День благодарности, который вот уже девятый год празднуют в нашей стране, стал еще одним праздником единства и согласия. Эта дата напоминает казахстанцам о тех исторических событиях, которые страна пережила в начале и середине XX века. Представители этносов, живущие в республике, в День благодарности вспоминают, как Казахстан стал для них настоящим домом. Особое отношение к этой дате и у чечено-ингушского этнокультурного объединения "Вайнах" Карагандинской области.
23 февраля 1944 года началась операция "Чечевица", во время которой около полумиллиона чеченцев и ингушей депортировали в Казахстан и Кыргызстан. В одном из эшелонов две женщины везли трехмесячного Хамзата Муступаева.
Я родился 26 декабря 1943 года, а в феврале 1944 года моя семья разрушилась, моего отца — школьного учителя вывели посреди урока и расстреляли, а дом и родина остались далеко за тысячи километров. Вместе с мамой, бабушкой и другими родственниками мы 16 суток ехали в вагонах-теплушках в неизвестность. В свои 79 лет я до сих пор удивляюсь тому, как смог выжить, ведь по дороге умерли 13 наших родственников, — вспоминает Хамзат Муступаев.
Семью Муступаевых, как и других выживших чеченцев, привезли в Караганду и оставили в степи. Оставшиеся в живых женщины и дети вырыли ямы в несколько метров глубиной, накинув сверху камыши, "обустроили" свои новые дома. Как говорит Хамзат Исмаилович, новые переселенцы, скорее всего, не выжили, если бы не помощь местных жителей.
Наши казахские соседи, сами пережившие голод, отправившие на войну своих сыновей и мужей и переносящие тогда все тяготы жизни, делились последней едой, помогали, чем могли. По сей день каждый казах для меня — самый родной человек, мой брат. Я через всю жизнь пронес память о протянутой руке помощи, — говорит аксакал.
Как и многие дети послевоенного времени, он рано начал работать, но школу все же не бросал. После окончания с отличием индустриально-педагогического техникума Хамзат Муступаев стал одним из первых курсантов Карагандинской высшей школы милиции МВД СССР и по сей день с теплом вспоминает первого начальника школы Баримбека Бейсенова, имя которого носит ныне юридическая академия.
После окончания школы милиции меня пригласили работать в Московский уголовный розыск, но я отказался. Потому что всегда знал, Казахстан — моя родина, мой дом, и отсюда я никогда не уеду. Так оно и получилось. Здесь похоронены моя бабушка, двоюродный брат, супруга. Здесь живут мои дети и внуки. Мы, конечно же, ездим в гости в Чеченскую Республику, общаемся с родственниками, живущими там, но для нас роднее своего Шахтинска и Караганды ничего нет, — подчеркивает Хамзат Муступаев.
Сегодня аксакалов, кого в раннем детстве привезли в Карагандинскую область, осталось всего лишь 11 человек, и все они окружены почетом и уважением.
А 29 лет назад свидетелей тех лет было гораздо больше, и задавшись целью сохранить историю своего народа и передать ее следующему поколению, казахстанские чеченцы и ингуши образовали этнокультурное объединение "Вайнах", которое возглавляет Увайс Джанаев.
У нас, как и у каждого этноса, всегда была потребность в сохранении родного языка, традиций, обычаев, культуры. При этом было важно донести нашу культуру до представителей других этносов, узнать больше об их традициях. В Карагандинской области по разным оценкам живет около 10 тысяч чеченцев и ингушей. И каждый из нас трудится на укрепление единства и согласие своей родины — Казахстана, — рассказал Увайс Джанаев.
По словам Увайса Джанаева, масштабы депортации для вайнахов по сей день остаются большими. Только одна Карагандинская область приняла более 50 тысяч чеченцев и ингушей. Последние годы представители объединения ищут места захоронения своих соотечественников и на сегодня нашли свыше 60 кладбищ, где покоятся сотни чеченцев и ингушей. В поиске захоронений помогают аксакалы, а в субботниках по их облагораживанию помогает молодежь.
Наряду с благотворительной деятельностью, на протяжении многих лет объединение "Вайнах" собирает архивные данные и воспоминания очевидцев депортации. Несколько лет назад центр при содействии Карагандинского областного архива издал книгу "Нас породнила Сарыарка", где собраны архивные данные и воспоминания десятков депортированных семей. Позже в свет вышла еще одна книга о вкладе чеченцев и ингушей в развитие горнодобывающей промышленности Казахстана, автором которой стала карагандинка — профессор кафедры истории Чеченского государственного педагогического института Зулай Исакиева.
Особое место в жизни этнокультурного объединения "Вайнах" занимает танцевальный коллектив с одноименным названием. Он не просто является призером разных конкурсов и принимает участие в мероприятиях областного и республиканского масштаба, но и объединяет людей разных национальностей.
День благодарности для нас особенный день, потому что мы всегда помним о том, как нас спас Казахстан и стал нашим родным домом. Это наша родина, — сказал Уайс Джанаев.
Самал Ахметова