Предложение превысило спрос в два раза: какая ситуация на рынке недвижимости в Астане?

В год предложение превысило отметку в 30 тысяч.

Редакция Liter.kz

Прошедший год для строительной отрасли и рынка недвижимости был непростым — сказалось влияние сначала январских событий, потом — геополитических потрясений в России. О том, как период турбулентности переживает крупнейший в стране строительный холдинг BI Group, рассказал генеральный директор компании BI Development Амангельды Омаров, передает Liter.kz со ссылкой на forbes.kz.

- Амангельды Габдуллинович, как сегодня чувствует себя рынок недвижимости Казахстана?

- На наш взгляд, наиболее качественное развитие рынка наблюдается в Алматы, где общественность традиционно выражает мнение по поводу новой застройки, в результате городские власти принимают правильные решения по ограничению объемов строительства в пользу обеспечения мегаполиса необходимой инфраструктурой.

Жители столицы стали активно высказывать свое мнение по вопросам застройки города только после январских событий. Есть, конечно, спорные моменты, но в целом надо признать, что это заставляет быть всех в тонусе, дисциплинирует девелоперов и обращает внимание на вопросы социального проектирования и комплексного освоения территорий. 

Если говорить об основных рынках, то, например, Шымкент — это порядка 4 тыс. квартир в год в строительстве и примерно столько же — платежеспособный спрос. В Алматы предложение составляет 15-16 тыс. квартир в год, и оно также покрывается спросом. В Астане же при наличии платежеспособного спроса на уровне 15 тыс. квартир в год предложение превысило 30 тыс. Мы пытались обратить внимание городских властей и девелоперского сообщества на этот перекос. К сожалению, нас услышали не все коллеги и, возможно, поздно услышали местные органы. И здесь дело не только в спросе и рисках появления обманутых дольщиков, но и в инфраструктуре, дефицит которой становится критичным для комфортного проживания.Регулирование на строительном рынке должно быть обязательным. Сегодня есть случаи, когда возведение жилья ведется без разрешения на привлечение денег дольщиков и соответствующих документов. Поступают сигналы об остановке строительства, причем не только из регионов — отдельные эпизоды отмечены и в Астане.

- Какие результаты демонстрирует BI Development в регионах присутствия в Казахстане и Узбекистане?

– В 2022 году на волне ажиотажного спроса, наблюдавшегося в 2021-м по всему Казахстану, мы ввели 1,3 млн кв. м жилья, в этом году планируем построить до 1,1 млн кв. м. Компания еженедельно сдает по 1-2 объекта. I квартал 2023-го, несмотря на снижение объемов ипотечного кредитования, мы завершили на уровне соответствующего периода прошлого года, поскольку не сильно зависим от госпрограмм, таких как "7-20-25″. В портфеле BI Group на ипотечные продажи приходится 25-27%, и в основном это наши совместные продукты с Отбасы банком, а также с коммерческими банками.

В целом по республике на долю BI Group приходится 8% от общего объема введенного в эксплуатацию жилья. В Узбекистане сдали 5 проектов, или более 1 тыс. квартир, и вошли в топ-4 ведущих застройщиков Ташкента, внедрив все наработанные стандарты строительства компании. До конца 2023-го планируем выпустить в продажу еще 2,5 тыс. квартир.

- Как усовершенствуется концепция bigville, которая в свое время стала фирменной "фишкой" BI Group?

- Строительство bigville ведется там, где мы видим возможности для развития инфраструктуры, на участках площадью 10 га и более. Преимущественно такие проекты реализуются в столице. Самый крупный, Greenline, завершен на 70%: здесь уже есть школа, фитнес-центр, ТРЦ. Его украшением станет спроектированная нашими специалистами большая зеленая аллея.

Практически завершено строительство bigville Sezim Qala, скоро здесь начнется возведение школы. В этом году по просьбе клиентов мы начинаем развитие на территории bigville детских садов. Еще одним нововведением в рамках концепции "города в городе" станут абсолютно новые элементы инфраструктуры, так называемые соседские центры. Это общественные площадки, которые могут выполнять функции клуба по интересам. В нашем приложении BIG App жильцы смогут забронировать помещение, чтобы провести деловую встречу или, например, позаниматься йогой.

- Вы уже говорили, что в Астане развитие сетей не поспевает за ростом города. Как в этих условиях компании удается выдерживать сроки сдачи жилья?

- Пока нам удается выдерживать сроки строительства и обеспечивать подключение объектов к теплосетям, сетям водоснабжения. Но есть четкое понимание, что если не вкладывать средства в развитие инженерных коммуникаций, очень скоро трудности возникнут у всех девелоперов. Мы знаем, что у жителей многих новостроек есть проблемы с подъездными путями к домам. Программы акиматов предусматривают развитие дорожной инфраструктуры, но современные и качественные дороги нужны людям здесь и сейчас, и мы вместе с нашими клиентами в меру сил стараемся получить помощь со стороны города. Где-то это удается, а где-то — нет, потому что в итоге все упирается в ограничения по бюджету.

- В BI Group всегда уделяли большое внимание диалогу с клиентами. Каким образом отзывы жильцов позволяют улучшить качество строительства?

- До пандемии мы регулярно проводили форумы клиентов и в этом году возобновили формат таких встреч. У нас работает правило "Жалоба как подарок". Это наша настольная книга. На основе отзывов мы улучшаем свой продукт. К примеру, были нарекания на шумоизоляцию в наших новостройках. Хотя абсолютно у всех девелоперов межквартирные стены возводятся из одних и тех же материалов и проходят одну и ту же госэкспертизу. Но мы не оставили без внимания этот вопрос. Так, с 2020 года в каждом нашем ЖК комфорт-класса и выше внедряется стандарт межквартирной стены Aсoustic Pro, по которому мы уже получаем положительные отзывы. Это решение нам стоит в целом по всем объектам порядка 1 млрд тенге в год.

Цифровизация процессов позволяет накапливать достаточную базу данных для быстрого принятия решений. Система учета замечаний от клиентов показывает, что первое место по обращениям занимает процесс регулировки окон. Мы акцентировали свое внимание на данном вопросе и обучили около 800 сотрудников АУП, которые совместно с акционерами по субботам производят осмотр окон в домах перед передачей ключей. Таким образом, силами наших коллег вне зависимости от позиции (бухгалтер, юрист, финансист) уже отрегулированы 26 тыс. окон, что важно для сохранения качества уплотнительных резинок. Эта работа будет продолжаться до конца года во всех ЖК. Помимо этого, мы приняли решение увеличить гарантийные сроки по окнам до трех лет.

Кроме того, являясь транспарентной и открытой компанией, мы полностью синхронизировали нашу учетную систему в 1С с BIG App для того, чтобы у жильцов не возникало вопросов о стоимости сервисных услуг. Добавлю, что дотации, которые BI Group как застройщик выделяет на обслуживание своих домов, превышают 500 млн тенге в год, поскольку тарифы на сервис более чем половины наших ЖК не покрывают текущие затраты.

- В последнее время часто звучит информация, что у BI Group появились суббренды. Насколько корректны эти слухи?

- Единственным суббрендом, когда-либо входившим в структуру BI Group, был Nova City, сейчас его тоже упразднили. Других компаний, имеющих отношение к нашей торговой марке, у нас нет. Поэтому если в отделах продаж иных застройщиков вам представляют организацию как "дочку" холдинга, то эта информация не соответствует действительности. Все новостройки BI Group реализует только под своим брендом.

Новости партнеров