День Независимости – особенная, важная дата в праздничном календаре. Она символизирует не только обретение Казахстаном государственной самостоятельности, признание его равноправным членом международного сообщества, но и воплотившиеся в реальность чаяния многих поколений, мечтавших о независимости нашей Родины и боровшихся за ее достойное будущее.
Об особенностях государственного праздника, формировании в процессе истории национального самосознания и восстановлении казахской государственности корреспонденту газеты «LITER» рассказал доктор исторических наук, профессор ЕНУ имени Л.Н.Гумилева, академик Академии истории и общественных наук Института истории государства Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК Махсат АЛПЫСБЕС.
Национальное самоопределение – на основе волеизъявления народа
– В чем заключается главная значимость Закона о государственной независимости, принятого16 декабря 1991 года? Каковы основные различия между этимдокументом и принятой годом ранее Декларацией о государственном суверенитете ?
– Прежде следует отметить, что глубокий политический и экономический кризис, а также множество накопившихся проблем в сфере межэтнических отношений в Союзе ССР привели к его окончательному и полному распаду как союзного государства, что являлось полной исторической закономерностью.
В условиях тех исторических реалий, благодаря демократическим стремлениям тех политических лидеров, которые находились как во главе центра, так и во главе союзных республик, ход и процесс провозглашения союзными республиками своей безусловной национальной Независимости происходили достаточно гладко и с большим воодушевлением. Большинство населения в республиках поддержали их право на приобретение полного политического суверенитета как новых независимых государств. Это выражало волю многих национальностей на воссоздание своих государств как самостоятельных политических образований и субъектов международного права. История распада СССР, в сущности, является прогрессивным актом истории.
Процесс же провозглашения Казахстаном своей национальной Независимости происходил в ходе всех тех событий, которые имели место и в других республиках СССР.
Казахский народ на протяжении длительного исторического времени боролся и отстаивал свою национальную свободу. Это проявилось как в известных исторических событиях национально-освободительной борьбы казахов против колониальной политики Российской империи, так и в национальном движении Алаш, и в борьбе представителей казахского народа в условиях советского тоталитарного режима за отстаивание своих исконных национальных прав.
Что касается различий между двумя нормативно-правовыми документами –Декларацией о государственном суверенитете Казахстана, принятойВерховным Советом КазССР 25 октября 1990 года, и Законом о независимости и государственном суверенитете республики, принятым Верховным Советом Казахстана от16 декабря 1991 года, то следует отметить, что каждый из этих важных правовых актов имеет свое назначение, хотя они касаются одного и того же вопроса.
Так,Декларация о государственном суверенитете была призвана заявить о государственном суверенитете Казахской ССР, провозглашает реализацию своего естественного права республики, на основе волеизъявления народа Казахстана, на полное политическое самоопределение, а также закрепляет меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.
Этот документ имеет всего 17 пунктов, в которых оговорены важные вопросы охраны суверенных прав, границы и территориальной неприкосновенности. Декларация также возвещает о праве выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определении своей внешней политики в своих интересах, обмене дипломатическими и консульскими представительствами, невмешательстве в вопросы, нарушающие суверенитет Казахстана.
Законо независимости и государственном суверенитете республики имеет статус Конституционного закона и окончательно закрепил политическую самостоятельность и национальную Независимость Казахстана. Так,в главе 1 данного закона Республика Казахстан провозглашена Независимым государством, а в главе 3 утверждены органы государственной власти Республики Казахстан. В главе 5 отмечено, что Республика Казахстан становится субъектом мирового сообщества и международного права. В 6-й главе закона закреплены меры и право по охране и укреплению своей национальной Независимости и создание собственных вооруженных сил.
Данный закон утвердил укрепление национального достоинства казахской нации, возрождение и развитие его культуры, традиций и языка.
Воплощение мечты свободолюбивого казахского народа
– Глава государствав одном из своих выступлений, говоря о внесении некоторых изменений в перечень национальных и государственных праздников, в частности, отметил, что первоначальное значение Дня Независимости не будет меняться и чтов этот день следует чествовать наших национальных героев, внесших значительный вклад в обретение Независимости.Как Вы считаете, акцент на каких национальных героев сегодня особенно важен для нашего общества?
– День Независимости имеет непреходящее значение для нашей страны, так как национальная свобода казахского народа досталась нам нелегко. На пути восстановления казахской государственности пали жертвами много национальных героев. Идея национальной свободы стала воплощением мечты свободолюбивого казахского народа о восстановлении своей национальной свободы и государственности, никогда не угасавшей со времен хана Кенесары.
