Качественное и доступное здравоохранение для каждого казахстанца – такую задачу ставит перед отраслью глава государства. Для реализации этого поручения претворяются в жизнь национальные проекты “Здоровая нация” и “Модернизация сельского здравоохранения”.
Комплексное обновление инфраструктуры здравоохранения охватывает строительство современных медицинских объектов по международным стандартам: это шесть университетских клиник, 13 перинатальных центров, 14 многопрофильных областных больниц, научных центров, 655 объектов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и формирование 32 многопрофильных центральных районных больниц на базе действующих районных стационаров.
Но мы все прекрасно понимаем, что доступная и качественная медицина – неизмеримо больше, чем инфраструктура. Давайте подробнее остановимся на том, какие конкретно шаги предпринимает Министерство здравоохранения РК для того, чтобы каждый казахстанец мог получать качественную и эффективную медицинскую помощь.
Забота о здоровье каждого гражданина
Так что такое качественная медицинская помощь для каждого из нас? Это в первую очередь профессионализм медицинского работника. Это те знания и опыт, которые он обретает сначала в стенах колледжей и высших учебных заведений, а в дальнейшем совершенствует уже на протяжении всего своего профессионального жизненного пути.
Анализ обеспеченности медицинским персоналом показывает, что за первое полугодие 2023 года дефицит составил порядка девяти тыс. человек и сложившаяся ситуация с кадровым обеспечением отрасли нуждается в дальнейшем совершенствовании. Приоритетом при этом являются не только обеспечение кадрами, но и постоянное повышение их квалификации, основанное на принципе триединства: образования, науки и практики.
Для этого нам нужно в первую очередь создать университетские клиники, в которых будет осуществляться подготовка медицинских кадров. Требованиями времени предопределены задачи к выпускнику новой формации – владение современными передовыми технологиями, конкурентоспособными на международном уровне. Именно этот подход обеспечит укрепление здоровья казахстанцев. Для этого, кроме освоения теоретических знаний, перед нами стоит задача обеспечения обучающихся соответствующей клинической базой, оснащенной оборудованием, отвечающей международным стандартам, условиям работы клиники в соответствии с новыми вызовами.
Для реализации этого направления сегодня шесть проектов строительства университетских клиник находятся на разных стадиях проработки. Так, завершены процедуры согласования и утверждения документации проекта, подписан договор ГЧП и начато строительство университетской клиники в Шымкенте.
По университетской клинике в Караганде Азиатский банк развития готовит конкурсную документацию для получения отраслевой и экономической экспертизы, после завершения которых будет объявлен конкурс по определению частного инвестора. Для строительства университетской клиники в Астане потенциальным частным партнером разрабатывается необходимая документация, а в Актобе и Семее достигнута договоренность с частным партнером о безвозмездной разработке проектно-сметной документации (ПСД).
Кроме того, Минздравом РК прорабатывается вопрос обеспечения современными научно-образовательными клиническими базами в Алматы.
Во-вторых, сейчас усилия Министерства здравоохранения направлены на еще один из ключевых приоритетов – вопрос охраны материнства и детства. В соответствии с поручением главы государства реализуются проекты строительства 13 современных перинатальных центров, соответствующих международным стандартам. Они будут строиться в тех регионах, где перинатальные центры отсутствуют либо находятся в физически и технологически устаревших зданиях. Это города Астана (2 центра), Алматы, Шымкент, Каскелен, Атырау, Костанай, Жезказган, Кызылорда, Тараз, Караганда, Уральск и Туркестанская область. Для обеспечения комплексного подхода к проектированию объектов разрабатываются эталонные ПСД для Астаны, Шымкента, Караганды. Они выступят в качестве «проектов повторного применения» при строительстве в других регионах.
В целом, Министерство здравоохранения нацелено на унифицированный подход при проектировании объектов здравоохранения по международным стандартам. Самое главное – определить цену вопроса при помощи ПСД. В дальнейшем, исходя из финансовых возможностей страны, перейти к выбору механизмов финансирования – бюджетное, ГЧП, привлечение международных финансовых институтов... Ожидаем, что строительство начнется в 2024 году.
