Политическая философия Елбасы: от национальной традиции к современному государственному проектированию

Алиса Орлова

Философско-политические установки, которые предлагает своему народу Лидер Нации, передал директор Центра политических исследований ИФПР КН МОН РК Айдар Амребаев. Эти «столпы государственности» имеют своим истоком национальную культурную традицию, опирающуюся на политический опыт построения современного суверенного государства на принципах перспективных мировых трендов развития успешных стран.     

О феномене Нурсултана Назарбаева как политического деятеля мирового масштаба написано достаточно много, однако, как мне кажется, в канун Дня Первого Президента следует отметить еще одну грань нашего Лидера, как политического философа, воплотившего в реальность свою мечту по построению независимого современного государства, обретшего свой смысл и жизненные принципы в качестве политического деятеля…

И в этом плане интересна эволюция политических взглядов этого уникального человека, не в плане идеологических предпочтений, хотя его жизнь была полна мировоззренческих трансформаций как жизнь политика, живущего «здесь и теперь», вынужденного каждый день принимать решения, касающиеся миллионов людей. Речь идет о духовной трансформации человека, его жизненного мира. Об этом сегодня можно говорить и писать, имея в виду возможность обозреть совершенное этим политиком, его делах и гражданской позиции по целому ряду важнейших событий жизни нашей страны.

Действительно, Нурсултан Абишевич не только формально возглавлял нашу молодую страну в «эпоху перемен», когда рушились стены прежней государственной системы, идеологических принципов, форм организации жизни, ценностей и смыслов, но и взял на себя ответственность за построение нового государства, формулирование новых мировоззренческих ориентиров и идеологии суверенной нации в центре Евразии под названием Республика Казахстан.

На этом пути, как мы знаем, наша страна пережила периоды как небывалого подъема, так и объективно обоснованного спада, обусловленного циклами общемирового развития. И надо отдать должное, Первый Президент Казахстана с достоинством провел «государственный корабль» нашей страны между Сциллой и Харибдой, сопровождавших становление нового государства, кризисов, в море политических рисков.

Говоря о политико-философском наследии пройденного Елбасы мировоззренческого пути, с нашей точки зрения знаковым является цикл его публикаций, отражающих эволюцию его политического самосознания, его взглядов на особенности казахского народа, его месте в истории, о «политическом взрослении» нации и ее перспективах в глобальном и конкурентном мире.

В этом ряду особое значение имеют публикации Лидера Нации, посвященные истории («В потоке истории», книга 1999 года), актуальным задачам мировоззренческой трансформации нации («Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», статья от 12 апреля 2017 года), вопросам культурной самоидентификации («Семь граней Великой Степи», статья от 21 ноября 2018 года), продвижению процесса социальной модернизации («Социальная модернизация: 20 шагов навстречу Обществу Всеобщего Труда», статья от 10 июля 2012 года), а также недавнее выступление Нурсултана Абишевича на расширенном заседании политсовета партии Nur Otan 23 ноября 2021 года с программным обобщением «Семь столпов государственности».

Необходимо отметить непрерывную идейно-теоретическую и практико-логическую концептуальную связь этих работ Елбасы. Все они посвящены анализу судьбы нашего народа, его потенциальным возможностям, непростой истории и перспективам укрепления национальной государственности Казахстана. Основой мировоззрения политика, жизненным кредо Лидера Нации, его философией жизни является осознание себя, своего места в контексте культуры, политики и истории своего народа. В этой связи хотелось бы более детально остановиться на философском осмыслении предложенных Елбасы «Семи столпов государственности», которые являются квинтэссенцией политического опыта и плодом глубоких размышлений Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Елбасы предлагает Свод принципов, дающих для будущих поколений емкую и абсолютно обоснованную с точки зрения логики национальной истории, формулу силы и лидерства суверенного Казахстана. Без преувеличения можно сказать, что в нем заложены духовные основания и принципы  национальной идеологии.

