Политические конфликты и решения Украины, Кыргызстана и Азербайджана. К чему это привело

После распада СССР во многих странах, входивших в него, полыхнули разные конфликты.
Всеволод Хван

Уходящий 2020-й год запомнится нам не только пандемией коронавируса, но и различными политическими и военными конфликтами. Некоторые из них и не прекращались, другие вновь вспыхнули спустя много лет. О том как эти конфликты решались и к чему это привело, в материале корреспондента Liter.kz.

"Перманентный тупик" на Донбассе

В 2019-м новым президентом Украины стал Владимир Зеленский, и одним из его предвыборных обещаний было прекращение огня на Донбассе, где конфликт заинтересованных сторон продолжается уже несколько лет. Прошло больше года, а разрешить или хотя урегулировать конфликт Зеленскому не удалось, что серьезно пошатнуло его позиции. Хотя он пытался: были переговоры "нормандской четверки" в Париже, встреча с Владимиром Путиным, но большинство решений, принятых тогда в столице Франции, так и остались невыполненными. Российские политологи назвали сложившуюся ситуацию "перманентным тупиком". Они считают, что пока ни одна из сторон не пойдет на компромиссы, конфликт может затянуться на долгие годы.

"Причиной решений, которые принимают действующие лица и которые зацикливают ситуацию в тупиковой фазе, являются не персоналии и идеологические предпочтения. Она заключается в несоизмеримом прочтении Москвой и Киевом своих целей и интересов в донбасском кейсе, которые трактуются политическими элитами обеих стран как национальные интересы России и Украины, соответственно», - сказал в интервью РИА Новости  российский политолог Алексей Чеснаков.

Как считает политолог, данный конфликт не решится, пока один из его участников не пойдет на компромисс с другим в ущерб своим интересам. Поэтому в Донбассе он продолжится, пока или какая-либо из сторон резко не изменит свою позицию, или радикально ни изменятся обстоятельства для России и Украины.

Межклановые войны в Кыргызстане

В октябре у наших южных соседей прошли парламентские выборы. Их итоги не устроили большинство политических партий, и люди вышли на улицы. Как итог: в Бишкеке начались беспорядки, в ходе которых в отставку с поста президента страны ушел Сооранбай Жээнбеков, а ЦИК страны признал выборы недействительными. Но народ было не остановить - они освободили бывшего президента Алмазбека Атамбаева и скоро будут выбирать нового главу государства.

Политологи сразу же назвали все случившееся межклановыми войнами. Также они пришли к выводу, что ситуация в Кыргызстане показала, насколько выросла значимость фактора общественной поддержки.

"Надо признать: пример Кыргызстана показал, что в личной конфронтации политиков тюремное заключение оппонента не всегда приводит к его политической смерти. Определяющую роль в политической борьбе играют не только финансовые ресурсы, влияние внутри госаппарата и наличие сильных соратников во властной верхушке. Возрастает значимость фактора общественной поддержки политика. Когда Атамбаева лишили неприкосновенности, стало ясно, что он потерял опору в правительственных кругах и среди силовиков, но сохранил поддержку у весомой части граждан на севере страны" - высказал свое мнение казахстанский политолог Уразгали Сельтеев.

Как рассказал политолог, учитывая состояние экономики Кыргызстана, уровень коррупции и слабость политической элиты страны, реальных позитивных перемен гражданам соседней страны не стоит ждать.

Конфликт в Нагорном Карабахе

В июле 2020 года через много лет вновь вспыхнул военный конфликт в Нагорном Карабахе - между Азербайджаном и Арменией. За несколько месяцев обе стороны понесли серьезные потери, и только в начале ноября конфликт удалось прекратить. Было заключено трехстороннее соглашение между Азербайджаном, Арменией и Россией, по которому Азербайджан вернул свои утраченные территории.

"Стороны остановили все попытки продвижения армий в Нагорном Карабахе, а также согласовали условия вывода Вооруженных сил Армении. Фактически Азербайджан не только сохранил за собой контроль над полученными в результате военных действий территориями, но и добился последующего возвращения Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского районов, а также территорий, удерживаемых армянской стороной в Газахском районе. Подписанное трехстороннее заявление фиксирует четкий график передачи земель, оставшихся под контролем армянской стороны", - объяснила соглашение эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик.

К чему это привело?

Все перечисленные конфликты привели к печальным последствиям. Они унесли и уносят человеческие жизни, дестабилизируют политическую обстановку внутри стран. И здесь многие могут брать пример с Казахстана – за годы Независимости наша страна не видела ни одного крупного политического или военного конфликта.

Почему в Казахстане не могло возникнуть такой ситуации как в Кыргызстане? На этот вопрос в интервью СМИ отвечал известный казахстанский политолог Ермухамет Ертысбаев.

"Помните, как у нас было? Начиная с 1995 года, Назарбаев сначала Партию народного единства создал. Потом преобразовал ее в партию «Отан». Потом четыре самые ведущие партии Казахстана, которые монопольно были представлены в Парламенте, объединил и создал еще более мощную президентскую партию - Nur Otan. А что мы видим в Кыргызстане? Там сотни партий, а у Жээнбекова не было ярко выраженной своей президентской партии" - сказал Ертысбаев.

Территориальных столкновений не было благодаря четкой демаркации границ. Весомый вклад в это внес Елбасы Нурсултан Назарбаев - за годы Независимости он договорился со всеми соседними странами о демаркации границ, обеспечив целостную сохранность и неприкосновенность нашей республики. Конфликтов на межнациональной почве также удалось избежать благодаря появлению Ассамблеи народа Казахстана, которую также создал Елбасы. Так что нашим соседям есть чему поучиться.

Новости партнеров