Национальными героями являются как известные исторические личности, внесшие вклад в обретение Независимости непосредственно в ходе тех происходивших политических процессов в 1990–1991 годы, так и выдающиеся исторические личности казахского народа, которые вели непрестанную борьбу и осуществляли активную политическую деятельность за освобождение казахского народа и восстановление казахской государственности на протяжении всего ХІХ и ХХ веков в целом.
Поэтому в числе таких национальных героев –и имена ученых Салыка Зиманова и Нагашыбая Шайкенова, и имена многих лидеров движения Алаш – Алихана Букейхана, Жусупбека Аймауытова, Мухамеджана Тынышбаева, Миржакыпа Дулатова, Ахмета Байтурсынова, Халела и Жаханша Досмухамедовых, а также непременно имена Кенесары-хана, Есенгельды султана, Саржан-батыра, Касыма, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова и многих других. Сегодня нам известны также имена многих политических диссидентов, которые в условиях советского тоталитарного политического режима вели борьбу за сохранение национальной культуры, традиций, языка, ратовали за реализацию исконного права на государственное, политическое и национальное самоопределение казахского народа.
Исторической науке следует восполнить пробел...
– Понятие независимости для Казахстана очень емкое и по-особенному значимое. Учитывая относительную молодость нашей республики, можно сказать, что его содержание, смысловая основа все еще нарабатываются и расширяются. Какие,на Ваш взгляд, дополнительные шаги необходимо предпринять в этом направлении, в том числе в плане научных исследований, пропаганды исторических событий, важных с точки зрения обретения независимости, пропаганды ее идей?
– После приобретенияНезависимости наша республика решила много неотложных проблем. Были приняты целый ряд новых законов и различных законодательных актов, которые так или иначе закрепляли принципы государственного суверенитета, формировали Казахстан в качестве полноценного субъекта международных отношений, налаживании отношений нашей страной как дипломатических, так и экономических на международной арене.
Нельзя сказать, что Казахстан является молодой республикой или что наша страна остается молодым государством. На самом деле период истории Казахской ССР также является определенным форматом государственности, пусть и в составе Союза. В КазССР тоже были конкретно закрепленные черты и признаки государственности – территория, граница республики, знаки и символы государственности – герб, флаг, гимн, а также государственный аппарат.
Более того, формат Алашской автономии также являлся формой государственности. И в целом традиции и институт государственности на территории Казахстана формировались и действовали издревле. Были четкие признаки защиты границ и территории, понимание чувства Родины и Отчизны. Политическое значение имелось в традициях социальной организации населения степи.
Самосознание казахского народа как государствообразующей нации полноценно сложилось в период Казахского ханства.
Вот эти моменты нашей национальной истории должны лечь в основу нашего современного государственного самосознания.
Существенный вклад в возрождение национального исторического самосознания нашего народа внесли государственные программы «Мәдени мұра», «Рухани жаңғыру», «Народ в потоке истории», «Архив-2025» и другие важные государственные мероприятия.
В рамках стратегических задач и программ развития была провозглашена научная парадигма об исторической преемственности всех этапов нашей всеобщей национальной истории с древних эпох до современности. Научные исследования ярко иллюстрируют культурную и цивилизационную самобытность нашего государства на фактах истории, археологических артефактах, письменных исторических источниках.
Историческая наука играет важную социально-воспитательную роль, служит задачам реализации государственных стратегических задач в сфере внутренней политики и укреплении государственности.
Стоит отметить, что традиция научной школы советской историографии и исторической методологии строилась на основополагающем принципе социальной истории, социального конфликта, при этом в республиках существовала цензура на исследование деятельности национальных историческихличностей. Этот подход не отвечал нашим потребностям в развитии знаний по исторической персоналистике. Поэтому мы не знали биографий многих исторических фигур нашего народа. Многие представители нашей казахской национальной элиты были объявлены «врагами народа», и под этим навешанным ярлыкомсоветская власть запрещала издавать и изучать их творческое наследие. Теперь же исторической науке непременно следует восполнить этот пробел, потому что образы исторических личностей всегда являлись примером для подражания молодого поколения.
Когда государство поддерживает историческую науку, она, как это и должно быть, остается незыблемой опорой и источником конструктивных идей, необходимых для динамического и устойчивого развития всей страны.
Беседовал Нургали АБИЛЬДАЕВ, Астана