Первым незыблемым основанием государственности любой страны является ценность Независимости, как принципа свободного волеизъявления народа к политическому самоопределению в качестве суверенной нации-государства. Для казахского народа данная ценность проявляется и генетически передается из поколения в поколение, как способ экзистенциального самоощущения народа. Стремление к свободе и независимости является главным лейтмотивом политической философии казахов. Напомню, что сам этноним «Қазақ» означает свободный, непокорный, независимый ни от кого человек.

История становления казахского ханства ведет начало от известной откочевки, выделения родов и племен, объединенных основателями казахской кочевой государственности Керея и Джанибека из-под протектората шейбанидского хана Абулхаира во второй половине 1450-ых годов на территории восточного Дешт-и-Кипчака (Могулистана, нынешней территории Туркестанской, Жамбылской и Алматинской областей современной Республики Казахстан). На протяжении всей дальнейшей истории казахи вели беспрестанные войны и осуществляли хитроумные дипломатические переговоры с окружающими империями в целях обретения свободы и независимости от них.

Независимость и целостность государства были незыблемыми ценностями и смыслами государства кочевых казахов. Этому посвящены практически все философско-поэтические творения выдающихся мыслителей казахской степи от Асана Қайғы до Бухара жырау. Известной максимой принципа независимости казахского народа является осознание героической борьбы за свободу и суверенное право существования, которое досталось острым копьем и мечом («найзының ұшымен, қылыштың жүзімен жеткен еркіндік»), беззаветным трудом многих поколений людей. Поэтому данная парадигма обретения независимости любой ценой является краеугольным камнем политической философии казахского народа, о которой говорит Елбасы. Современная независимая государственность нашего народа не была «подарена» кем-то, а является закономерным итогом героической борьбы, воплощением мечты и устремлений народа, смыслом его свободного существования как равноправного члена мирового сообщества равных народов. Эту идеологему на современном этапе заложил и воплотил в жизнь Первый Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. И совершенно справедливо, что в календаре национальных праздников Казахстана заслуженно особое место занимает День Первого Президента Казахстана.

Другим принципиальным основанием национальной государственности Казахстана является защита целостности страны и неприкосновенности родной земли как сакрального символа, объединяющего начала и корневого основания государства. Для казахского самосознания понятия «Елім - Жерім» (народ и земля) являются синонимами и неразделимыми символами самостоятельности и состоятельности государства. Существование казахов-кочевников было немыслимо без обширных сезонных земель-пастбищ на бескрайних просторах Великой Степи. Номадический способ хозяйствования предполагал экологическое, бережное отношение к Земле-Матери, которой поклонялись и которую берегли как зеницу ока. Не случайно, одним из главных предметов поклонения в тенгрианской религии (веры древних тюрков и казахов до принятия ими ислама), являлась богиня Умай-Ана (Мать Земля-Вода). Она являлась символом порождающего плодородного начала в божественном пантеоне казахов-кочевников.

В политико-экономической истории Степи, земля являлась основным объектом устремлений, споров и разногласий между людьми («Жер дауы» - Земельные споры). Полагаем, что это один из главных экономически-этических кодов нашей нации.

Привязанность к земле, рассмотрение ее не только как экономической категории, но и придание ей сакрального смысла присуще казахскому сознанию. Земля священна и как родина, Земля предков - «Атамекен, Ата қоныс». Любовь к родной земле, готовность жертвовать во имя Родины - генетически зафиксированный код казахов. Этическим принципом здесь выступает «Атамекенді сүю, ата қонысты қорғау». Кочевники-казахи в традиции - это «народ-войско», всегда готовое выступить на защиту родной земли, основным занятием которого является постоянная боеспособность, отвага, боевой дух, стремление к победе. Мы боевая нация, способная не только постоять за себя, но и защитить нуждающихся в защите. Не случайно закономерное стремление многих молодых казахов проявить себя в силовых органах, в единоборствах на спортивных состязаниях.

Обретение Казахстаном государственного суверенитета было связано на начальном этапе с ясным осознанием Лидером Нации задачи освобождения территории страны от ядерной опасности. Закрытие ядерного испытательного полигона в Семипалатинске явилось знаковым выражением этического кода осознания ответственности перед родной землей.

