Почему страдает качество дорог?

Зауре Жумалиева

Откуда берутся плохие дороги, если за их строительством смотрят технадзор, авторский надзор и сам заказчик? Руководитель общественного объединения «Первый антикоррупционный медиацентр по СКО» Руслан Асаубаев рассказал ЛИТЕРу о результатах мониторинга дорожных работ, который они проводят с 2017 года.

Северо-Казахстанский филиал Республиканского общественного объединения «Первый антикоррупционный медиацентр» занимается мониторингом проведения дорожных работ в регионе, начиная с 2017 года.

– Начинали с Кызылжарского района села Асаново, где делали подъездные пути и внутренние дороги по селу. Потом мониторили дорожные работы по Петропавловску. С каждым годом растет количество жалоб со стороны жителей на дороги и на внутридворовые территории. Особенно на те работы, которые проводятся в текущем году, – рассказал руководитель филиала общественного объединения Руслан Асаубаев.

По его мнению, рост количества жалоб особенно удивителен, учитывая, что и строительные, и ремонтные работы проводятся под контролем специалистов, которые гарантируют их качество.

– Почему качество сильно страдает? В первую очередь этот вопрос необходимо задать технадзору, авторскому надзору. Как известно, при производстве работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог осуществляются авторский надзор разработчиком проектной документации и технический надзор. Приемка в эксплуатацию законченных дорожных работ, кроме работ по текущему ремонту автомобильных дорог, осуществляется государственной приемочной комиссией. Как правило, организации, осуществляющие авторский и технический надзор, остаются в тени и не несут никакой ответственности. Так не должно быть, – поделился Руслан Асаубаев.

Вопросы у общественного объединения вызывает и позиция заказчика, представителей местных исполнительных органов.

– В 2019-2020 годах акимат предоставлял нам предписания, которые были выданы подрядчикам на исправление недоделок и брака по гарантийным обязательствам. Однако оказалось, те не принимают никаких мер. Мы считаем, что политику в отношении подрядчиков акимат должен ужесточить. Не вызывать их к себе, чтобы поругать или патриотические лекции им прочитать, а действовать в рамках закона, подавать на них в суд, требовать от них выполнения гарантийных обязательств. А то получается, что в 2020 году мы неоднократно обращались к ним с заявлениями о некачественно проведенных дорожных работах, а иски в суд были поданы только в отношении 3 подрядчиков. И, если не ошибаюсь, только один из них был объявлен недобросовестным поставщиком, – отмечает Руслан Асаубаев.

Множество нарушений представители общественного объединения зафиксировали при асфальтировании дворовых территорий в Петропавловске. Бракоделов и халтурщиков удалось призвать к ответу благодаря активной поддержке населения.

– Институт общественного контроля нужно поддерживать как альтернативу государственному контролю. Чтобы добиться успеха, нужно объединяться, поскольку новые кризисы, вызовы и сложные ситуации требуют большого внимания и огласки. Особенно, когда речь идет об обеспечении населения социально необходимым. Наши партнеры – наша сила. Это проектный офис «Qyzyljar Adaldyq Alan'y», Антикоррупционная служба, Департамент экономических расследований, Департамент внутреннего государственного аудита. Поможет нам в работе и закон. В сентябре прошлого года по инициативе Президента Касым-Жомарта Токаева начата разработка нового законопроекта «Об общественном контроле», – говорит Асаубаев.

В настоящее время общественники хотят провести ряд совместных мероприятий с Департаментом по противодействию коррупции в СКО. В частности, они предложили руководителю департамента Жаркыну Галымову опубликовать в соцсетях сведения об участках, где в 2020 году проводились дорожные работы, указать названия подрядных организаций, а также организаций, осуществлявших технадзор и авторский надзор, и сумму бюджетных средств, потраченных на ремонт и реконструкцию.

Общественники также предлагают сотрудникам Антикоррупционного ведомства провести совместный анализ и сбор материалов и жалоб на качество проведенных работ с привлечением районных представителей «Адалдык аланы», членов собрания местного сообщества, активных граждан. Потребовать от заказчиков работ привлечения к ответственности подрядчиков, ответственных за технадзор и авторский надзор.

Согласно Комплексному плану развития Северо-Казахстанской области, рассчитанному до 2025 года, на ремонт и реконструкцию сети дорог местного значения предусмотрено порядка 8 миллиардов тенге. Представители Общественного объединения предлагают борцам с коррупцией добиться максимальной прозрачности при использовании этих бюджетных средств. По словам Асаубаева, нужно опубликовать все данные о работах, которые планируется провести в 2021 году, где и кем они будут проводиться, и сведения о предусмотренных гарантийных сроках.

Кроме того, по словам Руслана Асаубаева, на интерактивной карте «Ай-комек» нужно создать историю проводимых работ по дорогам города Петропавловска, с отображением года работ, выделенных сумм, названий задействованных организаций и сделать ее общедоступной.

PS Мнение общественников о недостаточном контроле за дорожным строительством со стороны местных исполнительных органов нашло официальное подтверждение. После критики Президента Касым-Жомарта Токаева за ослабление контроля в строительстве и ремонте дорог республиканского и местного значений освобождены от занимаемых должностей председатель Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития С. Бармаков и заместители акимов трех областей, в том числе заместитель акима СКО И. Турков.

Новости партнеров