2 октября президентом страны был подписан закон "Об общественном контроле". Он направлен на создание правовых условий для осуществления заинтересованными гражданами и общественными организациями независимого контроля за деятельностью государственных и квазигосударственных структур. Основными формами контрольной деятельности являются общественные обсуждения, общественная экспертиза и общественный мониторинг. Причем общественный контроль можно будет одновременно осуществлять в нескольких формах.
Результатом рассматриваемой деятельности станет итоговый документ с предложениями о мерах по устранению причин и условий, способствующих выявленным в ходе нее нарушениям. Этот документ является обязательным для рассмотрения соответствующими структурами. Последние также обязаны обеспечить доступ контролерам на занимаемые ими территорию и помещения и к несекретной информации о своей деятельности.
Официально рассматриваемый закон вступит в силу в апреле 2024 года. Данное обстоятельство позволяет заинтересованным гражданам и общественным организациям подготовиться должным образом к предстоящему осуществлению контрольной деятельности. При этом те из них, у кого уже имеется определенный опыт независимого контроля в отношении каких-либо государственных и/или квазигосударственных структур, могут, во-первых, использовать соответствующие методы и инструменты в новых условиях. А, во-вторых, поделиться своим опытом с другими потенциальными контролерами, включая возможное издание и распространение методических материалов по данной тематике.
Хорошей основой в данном направлении может стать практика контрольной деятельности, осуществляемой действующими политическими партиями Казахстана. Особенно здесь преуспела партия AMANAT. Еще в 2009 году (во время деятельности Народно-демократической партии "Нур Отан" — прим.) была создана система постов партийного контроля (ППК). Их целью была организация систематического общественного контроля за выполнением государственных программ, экономным расходованием трудовых и материальных ресурсов, целевым использованием бюджетных средств, а также за качеством работы государственных органов и хозяйствующих субъектов. Наиболее заметной была работа данных постов в учреждениях здравоохранения и образования. Правда, на определенном этапе развития партии ППК были упразднены.
В связи с трансформацией в 2022 году AMANAT из прежней партии власти в партию парламентского большинства, представляющую интересы широких слоев населения, ее деятельность в сфере общественного контроля вновь оказалась востребованной. При этом были расширены направления и механизмы осуществления этой деятельности.
Во-первых, Комитет партийного контроля AMANAT теперь осуществляет контроль не только за соблюдением внутрипартийной дисциплины и выполнением решений руководящих органов членами партии, но и за:
— деятельностью партийцев, работающих в госорганах, по реализации государственных и отраслевых программ, поручений президента страны и программных документов партии;
— исполнением своих обязанностей членами депутатских фракций партии AMANAT в Мажилисе Парламента и маслихатах всех уровней.
При этом в его структуру входят региональные и территориальные комиссии партийного контроля. В течение 11 месяцев этого года Комитет партийного контроля провел 8 заседаний, по итогам которых были разработаны и направлены различным партийным и государственным органам более 180 рекомендаций. Кроме того, к партийной ответственности были привлечены 66 членов партии, включая 43 занимающих руководящие позиции в центральных и местных органах власти.
Во-вторых, восстановлены посты партийного контроля. Более того, с прошлого года их количество увеличилось с 485 до 665. При этом изменились задачи ППК. Теперь они действуют на строящихся, ремонтируемых или реконструируемых объектах социального назначения, осуществляя мониторинг за качеством соответствующих работ, освоением выделенных средств, соблюдением правил техники безопасности, социальным положением рабочих и своевременной выдачи им заработной платы. В частности, вследствие контрольной деятельности "аманатовцев" в городе Кокшетау было завершено длившееся 7 лет строительство одной из средних школ. В результате с сентября т.г. в ней учатся 576 детей.
В-третьих, во всех регионах страны созданы 216 мониторинговых групп, в задачи которых входит осуществление контроля за ценами на продовольственные товары, лекарства и ГСМ. В этом году ими было проведено свыше 8 тыс. рейдов в более 17 тыс. объектах (аптеки, магазины, торговые точки, заправки, объекты ЖКХ) с выявлением 640 нарушений. Так, например, в Актюбинской области в 25 торговых точках были выявлены 36 нарушений. В связи с этим их владельцы были оштрафованы в совокупности почти на 600 тыс. тенге.
В целом, партия AMANAT особое внимание уделяет вопросам выполнения своей предвыборной программы в городах и сельских населенных пунктах. Поэтому ее активистами осуществляется разносторонний контроль, охватывающий как государственные, так и частные коммерческие структуры. К тому же данную деятельность дополняет контроль за правительством и местными исполнительными органами со стороны "аманатовцев" из числа парламентариев и депутатов маслихатов всех уровней.
Свой опыт партийного контроля имеет также Народная партия Казахстана (НПК). Главным образом соответствующая деятельность осуществляется ее региональными филиалами. В частности, в Костанайской области активистами партии было проведено 7 мероприятий по мониторингу цен на продукты питания, школьные принадлежности, медицинское обслуживание и т.д. А в Мангистауской области "народники" провели серию встреч с жителями дачных массивов для обсуждения волнующих их жилищно-бытовых и инфраструктурных проблем.
Следует также отметить Казахстанскую партию зеленых "Байтақ", которая периодически проводит экспертизу экологических проектов и экологический аудит. Причем при выявлении различных нарушений ее представители обращаются в суд. В частности, "зеленые" в свое время неоднократно направляли в уполномоченные госорганы заявления относительно АО ArcelorMittal Temirtau по фактам загрязнения им атмосферного воздуха. Кроме того, в своей предвыборной программе они намерены развивать "экологизацию" общественного мнения посредством проведения общественных слушаний и общественного аудита государственных решений в сфере экологии.
Таким образом, как минимум 3 из 7 действующих в Казахстане политических партий имеют определенный потенциал по использованию в обозримой перспективе законодательства об общественном контроле для совершенствования и дальнейшего развития собственной системы партийного контроля. Остальные партии также могут использовать механизмы общественного контроля в интересах продвижения тех или иных положений своих предвыборных программ. При этом данная деятельность способна стать результативной, если каждая из действующих партий привлечет к участию в ней как можно большее количество своих избирателей.
Андрей Чеботарев, политолог