Креативные индустрии становятся важными инновационными направлениями в развитии экономик многих стран. Развиваясь быстрыми темпами, они не только генерируют новые источники роста собственных экономик, но и создают эксклюзивные экосистемы крупных мегаполисов, фокусируют внимание на прорывных идея и талантах, оригинальных локациях и ландшафтах, способствуя тем самым их глобальной узнаваемости. Создают оригинальные интеллектуальные продукты, привлекают инвестиционные и туристические потоки, образовывают основные и смежные рабочие места, гуманизируют образы народов и стран. Недаром Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2021 год Международным годом креативной экономики, включив концепцию креативной экономики в глобальную экономическую повестку.
Согласно действующим подходам Организации Объединенных Наций, к креативным индустриям относятся 14 направлений: дизайн, искусство, мода, кино, музыка, медиа, компьютерная графика, образование и другие направления, основанные на интеллектуальной деятельности. Объем рынка креативных индустрий в мире оценивается на уровне 104,2 млрд долларов, а капитализация креативных индустрий превышает два триллиона долларов. При этом каждый год оборот сектора растет на 15%.
По данным ЮНЕСКО, на долю креативной экономики приходится три процента мирового ВВП. Индустрия при активном вовлечении в свою орбиту более 30 млн человек, из которых львиную долю составляет молодежь от 18-25 лет, ежегодно привносит в мировую экономику 2 250 млрд долларов.
Мировыми лидерами в сегменте креативных индустрий (по объему валовой добавленной стоимости) являются США (988 млрд долларов) и Китай (921,6 млрд долларов). По некоторым данным, креативная экономика занимает долю в ВВП: США — 4,1%, Канады — 3,9%, Великобритании 3,8%, Японии — 3,3%, Франции — 3,0%, Германии — 3,0% и т.д.
В последние годы Южная Корея вырвалась в одну из ведущих позиций по развитию креативных индустрий. Специально созданное Агентство креативного контента КОССА, используя рациональные инструменты, активно входит на глобальные площадки, экспортируя музыкальную продукцию, кинопроекты, телевизионные программы, различный сериальный контент, высокотехнологичные игровые комплексы. По некоторым данным, по объему медийно-развлекательного рынка Южная Корея сегодня занимает седьмое место в мире, а экспортные доходы страны от креативной индустрии превысили 12 млрд долларов. К примеру, вклад в ВВП Южной Кореи популярной музыкальной группы BTS, музыкального направления K-pop, сопоставим с вкладом в экономику национального авиаперевозчика KoreanAir.
В последние годы значительных успехов добились корейские кинематографисты, создатели фильма "Паразиты", получившего премию "Оскар" как лучший фильм года, сериала "Игра в кальмары" и др. Все это результат проводимых реформ в развитии креативной индустрии. В Великобритании доля креативной индустрии в ВВП страны сопоставима с сельским хозяйством и превышает обрабатывающую промышленность. Крупные мегаполисы: Нью-Йорк (оборот/добавленная стоимость: 110 млрд долларов в 2019), Лос-Анджелес (203 млрд долларов), Лондон (92 млрд долларов), Берлин (38 млрд долларов), Гонконг (118 млрд долларов), как креативные хабы притягивают в свою экосистему мировые таланты, генерируют новые технологические ниши.
Основные причины столь динамичного развития креативных индустрий, как справедливо отмечают специалисты, — в отсутствии каких-либо барьеров как в производстве, так и в каналах распространения и потребления. Тем более, костяк потребительской аудитории социальных сетей составляет молодежь. Среди актуальных трендов развития ведущие агентства отмечают переход таких популярных индустрий, как: виртуальная реальность, видео по подписке, видеоигры и киберспорт, музыка, радио и подкасты и т.д. на цифру, передачу трафиков веб-сайтов через смартфоны. В США успешно работает ранее принятая Программа развития креативной экономики; в Канаде — Стратегия экспорта креативных индустрий Канады; в Великобритании — Стратегия креативных индустрий; Японии — Золотая стратегия развития Японии; в Сингапуре — Стратегия развития креативной экономики; в Дубае — План помощи креативному сектору и др. В Казахстане в 2021 г. принята Концепция развития креативных индустрий на 2021 — 2025 годы.
В Концепции обозначены следующие системные барьеры, препятствующие эффективному развитию креативных индустрий в Казахстане:
— отсутствие законодательно утвержденных понятий креативных индустрий и деятельности субъектов предпринимательства в креативных индустриях. Это, в свою очередь, ограничивает субъекты предпринимательства в креативных индустриях в доступе к имеющейся инфраструктурной, имущественной и нефинансовой поддержке;
— существующие меры государственного стимулирования недостаточно учитывают особенностей развития креативных индустрий;
— проблема нехватки и низкого качества человеческих ресурсов, необходимых для развития креативных индустрий;
— перспективные творческие инициативы с высоким бизнес-потенциалом, возникающие на стыке культуры и других отраслей, зачастую находятся вне фокуса государства. Расходы на сферу культуры в основном ориентированы на поддержание объектов социальной сферы и проведение культурно-массовых мероприятий, а не на создание добавленной стоимости в креативных индустриях;
— отсутствие инфраструктуры развития креативного предпринимательства и формирования устойчивых креативных индустрий в стране;
— слабая инвестиционная привлекательность креативных индустрий в Казахстане. Традиционные инструменты банковского финансирования малодоступны для креативных предпринимателей ввиду высокой рискованности проектов и бизнес-модели, при которой основными активами предприятий выступают люди и создаваемые ими объекты интеллектуальной собственности. Отсутствуют инструменты венчурного финансирования креативных индустрий в стране. Вышеуказанная концепция предусматривает основные принципы и подходы, а также целевые индикаторы развития креативных индустрий в Казахстане.
В своем Послании народу Казахстана президент Республики Казахстан Токаев К.К. отметил: "Еще одна точка роста экономики и занятости — это креативная индустрия, которая охватывает медиа, кино, музыку, дизайн, образование, сферу информационных технологий. В современном мире именно "креативное производство", основанное на творческом потенциале и интеллектуальном капитале граждан, служит источником развития по-настоящему инклюзивной экономики. Более того, креативная экономика становится движущей силой развития крупных городов, притягивающих талантливых, творческих людей.
В Казахстане данный сектор до сих пор не развит. Вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает и до одного процента, а его доля в структуре занятости тоже крайне низка. При этом у нас есть целая плеяда соотечественников, благодаря своему таланту получивших признание даже на мировой арене. Мы должны создать все условия для масштабного развития креативной экономики в нашей стране. В том числе правовыми инструментами защитить интеллектуальную собственность. Это принципиально важный момент. Интеллектуальная собственность — такое же имущество, как оборудование или технологии. Сейчас центры креативной индустрии сосредоточены в трех крупных городах (Астана, Алматы, Шымкент), регионы остаются без должного внимания. Это нужно исправить. Точки притяжения талантов — Центры креативной индустрии — должны быть в каждом областном центре, в каждом крупном городе. Там же следует помогать участникам с вопросами коммерциализации своих продуктов. Особенности производственного процесса субъектов креативной индустрии не позволяют им полноценно участвовать в программах поддержки предпринимательства, получать финансирование.
Считаю необходимым разработать отдельный пакет мер поддержки "креативщиков". В этой связи отметим важность в ближайшей перспективе создания Национального кластера креативных индустрий. Создание рациональной экосистемы поддержки креативных индустрий:
— обеспечит единую платформу для систематизации кластерных работ, сделает ее более сфокусированной и мобильной;
— придаст адресность и расширенный функционал работам по созданию специализированных кластерных площадок с целью стимулирования международных инвестиций, так и для развития их инфраструктуры.
Сфокусированная кластерная работа также может стать существенным элементом в креативном ребрендинге и продвижении позитивного образа страны в остальном мире в формате Нового Казахстана. В данном контексте драйвером развития креативной экономики в составе подобного Национального кластера могла бы стать киноиндустрия, как одна из наиболее подготовленных его компонентов. При чем эта отрасль уже сейчас обладает талантами, творческими ресурсами, чьи достижения признаны на различных мировых площадках и форумах. На необходимости придания нового импульса ее развитию акцентировал внимание глава государства в Курултае, состоявшемся в этом году в городе Туркестане. Киноиндустрия — перспективный сегмент креативной экономики.
По прогнозам исследователей, киноиндустрия к 2040 году станет одной из пяти ведущих мировых отраслей экономики. Такие страны, как США, Франция, Великобритания, Япония, Китай, Южная Корея и др., благодаря проработанным механизмам государственной поддержки, прагматичной законодательной базы, с помощью налоговых преференций, инвестиций и передовых технологий, наращивают свою киноиндустрию, все больше интегрируя свои ресурсы, идеи и продукцию в мировые кинорынки и форумы, культовые фестивальные площадки.
По данным Американской ассоциации кинокомпаний (Motion Picture Association of America, MPAA), американская кино- и телевизионная индустрия обеспечивает 2,6 млн рабочих мест и выплачивает порядка 177 млрд долл. США общей заработной платы. Кроме того, отмечается, что заработная плата в данной индустрии на 47% выше, чем в среднем по стране. Некоммерческая межправительственная организация "Европейская аудиовизуальная обсерватория" выделяет для зарубежной практики четыре основных вида фискальных стимулов в сфере кино и телевидения:
1. Tax shelter (налоговые льготы) — система фискальных стимулов, которые предполагают освобождение от налогов прибыли несекторальных организаций, что повышает интерес потенциальных инвесторов кинопроизводства.
2. Сash rebate (денежные возвраты) — система, предполагающая получение продюсерами части потраченных в стране/регионе средств на кинопроизводство. При этом властями устанавливается минимальный порог таких затрат и часто вводятся условия культурного соответствия создаваемого продукта требованиям страны/ региона (так называемый "культурныйтест").
3. Tax credit (налоговые вычеты), которые продюсер получает по одному или нескольким видам налогов, действующих в стране/регионе, после окончания съемок и предоставления отчета о произведенных затратах с учетом выплаченных налогов. Также может сопровождаться установлением минимального порога и критериев культурного соответствия.
4. Льготы по отдельным косвенным налогам для кинопроизводителей (к примеру, в России национальные фильмы освобождены от уплаты НДС). Наиболее эффективным и популярным фискальным стимулом во всем мире является система рибейтов, которая позволяет одновременно развивать национальную кинематографию и увеличивать ее вклад в экономику страны.
Рибейт (от англ. rebate — скидка) представляет собой систему возврата продюсеру фильма части потраченных при съемках средств на территории той или иной страны или ее области при выполнении им определенных условий, что позволяет сокращать производственные затраты на создание аудиовизуальной продукции. Рибейты могут предоставляться как для внутреннего кинопроизводства, так и для международного. Принципиальная разница заключается в различной процентной ставке, которая возвращается кинопроизводителям. В мировойпрактике наиболее ярким примером положительного влияния производства аудиовизуального произведения на туризм в стране является Новая Зеландия, в которой в начале 2000-х годов проходили съемки популярной франшизы "Властелин колец". Феномен, возникший вследствие этих съемок, получил название "Толкин-туризм".
В Великобритании по состоянию на 2014 год доходы от туристов "ядра" (туристы, для которых кинотуризм является главной причиной поездки) кинематографического туризма составляли порядка 200 млн евро.
По данным The Irish Times, в 2018 году 350 тыс. поклонников культового сериала "Игра престолов" посетили места съемок в Северной Ирландии, принеся в экономику страны порядка 58 млн евро.
Во Франции для оказания государственной поддержки создан Национальный центр кинематографии и анимации (CNC). Основные источники и структура бюджета Национального центра кино:
— налог с продажи билетов в кинотеатрах, который составляет 11% от цены на билет;
— налог с телевизионных каналов, который составляет 5,5% от доходов телеканалов и распределяется между поддержкой кино и аудиовизуального сектора в соотношении примерно 40/60;
— налог на видео, который составляет 2% от продажи и проката цифровых (материальных) носителей, основная часть налога (85%) направляется на финансирование кинематографии.
В Германии система государственной поддержки кинематографа носит ярко выраженный региональный характер и нацелена на стимулирование всей национальной экономики.
В Великобритании главный орган, отвечающий за функционирование местной индустрии, — это Британский институт кино (BFI). Более того, кино и телевидение Соединенного Королевства находятся под крылом BFI еще и в части сохранности наследия, ведь институт ведает самым большим в мире архивом видеоматериалов. Для поддержки оригинальных британских авторов BFI использует часть денег национальной лотереи.
