Интервью депутата Мажилиса, члена фракции партии AMANAT Мукаша Искандирова.
Мажилис на этой неделе одобрил сразу три соглашения с Китаем в сфере перевозок, которые призваны упростить транзит и перевозку грузов между нашими государствами. О том, почему Казахстану важно встроиться в трансевразийские транспортные коридоры и стать основным евразийским мостом между Востоком и Западом, "Литеру" пояснил депутат Мажилиса, член фракции партии AMANAT Мукаш Искандиров.
- Мукаш Зулкарнаевич, расскажите вкратце о сути одобренных соглашений в сфере перевозок между РК и Китаем.
- Первое. Мажилис ратифицировал соглашение между нашими странами о международных автомобильных перевозках, подписанное в китайском Сиане 17 мая 2023 года. Данное соглашение позволит увеличить объемы перевозок грузов, выполняемых автотранспортом между двумя странами, а также регулировать перевозку грузов между Казахстаном и Китаем и транзит через их территории в третьи страны.
Главное, соглашение позволит казахстанским автотранспортным средствам проезжать вглубь территории Китая, в том числе в морские порты на юго-востоке страны. Это, в свою очередь, сократит расходы и время на перегруз товаров в приграничных районах РК и КНР и положительно скажется на стоимости ввозимых товаров и затратах казахстанских экспортеров. Аналогичные условия будут действовать для китайских перевозчиков на территории Казахстана.
В рамках соглашения также планируется выдача электронных бланков разрешений на осуществление перевозок автомобильным транспортом. В настоящее время с китайской стороной производится обмен в количестве порядка 120 тысяч единиц разрешений на бумажном носителе, при распределении которых присутствует человеческий фактор. Перевод бланков разрешений с бумажного на электронный формат позволит исключить дополнительные финансовые расходы по изготовлению бумажных бланков, а также человеческий фактор в процессе их распределения и контроля.
К слову, в 2023 году объем экспорта казахстанских товаров по данному направлению вырос на 661%, с 44,4 тысячи тонн до 338 тысяч тонн товаров по сравнению с предыдущим годом.
Второе. Мажилис также ратифицировал Соглашение между РК и Китаем по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), которое было подписано в Пекине в октябре 2023 года. Целью документа является развитие мультимодальных перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Для этого предлагается использовать преимущества автомобильного, морского и железнодорожного видов транспорта, что позволит создать благоприятные условия для перевозки грузов по территориям Казахстана и Китая.
В настоящее время сроки прохождения транзитных грузов из Китая в Европу составляют 19-23 дня, из них по территории Казахстана - 6 дней, грузопоток - 6 миллионов тонн. В рамках соглашения планируется увеличить грузопоток к 2027 году до 10 миллионов тонн, общая скорость прохождения грузов из Китая в Европу составит 12-13 дней.
Соглашением также предусматривается снижение административных барьеров путем автоматизации процесса декларирования "сквозного" транзита. Для этого запущена программа цифрового транспортного коридора (окно продаж логистических и экспедиторских услуг на маршруте ТМТМ).
Кроме того, Мажилис ратифицировал и Соглашение по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута, в том числе для контейнерных поездов сообщением Китай - Европа. Данное соглашение направлено на дальнейшее развитие сотрудничества по наращиванию экспортно-импортных, транзитных перевозок для контейнерных поездов по территориям двух стран.
В результате реализации соглашения ожидается утверждение потенциального ежегодного объема перевозок грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, обмен данными по слежению за подвижным составом на территории обоих государств, содействие КНР в финансировании нефтепроводных, портовых инфраструктурных проектов ТМТМ, а также осуществление транзитных перевозок грузов между Казахстаном и Китаем.
Например, в прошлом году отмечалось снижение на 39% контейнерных перевозок по этому маршруту. Однако по итогам четырех месяцев этого года контейнерные перевозки составили 10,4 тысячи ДФЭ (единица, которая характеризует количественную вместимость или объем контейнерных судов, контейнерных терминалов, контейнерных грузопотоков), увеличившись на 70,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (6,1 тысячи ДФЭ).
По оценкам ЕБРР, при осуществлении строительства инвестиционных проектов и мер по обеспечению бесперебойной связи на ТМТМ, объем контейнерных перевозок по ТМТМ к 2040 году будет увеличен до 470 тысяч контейнеров в ДФЭ. А в целом с учетом стран Центральной Азии - свыше 800 тысяч ДФЭ.
- СМИ, в том числе международные, уделили ратификации именно этого документа внимание неслучайно?
- Транскаспийский международный транспортный маршрут имеет большой потенциал в осуществлении прямых поставок товаров из Азии в Европу через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. На сегодня по данному маршруту экспортируют нефть, нефтепродукты, металлы, зерно, химикаты, соду и другие товары. В импортном направлении преобладают товары народного потребления, продукты, железная руда, черные металлы, химикаты, цветная руда, нефтепродукты. В транзитном направлении также преобладают товары народного потребления, продукты, зерно, строительные грузы, черные металлы, химикаты и сода.
Конечно, как государство, через которое проходят основные артерии Нового Шелкового пути, мы преследуем свои прагматичные интересы. Нам выгодно упрочить свое положение как основной транзитной страны региона. Участие Казахстана в таких масштабных транзитных перевозках позволит поддерживать и развивать малонаселенные и удаленные регионы страны, повысит инвестиционную привлекательность РК и приведет к созданию новых совместных предприятий и рабочих мест.
Жазира Жаким