Другим актом политической ответственности нашего Елбасы стало твердое и юридически гарантированное закрепление государственных границ. Благодаря целенаправленной работе под патронажем Первого Президента были своевременно делемитированы и демаркированы национальные границы страны. На постсоветском пространстве  нерешенность вопросов национальных границ у ряда молодых государств поставило под сомнение состоятельность стран и целостность их территорий. В настоящий момент даже у таких братских стран-соседей, как Кыргызстан и Таджикистан, существуют территориальные претензии друг к другу.

Следующей безусловной ценностью, условием силы и благополучия государства Елбасы определил согласие народа, объединяющего представителей разных этнических групп, культур, конфессиональной и сословной принадлежности, пола и возраста.

Эта идеологема политика также имеет глубокие культурно-исторические корни в казахской кочевой традиции. «Бірлік бар жерде, тірлік бар» (Состоятельность заключена в единстве народа) - говорят казахи. И этот принцип единства народа ставился Первым Президентом Казахстана во главу угла его политики с первых дней обретения современной независимости. Несмотря на то, что во многих государствах транзита полиэтничность и многоконфессиональность явились фактором риска и поводом для возможной конфронтации различных групп населения, в Казахстане это, благодаря политике Лидера Нации, стало основой успешного и гармоничного развития казахстанского общества. Патриотизм граждан нашей страны, модель межнационального согласия и мира стали своеобразным ноу-хау молодого суверенного государства.

Взвешенная и поступательная политика руководства страны по вопросу расширения сферы применения и углубления изучения государственного языка в стране является условием укрепления национальной государственности Казахстана, выхода культурного пространства страны на уровень мировой межкультурной коммуникации. Прежде всего, язык является воплощением национального духа. Как утверждал немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт: «язык народа есть его дух, и дух народа есть язык, и трудно представить себе что-либо тождественное». Одновременно с этим государственный язык выполняет функцию самопрезентации нации, ее духовные культурные горизонты.

В этом плане инициатива Первого Президента страны по переводу графики казахского языка на латиницу явилась революционным шагом в открытии новых перспектив позиционирования Казахстана, как современного, модернизирующегося культурного пространства. Заложенное в культурной традиции казахов особое отношение к языку нашло отражение в языковой политике государства. Уважение к родному языку и широкое понимание ценности самого слова характерно для казахского самосознания. У нас принято уважительное отношение к носителю слова. В древней традиции почтительное отношение к сказителю, острословию («Шешендік сөз»). Свобода высказывания («Бас кеспек бар болса да, сөз кеспек жоқ» - можно отрезать человеку голову, но нельзя заставить его замолчать). В этом плане кочевое слово есть поступок. В казахской традиции сакральное значение придается благословению («бата») и проклятию («қарғыс»). Устная речь является не только средством передачи информации, но и обмена социальной энергией, способом укрепления социального капитала нации, своеобразным «культурным клеем», сплачивающим людей.

Основной идеологемой Лидера Нации в этом отношении является устремленность к изучению и глубокому знанию государственного языка и раскрытию культурно-цивилизационного кода нации, объединяющего общество, передающееся из поколения в поколение посредством сохранения и обогащения языка, сакральное Степное знание, обеспечивающее идентичность и сплоченность нашего народа.

В качестве следующей фундаментальной опоры государственности, по мнению Лидера Нации, являются семейные ценности и национальные традиции, представляющие духовно-нравственную основу и крепость уз каждого человека, его привязанность к изначальному родовому началу, родному очагу и неразрывность его судьбы с судьбой взрастившей его Родины.

Знание своих корней и объединяющих начал в традиционной казахской картине мира обеспечивалось знанием каждым своей родословной («жеті ата» - «семь колен»), которое позволяло не только избежать кровосмешения (поскольку табуировалось заключение браков ближе семи колен) и потому способствовало чистоте и благородству крови («тектілік»), исключающем, к примеру, наследственные заболевания. Принцип «жеті ата» ориентировал также молодое поколение на лучшие этические образцы предыдущих поколений. Поступки предков обуславливали будущую судьбу потомков, поскольку эта информация передавалась из уст в уста в социальном окружении. Достойные поступки людей получали высокую оценку современников, постыдное поведение же осуждалось и оставалось «родовым клеймом», след от которого несло на себе следующее поколение людей.

