Непродуманные действия по налоговой реформе могут привести к непредсказуемым социально-экономическим последствиям.
Послание президента дало импульс дискуссии вокруг налоговой системы Казахстана, считает экономист Ермек Имантаев. По его словам, задача стоит масштабная, поэтому и подходы должны быть серьезные с учетом изменений как в самом обществе, так и в экономике, передает Liter.kz.
Наша страна порядка 30 лет живет в условиях рынка. За это время у казахстанцев появилось понимание роли налогоплательщика. Все чаще слышны вопросы от граждан по поводу эффективного использования налогов в государстве. Бизнес начал требовать предсказуемости и стабильности налогообложения, а также справедливой и адекватной налоговой нагрузки, – говорит Имантаев.
Национальная система налогообложения начала формироваться с принятия первого Налогового кодекса в 1991 году. По словам экономиста, результаты этой работы могут подвергаться критике, но, тем не менее, было стремление соответствовать международным стандартам.
Он указал на то, что необходимо учитывать следующие реальности:
– Налоговые модели в мире состоят из определенных, схожих видов налогов и платежей. Могут отличаться только по ставкам, по администрированию и по доле в бюджете. Иногда могут добавляться местные экзотические налоги. Поэтому новый Налоговый кодекс – это должен быть обновленный, действующий кодекс, обеспечивающий гармоничную реализацию основных функций налогов: фискальную, стимулирующую, распределительную.
– Налоговая грамотность и налоговая культура населения будут возрастать по мере введения всеобщего декларирования доходов граждан.
– Сплошная цифровизация, преобладание безналичных расчетов, всеобщее декларирование при низком уровне коррумпированности в обществе могут обеспечить принцип неизбежности уплаты налогов.
Экономист утверждает, что сейчас налоговая система сосредоточилась на цифровизации налоговых органов, законных лазейках для ухода от уплаты налогов, ставках и видах налогов. Учитывая, что непродуманные действия по налоговой реформе могут привести к непредсказуемым социально-экономическим последствиям, эксперт предлагает остановиться на базовых условиях для принятия правильных решений.
Первое, Казахстан практически превращается в социальное государство, которое стремится минимизировать для своих граждан риски от многих глобальных и локальных проблем. Естественно, это требует увеличения расходов государственного бюджета, которые формируются за счет налогов и платежей. Следовательно, новый Налоговый кодекс можно было бы рассматривать как своеобразную форму общественного договора между гражданами и государством. Здесь формулы могут быть разные: больше налоговой нагрузки – больше социальных обязательств государства или массовое исполнение налоговых обязательств – меньше налоговая нагрузка. Цель общественного договора – осознание гражданами важности национальной налоговой системы для обеспечения достойного уровня их жизни. Конечно, выбор правильной формулы общественного договора определит всю структуру нового Налогового кодекса.
Второе. Необходимо провести тщательный аудит налоговой системы страны по двум направлениям: качество налогового администрирования и эффективность стимулирующей функции налогообложения. Уровень качества налогового администрирования показывает обоснованность повышения налоговых ставок (налоговой нагрузки). Иногда возможно за счет улучшения администрирования (собираемости налогов) избежать повышения ставок.
В условиях мирового кризиса усиливается тренд стимулирующей роли налогов для обеспечения экономического роста в различных странах. В нашем налоговом законодательстве это заложено давно. В этом случае аудит показал бы результативность ранее принятых решений и необходимость их корректировки.
Третье. Серьезной проблемой для экономики Казахстана является отрицательное торговое сальдо с Россией – нашим основным торговым партнером. Мы покупаем у них больше, чем продаем. Это снижает финансовую устойчивость нашей страны. Налоговый кодекс должен способствовать увеличению экспорта продукции в РФ и притоку инвестиций из соседнего государства. Выравнивание торгового баланса с Россией также повлияет на позитивное отношение со стороны общества к нахождению Казахстана в Евразийском экономическом союзе.
Четвертое. Особое внимание надо уделить гармонизации Налогового и Бюджетного кодексов. Распределение налогов и платежей между уровнями бюджета, а также финансовые перетоки из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет должны стимулировать региональные власти развивать налоговый потенциал соответствующей территории. Акиматы должны проводить системную работу по увеличению налогооблагаемой базы за счет развития бизнеса, привлечения инвестиций, использования земельных ресурсов и других активов”, – сказал Ермек Имантаев.
Стоит отметить, что в Казахстане налоговая нагрузка меньше, чем во многих странах, средняя налоговая ставка порядка 30 процентов в прибыли компаний. По оценке Всемирного банка, налоговая служба РК имеет неплохой рейтинг (56-е место из 190 стран).
Наша задача – используя существующий потенциал, добиться, чтобы налоговая реформа стала драйвером экономического роста и обеспечения социальной справедливости, – подытожил Имантаев.