Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Политические изменения были нужны прежде всего, чтобы начались изменения в экономике — Юлия Кучинская

04.10.2023, 10:13
Политические изменения были нужны прежде всего, чтобы начались изменения в экономике — Юлия Кучинская
Фото Радмира Фахрутдинова

Посланием Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана в стране стартовал новый политический сезон. Ожидается ряд реформ и модернизаций в самых разных сферах — от АПК до искусственного интеллекта. Однако лейтмотив Послания — это новый экономический курс, принципы которого заключаются в справедливости, инклюзивности и прагматичности. О том, почему государственные закупки играют не последнюю роль в "справедливой экономике" и что такое "идеи созидательного развития", рассказала в "Гостиной "Литера" депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Юлия Кучинская.

Акцент — на качестве

— Юлия Владимировна, какие положения Послания Президента вам запомнились и показались особенно важными?

— В первую очередь я обратила внимание на слова Главы государства о реформе и трансформации госслужбы, об уровне ответственности госслужащих. Реформы, которые сегодня проводятся, направлены на то, чтобы у государственных органов появилось больше полномочий и самостоятельности. Однако в риторике госорганов чаще всего звучит аргумент "так сказал Глава государства". Но это не может быть аргументом для продвижения каких-либо моделей или подходов. Глава государства обозначил проблему и факт, что ее нужно решать. Но как ее решать — это все-таки ответственность исполнительных органов власти. Когда исполнительный орган предлагает тот или иной подход в решении проблемы и ссылается на Президента, это больше похоже на "перекладывание ответственности". Но, с другой стороны, может, у нас и сама система выстроена так, что госслужащие в принципе боятся ошибаться. Потому что за этим следуют очень жесткие наказания, вплоть до того, что человек может попрощаться с креслом. Это накладывает определенный отпечаток на готовность принимать какие-то решения и брать на себя ответственность. Поэтому, конечно, трансформация госслужбы — это очень важный шаг. Не менее значимыми, на мой взгляд, являются и положения о государственных закупках.

— Почему именно госзакупки?

— Это не первое поручение Президента страны навести порядок в системе государственных закупок. Но в Послании акцент сделан именно на формировании системы государственных закупок, соответствующей принципам "справедливой экономики", и стимулировании конкуренции качества, а не цены.

Неэффективная модель государственных закупок коснулась практически каждого гражданина. Сегодня мы можем наблюдать массу затянувшихся строительных объектов — школ, дорог, учреждений здравоохранения, мостов. Либо построенных и отремонтированных абсолютно некачественно. К сожалению, сегодня основным критерием отбора поставщика выступает цена. Усмотрев коррупционные риски в том, чтобы заказчик прописывал квалификационные требования к потенциальному поставщику, мы ограничили эту возможность. Но зачастую такой подход приводит к тому, что те, кто реально добросовестно и ответственно работают, остаются "за бортом".

Абсолютно справедливый вопрос задают те, кто на практике реализует закупки. Как правило, перед формированием заказа собираются ценовые предложения или готовится проектно-сметная документация, которые становятся основаниям для установления стоимости заказа. Вполне очевидно, что, если кто-то готов выполнить работу со значительной скидкой — будет страдать качество.

Один из ярких примеров. Директор районного детского сада подал объявление о закупе инвентаря для детской площадки. В итоге руководитель выигравшей компании просто звонит директору детского сада с предложением самостоятельно купить инвентарь, а он просто переведет деньги. Это такой, казалось бы, маленький пример, но таких нюансов много. Поэтому важно этот закон менять: акцент должен быть сделан прежде всего на качестве! Важно учитывать и потребности заказчика, чтобы он мог проверить производственные возможности потенциального поставщика.

— А есть ли возможность закупать из одного источника?

— На самом деле в законе есть ограничения на проведение закупок из одного источника. Сначала заказчик должен объявить конкурс. Если никто не вышел, только тогда он может сделать закуп из одного источника.
Но есть такой нюанс: заказчик может прописать требования к продукции. И, например, под эти требования может подпадать только продукция одной компании. И здесь тоже есть коррупционные риски. Я считаю, что такие кейсы нужно тоже учитывать при разработке закона. Итоговый документ должен сократить подобные лазейки.

