершенное.