Подростков нельзя воспитывать наказанием

Подростковая агрессия – не внезапное явление, а результат долгих социальных процессов.

Редакция Liter.kz

В последние годы казахстанское общество все чаще обсуждает тревожные случаи подростковой агрессии. Видеозаписи школьных драк, издевательств и буллинга распространяются в соцсетях, вызывая общественный резонанс и справедливое возмущение. Почему дети становятся жестокими, а профилактическая работа теряет эффективность? Что нужно изменить в школьной и социальной политике, чтобы остановить этот процесс?

На эти вопросы мы попросили ответить Бахтияра КАМАЛОВА, члена Совета по этике департамента АДГС по г. Алматы, ветерана Министерства юстиции РК, “Еңбекардагері”.

– Бахтияр Камалович, почему, на Ваш взгляд, в Казахстане растет уровень подростковой агрессии? Какие факторы на это влияют?

Подростковая агрессия не внезапное явление, а результат долгих социальных процессов. Мы видим размывание семейных ценностей и ослабление воспитательной роли семьи. Родители, погруженные в работу и бытовые заботы, все меньше уделяют внимания внутреннему миру ребенка его переживаниям, страхам, эмоциональным трудностям. Отсутствие доверительного общения приводит к тому, что подросток ищет признания вне дома часто в компаниях сверстников, где действуют совсем иные, нередко агрессивные нормы поведения.

Социальные сети стали мощным катализатором жестокости. Когда насилие превращается в контент, а унижение другого приносит “лайки” и популярность, дети начинают воспринимать агрессию как способ самоутверждения. При этом школа, которая раньше компенсировала недостаток внимания в семье, все чаще сосредоточена лишь на академических результатах, забывая о воспитании личности.

Если добавить к этому рост социального неравенства, дефицит позитивных ролевых моделей и эмоциональную незрелость подростков, то получаем взрывоопасную смесь. В такой среде насилие перестает быть трагедией оно становится способом проявить силу. Подростковая агрессия это зеркало общества: если мы видим в нем злость, значит, взрослые где-то перестали быть примером.

– Можно ли сказать, что существующая система профилактики больше не работает?

К сожалению, это так. Сегодня профилактическая работа с подростками во многих регионах носит формальный характер. Инспекторы по делам несовершеннолетних и школьные психологи часто ограничиваются лекциями “для отчета” или участием в акциях, не оказывающих реального влияния на детей. Все сводится к заполнению таблиц и отчетов, а не к живому взаимодействию с подростками и их семьями.

В итоге факты насилия, буллинга или хулиганства в школах замалчиваются, чтобы “не портить статистику”. Подростка ставят на учет, оформляют документы и считают работу выполненной. Но это не исправляет ребенка, а лишь усиливает его отчуждение.

Я помню, как мы работали в 1980-е годы в комиссии по делам несовершеннолетних при Алматинском облисполкоме. Мы анализировали морально-психологический климат в классах, посещали семьи, разговаривали с подростками и педагогами. Особое внимание уделяли скрытым конфликтам: часто агрессия не от злобы, а от боли и одиночества. Такой подход давал результат: уровень правонарушений снижался, а доверие между детьми и взрослыми укреплялось.

– Почему инспекторы и педагоги сегодня не могут работать так же?

Потому что их функции изменились, а нагрузка стала колоссальной. Инспекторы выполняют массу несвойственных обязанностей: участвуют в рейдах, сопровождают уголовные дела, обеспечивают отчетность перед разными структурами. На индивидуальную профилактику просто не остается времени. К тому же штаты инспекторов сокращаются, а количество школ и детей растет.

Та же проблема у педагогов. Учителя и классные руководители завалены отчетами и планами, у них нет возможности наладить доверительные отношения с детьми. Школьные психологи, особенно в сельской местности, обслуживают сразу несколько школ. Как можно говорить о системной работе, если один специалист должен охватить сотни детей?

Нужно вернуть инспекторам их истинную роль не карающую, а наставническую. Освободить от лишней бюрократии, повысить их статус и профессиональную подготовку. Только тогда профилактика перестанет быть формальностью.

– Почему система образования не формирует у подростков эмпатию и самоконтроль?