При этом Минздрав настоятельно рекомендует акиматам предусмотреть земельные участки площадью не менее 30 га для создания в будущем современных медицинских кластеров – многопрофильных больниц, включающих перинатальный центр, онкологический корпус и другие подразделения для обеспечения мультидисциплинарного подхода к лечению.
Сельчанам – качественную медицинскую помощь
Как я уже сказал выше, на первом этапе планируется построить университетские клиники, которые обеспечат подготовку специалистов отрасли высокой квалификации, владеющих современными знаниями, практическими навыками. На втором этапе – с 2026 по 2030 годы – планируется строительство многопрофильных больниц в регионах. Третий масштабный проект – “Модернизация сельского здравоохранения”.
Равная доступность к качественной медицинской помощи для жителей в городах и в сельской местности – один из приоритетов, которому уделяется особое внимание главы государства.
655 новых объектов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) дополнительно охватят медицинской помощью около одного миллиона сельских жителей. Для их строительства Министерством здравоохранения разработаны 15 эталонных ПСД по пяти климатическим зонам: это три вида объектов ПМСП, включающие медицинский пункт (МП), фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) и врачебную амбулаторию (ВА) для Алматинской, Акмолинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской и Туркестанской областей. Сейчас в 17 регионах совместно с КазНИИСА проекты адаптируются и привязываются к выделенным акиматами земельным участкам.
Разработанные и планируемые к строительству указанные 655 объектов ПМСП составляют порядка 13% от всего количества объектов ПМСП страны. Данные проекты в будущем послужат основой для обновления всей инфраструктуры ПМСП. Централизованная разработка эталонных проектов обеспечила унифицированный подход в проектировании с учетом современных стандартов и позволила уже на этом этапе сэкономить порядка 2 млрд тенге бюджетных средств.
Таким образом, принимаемые Минздравом меры позволят своевременно и качественно исполнить поручение Главы государства – максимально обеспечить сельских жителей всей необходимой на амбулаторном уровне медицинской помощью.
Кроме того, в масштабах страны модернизируются и реконструируются 32 районные больницы в многопрофильные стационары. В них заработают инсультные и кардиологические центры, отделения медицинской реабилитации, травматологии, хирургии, реанимации и интенсивной терапии, приемные покои, оснащенные самым современным медицинским оборудованием (КТ, МРТ, ангиограф, УЗИ экспертного класса, эндоскопическое, реанимационное оборудование и оборудование для медицинской реабилитации). Это позволит достичь важных параметров: соблюдения принципа «золотого часа» для оказания экстренной и специализированной медицинской помощи, охват которой составит порядка четырех млн человек.
Успешная реализация этих мероприятий, наряду с улучшением уровня подготовки медицинских кадров, в будущем обеспечит сельское население качественной медицинской помощью в шаговой доступности.
Координация – из одного центра
Но недостаточно просто построить медицинские объекты, оснастить их современным оборудованием и обеспечить профессиональным персоналом, нам нужно создать эффективно функционирующую систему здравоохранения.
Для этого необходимо создать институциональные основы развития здравоохранения, создать или восстановить в ведении Минздрава республиканские организации здравоохранения, обладающие научным, практическим потенциалом, полномочиями и ресурсами.
В первую очередь начать с создания институциональной основы для ПМСП, так как основной объем медицинской помощи оказывается на амбулаторном уровне, и соответственно значительная часть бюджета отрасли направляется на службу ПМСП, и на ней лежит ответственность за профилактику, диагностику и лечение множества хронических заболеваний.