Государственное регулирование кинематографии в Канаде основывается на действующей̆ системе государственного устройства страны и разделяется на два уровня: федеральный и региональный. Необходимо выделить следующие основные направления государственной поддержки национальной кинематографии Канады:
1. Прямая финансовая поддержка в виде выделения финансовых ресурсов (субсидий и инвестиций) через специализированные федеральные и провинциальные фонды в рамках реализуемых ими программ.
2. Косвенная поддержка в виде выделения налоговых кредитов на федеральном и региональном уровнях.
3. Квотирование иностранного контента в сетке телевизионного вещания канадских телеканалов, как важнейшего элемента сбыта национальной кинопродукции.
Особенности государственного регулирования киноиндустрии в США: налоговые льготы и возвраты реализуются на региональном уровне управления и направлены, прежде всего на развитие штатов, так как киносъемки на их территории для муниципальных властей формируют доходы, схожие по структуре и объему с туризмом, а также обеспечивают рекламу городов, их достопримечательностей.
Кроме этого, повышается уровень занятости населения, проживающего в регионе, и предпринимательская активность малых и средних предприятий — резидентов штата, обслуживающих кинопроизводство (аренда автомобилей, оборудования, гостиницы, рестораны, кейтеринг и др.).
Первым штатом, предоставившим существенные преференции кинематографистам, стала Луизиана. Сегодня предоставляемые ею налоговые льготы достигают 30 процентов от суммы потраченного на месте съемок бюджета. Кинопроизводство буквально спасло штат Луизиана от последствий урагана "Катрина". Экономический кризис заставил и другие регионы вводить стимулы для кинопроизводителей, и на сегодняшний день они предоставляются в 44 американских штатах.
Все вышеизложенные факты говорят о том, что в рамках развития Национального кластера креативной экономики в Казахстане только в отрасли киноиндустрии предстоит огромный пласт системных работ по:
— решению организационных, управленческих задач;
— разработке Программы развития национального кинематографа, киноотрасли в целом, как ведущего драйвера креативной индустрии;
— разработке рациональных мер по поддержке и развитию национального кинопроката и взаимодействия с альтернативными сегментами онлайн-кинотеатров, стриминговыми сервисами);
— обеспечению прагматичного законодательного обеспечения креативного кластера;
— созданию необходимых условий для генерации нового поколения молодых специалистов как в киноиндустрии, так и в креативной индустрии в целом;
— проведению целевых работ по введению в программу подготовки кадров по государственному заказу востребованных специальностей креативной индустрии, с возможностью обучения в мировых профильных университетах;
— подготовке Программы стимулирования международных инвестиций для создания ко-продукций на разноформатных природных ландшафтах Казахстана и привлечения сопродюсеров как в производство фильмов, так и для развития инфраструктуры кинопроизводства в целом;
— определение желаемых, необходимых референтных площадок, форумов и рынков для продвижения и популяризации отечественных талантов и их проектов, достижений;
— разработке Программы актуализации кинонаследия путем реформирования Госфильмофонда, обеспечив цифровизацию классики казахского кино и широкий их доступ по медийным и другим сервисным онлайн-каналам, а также создав специальные курсы и семинары для внедрения их в школьные и вузовские программы и учебники;
— создание совместно с акиматом города Алматы на базе и территории киностудии "Казахфильм" логистического, производственного, туристического хаба киноиндустрии в формате производственного Центра киноиндустрии в Центрально-азиатском регионе, а также тематического парка-аттракциона.
Ясно одно, образование Национального кластера креативных индустрий в Казахстане обеспечит адресными рычагами работу по созданию конкурентоспособного Центральноазиатского центра креативной экономики. Сфокусированные системные меры должны быть разработаны по всем направлениям и сегментам креативной экономики страны. При этом следует отметить, что основа креативных индустрий — это таланты, яркие творческие идеи. Следовательно, необходима заинтересованная селекционная, где-то патерналистская, работа в поддержке талантов и креативных идей.
Представитель правительства Республики Казахстан в Парламенте Ермек Аманшаев