Другим важным аспектом социальной устойчивости народа явилась не только преемственность от предков к потомкам, но и четкие горизонтальные социальные связи по отношению друг к другу. Например, в казахской кочевой традиции было принято формировать особые родственные отношения молодого человека по степени близости: «жігіттің үш жұрты бар: өз жұрты, нағашы жұрты, қайын жүрты» (родственники джигита подразделяются на свой род, род матери и род супруги). При этом социальная роль и этическое значение каждой ветви различно. Считается, что роль рода матери предпочтительнее всех, поскольку является опорой и источником духовной силы человека. Родовая ветвь отца признает силу и состоятельность человека по факту. Род супруги представляется оппонирующим и оценивающим возможности жениха. Таким образом, мы видим особые социальные роли и значения в отношении каждой ветви. При этом знание и руководство этими установлениями укрепляют узы семьи и, следовательно, узы государства. Отношения «старший - младший» также регламентированы и этически содержательны. Казахи так определяли надежды и иерархические связи в них: «ағасы бардың, жағасы бар. Інісі бардың, тынысы бар» (У кого есть старший брат, у того есть опора. У кого есть младший брат, у того есть отрада). Примечательно уважительное отношение к женщине. Девочек в казахской традиции принимали как гостей даже в собственном доме, балуя до достижения совершеннолетия («Қыз - қонақ»).

В целом же, основным этическим принципом достойного поведения человека являлось сохранение чести и достоинства человека, опирающееся на чувство стыда и совести («ар-ұятты сақтау»). Известна казахская этическая максима: «малым жаным үшін, жаным арым үшін» (имущество нужно ради существования, а жизнь ради совести). Высшей ценностью кочевых казахов считалось сохранение своего лица, чести и достоинства. Принцип «ұятқа қалмау» (не посрамить себя в глазах окружающих, не остаться в долгу) сопровождал человека от рождения до смерти. Вслед за умершим спрашивали, хорошим ли он был человеком, не остались ли после него долги и грехи…

Таким образом, знание, любовь и почитание национальной культуры и традиций является моральной основой развития общества, формирующей на ее основе крепкий и ответственный национальный социальный капитал страны.

По мнению Первого Президента, способом достижения национального успеха являются глубокие знания и честный труд - ключевые условия прогресса, способного менять жизнь людей, определять будущее каждого гражданина, семьи, аула, города, региона и всей  страны. Елбасы опирается в этом пункте своих «Семи столпов государственности» на заветы великого Абая, который в своем стихотворении «Ғылым таппай мақтанба...» писал: «Бес нәрседен қашық бол, Бес нәрсеге асық бол, Адам болам десеңіз. Өсек, өтірік, мақтаншақ, еріншек, бекер мал шашпақ, Бес дұшпаның білсеңіз. Талап, еңбек, терең ой, қанағат, рахым ойлап қой - Бес асыл іс көнсеңіз…» (Если хочешь стать человеком, будь далек от пяти своих врагов и близок к пяти своим друзьям: ложь, сплетни, пустая похвальба, лень, пустые расходы. Это твои враги. Целеустремленность, трудолюбие, глубокомыслие, умеренность, благочестие. Это пять благородных дел).

В своей политической философии Елбасы придерживается принципов философии прагматизма. В условиях международной турбулентности и конкуренции стран между собой, внедрение в сознание нашего народа принципов прагматичной, рациональной оценки собственных сил и возможностей, выработки разумной и рачительной стратегии использования национальных богатств и ресурсов развития, опоры на собственные силы в достижении своих амбициозных целей является несомненно выверенным курсом обеспечения нашей независимости и пополнения функциональной силы государства.

Таковы в целом философско-политические установки, которые предлагает своему народу Лидер Нации. Эти «столпы государственности» имеют своим истоком национальную культурную традицию, опирающуюся на политический опыт построения современного суверенного государства на принципах перспективных мировых трендов развития успешных стран.

Автор: Амребаев Айдар Молдашович, директор Центра политических исследований ИФПР КН МОН РК.

Новости партнеров