Следовательно, для эффективной работы указанной службы необходима централизация организационно-методического руководства и координация службы ПМСП путем создания специализированной республиканской организации, которая станет флагманом службы ПМСП. Ее основными задачами будут общая координация и руководство службой, качественный мониторинг и анализ показателей ПМСП, трансферт технологий в регионы, методологическое и кадровое обеспечение службы… Кроме того, планируется возложить на нее курацию обновления инфраструктуры ПМСП. В ближайшее время на базе одной из действующих поликлиник Астаны будет создан Республиканский центр ПМСП и передан в ведение Минздрава РК.
В службе охраны материнства и детства также необходимо усилить функции единого координатора и наделить его всеми необходимыми ресурсами для осуществления организационно-методического руководства и управления службой. Данный аспект очень важен, так как реализация указанных ранее проектов строительства 13 перинатальных центров по стране требует комплексного подхода.
Еще раз хочу обратить внимание, что строительство новых объектов не решит проблему качества медицинской помощи. Необходим лидер, способный оказать высокоспециализированную медицинскую помощь и являющийся сильным координатором. Он будет ответственен за развитие в регионах интегрированной медицинской помощи в сфере охраны материнства и детства, в том числе и за обеспечение потребности новых объектов в кадрах и технологиях.
Централизованной координации требуют также вопросы подготовки кадров, особенно медицинского персонала среднего звена, так как качество и уровень их подготовки сегодня не на должном уровне, помощники врачей выпускаются из колледжей, не имея основных навыков, что вызывает справедливую критику со стороны медицинского сообщества и населения. Сегодня в стране работает 91 медицинский колледж, которые ежегодно выпускают порядка 23 тысяч специалистов среднего медицинского персонала. При этом методологическая основа образовательного процесса в них разрозненна, отсутствуют централизованная координация и контроль качества образовательного процесса.
Для осуществления этой работы Министерству здравоохранения необходима республиканская организация с функцией методологического центра, осуществляющего координацию подготовки среднего медицинского персонала по вертикали. В этой связи Минздравом РК прорабатывается вопрос создания республиканского колледжа.
Национальные школы – залог эффективного менеджмента отрасли
Также для последовательного обновления устаревшей инфраструктуры республиканских организаций здравоохранения в Астане и Алматы ведется строительство Национального научного онкологического центра, Национального координационного центра экстренной медицины и Национального научного центра инфекционных болезней. Создание этих объектов по международным стандартам заменит изношенную и устаревшую инфраструктуру, созданную еще в советский период.
К сожалению, в сфере здравоохранения есть ряд нерешенных проблем, что вызывает справедливую критику со стороны руководства страны и населения. Министерством здравоохранения принимаются стратегические решения по усилению и полноценному развитию профильных служб, научных центров и организаций образования. Данный вопрос был рассмотрен на Высшем совете по реформам, и подходы, предложенные Министерством здравоохранения, были поддержаны главой государства.
Таким образом, первостепенная задача Министерства здравоохранения сегодня – не просто обновить инфраструктуру и построить новые объекты, а качественно выстроить все основные профильные службы и развивать их как Национальные школы по каждому направлению. Научные центры должны играть ведущую роль в методологической координации, трансферте технологий, каждый должен стать лидером по своему направлению и нести ответственность за развитие профильных служб по вертикали.
Создание сильных институтов позволит Министерству здравоохранения сосредоточить свое внимание на стратегических задачах, разрабатывая и последовательно проводя политику в сфере охраны здоровья граждан на десятилетия вперед, прогнозируя реальные демографические показатели.
Предлагаемая модель управления отраслью далеко не новая, но исходя из сегодняшних реалий, кадрового, ресурсного, научного потенциала и финансовых возможностей страны – это наиболее эффективная система менеджмента отрасли. Она будет основана на взаимодействии Министерства здравоохранения – органа, определяющего политику в отрасли, республиканских (научных и образовательных) центров – методологических, координирующих и экспертных органов по вертикали, акиматов, региональных организации здравоохранения (независимо от форм собственности), реализующих политику в отрасли.
Итогом должны стать забота о здоровье каждого гражданина и предоставление каждому гражданину страны качественной медицинской помощи.
Жандос Буркитбаев, вице-министр здравоохранения РК