Потому что школа все больше превращается в “фабрику знаний”, а не в школу жизни. Сегодняшнее образование нацелено на тесты, рейтинги и показатели, тогда как эмоциональное воспитание отодвинуто на второй план. Между тем именно способность понимать других, сочувствовать и договариваться отличает зрелую личность от агрессивного подростка.

Современным детям не хватает живого общения и примеров доброты. Они растут в цифровом пространстве, где эмоции заменены “лайками”, а сочувствие – “сердечками”. Это формирует эмоциональную холодность и поверхностность отношений.

Школа не успевает адаптироваться к новым вызовам: уроки воспитания либо стали формальностью, либо исчезли вовсе. А ведь именно на таких занятиях подростки учатся распознавать эмоции, контролировать импульсы, анализировать поступки. Мы должны вернуть воспитательную составляющую в образовательный процесс через театральные студии, волонтерские проекты, живые дискуссии. Ребенок, который умеет чувствовать и понимать другого, не станет унижать или избивать сверстника.

– Какова ответственность государства и общества в решении этой проблемы?

Это общая ответственность. Нельзя перекладывать вину только на родителей или школу. Подростковая агрессия вопрос национальной безопасности. Государство должно создать комплексную систему профилактики, где все звенья школа, полиция, соцслужбы, СМИ – работают вместе.

Необходимо законодательно закрепить функции инспекторов, педагогов-психологов и социальных работников, освободив их от формальной отчетности. Следует ввести единые стандарты ювенальной профилактики, систему раннего выявления детей “в зоне риска” и мониторинг психологического климата в школах.

Но и общество должно перестать быть равнодушным. Нельзя оправдывать насилие “детскими шалостями”. Каждый взрослый, будь то сосед, учитель или родитель, несет ответственность за моральную атмосферу вокруг ребенка. Без коллективного участия никакая программа не сработает. Подростковая агрессия не их проблема, а наша общая.

– Что нужно изменить, чтобы агрессия не стала нормой поведения?

Во-первых, вернуть системность профилактики. Инспекторы по делам несовершеннолетних должны постоянно работать в школах, знать обстановку в каждом классе, быть в контакте с детьми и педагогами. Это должна быть ежедневная, живая работа, а не эпизодическая акция.

Во-вторых, регулярно анализировать морально-психологический климат не только по фактам правонарушений, но и по ранним признакам конфликтов, буллинга, эмоциональных кризисов.

В-третьих, нужно избавить педагогов и инспекторов от избыточной отчетности. Все, что не помогает ребенку, должно быть убрано.

И, наконец, профилактика должна быть практической: вовлекать подростков в волонтерские, культурные, спортивные инициативы. Когда ребенок чувствует, что он нужен, он перестает искать признания через разрушительные поступки.

С ранних лет нужно формировать культуру общения и самоконтроля в семье и школе. Учить детей выражать эмоции словами, а не кулаками. Только так можно вырастить поколение, для которого уважение станет нормой поведения.

– Какой, по-Вашему, должен быть главный принцип новой профилактической системы?

Главное внимание и участие. Подростки должны знать, что взрослым не все равно. Их нельзя воспитывать страхом и наказанием это вызывает лишь протест. Нужен личный контакт, доверие, разговор на равных.

Ребенок, который чувствует поддержку, меняется гораздо быстрее, чем тот, кого клеймят и изолируют.

Профилактика должна быть живой, гибкой, ориентированной на конкретного человека, а не на цифры в отчетах. Каждый случай отдельная история, требующая индивидуального подхода. Мы должны воспитывать не покорных, а осознанных граждан.

Без постоянной воспитательной работы мы рискуем потерять контроль над моральной атмосферой в школах и обществе. Вернуть системную профилактику это не административная мера, а вопрос национальной безопасности. Агрессивный подросток завтра станет агрессивным взрослым. А человек, воспитанный с вниманием и уважением, обязательно принесет это уважение в свою семью, в общество и в страну.

Алма КЕНЖЕБЕКОВА,

Алматы

Сегодняшнее образование нацелено на тесты, рейтинги и показатели, тогда как эмоциональное воспитание отодвинуто на второй план. Между тем именно способность понимать других, сочувствовать и договариваться отличает зрелую личность от агрессивного подростка.

Новости партнеров