— Рассматривается ли сейчас такой закон в Мажилисе?

— Закон, конечно, рассматривается, но пока не в Мажилисе. Сейчас Правительство разрабатывает свой вариант, и потом этот закон зайдет к нам в Мажилис, и мы уже будем с ним работать. Будем его обсуждать с депутатами маслихатов, местными исполнительными органами, представителями бизнеса.

От регионов поступает большая просьба, чтобы в закупках имели приоритет местные организации. Тогда, например, налоги останутся в этом районе, будет работа для местных жителей. Плюс в отношении исполнителя закупок будет работать общественное одобрение или порицание — своеобразный общественный контроль. Однако здесь важно понимать, что мы все — граждане одной страны и не можем дискриминировать кого-то по региональному признаку. Это будет нарушать конституционные права граждан.

Возможно, в Законе о государственных закупках должен найти продолжение Закон "Об общественном контроле". Чтобы жители на месте больше участвовали в принятии объектов и осуществлении контроля над текущими работами. Сегодня бывают случаи, когда заказчиком выступают областные управления, поэтому акимы районов, городов, сельских населенных пунктов никак не могут повлиять на прием работ и объектов. Но с жалобами приходят именно к ним. В этой части необходимо предусмотреть соответствующую систему сдержек и противовесов.

"Справедливая экономика"

— Известно, что лейтмотив нового Послания — это экономические реформы. Как вы считаете, насколько эффективное исполнение того же госзаказа поможет в развитии экономики страны?

— На мой взгляд, сегодня значительная часть экономики страны движется и формируется вокруг государственного заказа и заказа квазигоссектора. У нас очень много предприятий создаются и работают только благодаря тому, что есть госзаказ. То же дорожное строительство — госзаказ, ведь мало кто строит частные дороги. Финансирование поступает из государственных средств — либо местный бюджет, либо республиканский. Строительство социальных объектов тоже к этому относится. Конечно, иногда и бизнес принимает участие, но там тоже так или иначе существуют различные меры государственной поддержки. Я убеждена, что за счет государственных инвестиций идет движение в экономике. И доступ к этим средствам должен быть справедливым. Это касается не только государственных закупок, это и субсидии, и гранты, и льготные кредиты.

— А в чем основа "справедливой экономики"?

— Должна быть конкуренция. Потому что ряд несовершенных правил привел к тому, что сегодня наши компании конкурируют не по качеству, а на основе того, кто даст меньшую цену. И в результате организации, которые готовы обеспечить качественную работу и качественный продукт, не могут развиваться.
Важно мнение каждого

— Как вы считаете, как можно сделать законотворческий процесс более эффективным?

— Из опыта работы в Парламенте могу сказать, что важно широкое обсуждение законопроекта со всеми участниками процесса. Важно услышать разные мнения по каждому пункту и только потом принимать взвешенное решение. В этом плане сегодня в Мажилисе Парламента приветствуется привлечение широкого круга экспертов, представителей общественных организаций для обсуждения законопроектов. Создана и действует Общественная палата, на заседаниях которой обсуждаются социально-значимые законопроекты.

Думаю, что было бы эффективным внедрить практику выезда депутатов в регионы для обсуждения конкретных законопроектов с целевыми аудиториями. Это позволит учитывать мнение более широких слоев населения. И формировать в обществе восприятие Парламента как законодательного органа.
Также в отдельных странах широко используется практика опросов общественного мнения по конкретным, наиболее значимым нормам или в части изменения концептуальных подходов.

— Вы — член Комитета по международным делам, обороне и безопасности. Инициировали ли вы какой-нибудь личный законопроект?

— Я с моими коллегами инициировали законопроект по военно-патриотическому воспитанию. Он прошел заключение Правительства и сейчас у нас в работе. Задача стояла такая — дать возможность военно-патриотическим клубам развиваться в стране. Чтобы они имели поддержку со стороны государства. При этом, конечно, важно, чтобы был соответствующий контроль над такими организациями. Чтобы под видом военно-патриотического клуба не собирался клуб, преследующий деструктивные цели.

Еще одна задача этого Закона — решить проблемы предмета начальной военной подготовки (НВП) в школах. Это статус и подготовка преподавателей, материально-техническое оснащение кабинетов, количество и содержание программы.

Глава государства неоднократно ставил задачу повысить статус военнослужащих и интерес к срочной воинской службе. На мой взгляд, формирование этих качеств начинается задолго до достижения призывного возраста. Поэтому вопросы военно-патриотического воспитания, начальной военной подготовки в школе не должны быть на втором плане.

— Какие именно меры будут предприниматься?

— Сейчас в ходе работы над законопроектом приходят поправки от наших коллег: по призыву в армию, по подготовке военнослужащих в колледжах и университетах. Эти вопросы обсуждаем. Пока не скажу, какая будет итоговая модель, но основная задача — развитие военно-патриотических клубов и, может быть, включение их в перечень дополнительного образования. Чтобы любой школьник при желании мог посещать их как кружок или факультатив.

Идеи созидательного развития

— В летнее время депутаты Мажилиса проделали большую работу: проводили встречи с избирателями, знакомились с ситуацией на местах. Какие основные категории жалоб вы бы могли выделить?

— Первый вопрос, который поднимала любая аудитория, — это рост цен. Самое обидное, что здесь ты не можешь пообещать ничего конкретного, потому что на самом деле уровень цен очень зависит от самостоятельности экономики страны. С этой точки зрения, конечно, Послание Главы государства было очень важным. Политические изменения были нужны, прежде всего, чтобы начались изменения в экономике. Чтобы "дать воздуха" экономике страны. Мы должны поднимать вопрос увеличения заработных плат, доходов граждан. Но это все взаимосвязанные вещи, и они очень сильно зависят от экономики. Мы, например, требуем, чтобы Правительство и госорганы контролировали стоимость продуктов. Опять-таки в ходе выездов в регионы я наблюдала такой случай. Продавцы местного магазина пожаловались, что им не повышают зарплату. Конечно, я спрашиваю у руководителя магазина, почему так? Он отвечает, что ограничен в возможностях. Половина продуктов в его магазине — социально значимые, и покупает местное население как раз-таки именно их. К сожалению, доходы у граждан настолько низкие, что в принципе их и хватает только на социально значимые продукты. Самые оборотные в магазине — именно они, а на них нельзя повышать стоимость. Тогда за счет чего руководитель магазина будет повышать зарплату сотрудникам? Все очень взаимосвязано.

Следующая проблема — здравоохранение, в том числе сельское. Я, например, закреплена за Акмолинской областью. Это малочисленный регион, населенные пункты очень маленькие. Расстояние между селами, между селом и районным центром просто огромное. Люди вынуждены обращаться за медицинской помощью именно в районные центры. Но ведь не всегда есть дороги, не всегда есть машины. В большинстве районов даже нет общественного транспорта, который курсировал бы с определенной периодичностью. Да, где-то местные бюджеты пытаются субсидировать такие маршруты, но их средства тоже ограничены. Да и само состояние учреждений здравоохранения в районах очень плачевное, также есть дефицит кадров.

— На своей странице в Facebook вы пишете: "Красной линией через все Послание проходит идея созидательного развития". Как вы считаете, в чем именно заключается эта идея?

— Созидательное развитие — это прежде всего без разрушений. Мы должны созидать, развиваться, двигаться вперед, но не через потрясения, не через большие "откаты" назад. Почему созидательное развитие? Мы трансформируем свои институты, меняем законодательство, и через это создаем новые условия, в которых должны строиться те же экономические взаимоотношения, взаимоотношения между людьми, между госорганами, между госорганами и бизнесом, между госорганами и населением на основе диалога. Созидание в первую очередь должно быть обеспечено за счет диалога и умения находить общее решение с учетом всех интересов.

— Спасибо за беседу!

Диана Тысымбаева, Астана

Новости партнеров
×