Антикоррупционная служба РК заявила о вскрытии системных коррупционных рисков в спорте.
"На центральном уровне внешний анализ проводился в деятельности Министерства туризма и спорта, на региональном уровне - в областных управлениях спорта и физической культуры", - говорится в распространенном Антикоррупционной службой сообщении.
Как отмечается, с 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в два раза и составил 1,4 трлн тенге.
"На следующие три года запланировано выделение еще 1,3 трлн тенге. Несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (4-е место в антирейтинге международной организации Sportradar)", - сказано в сообщении.
Текущему положению способствует ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:
1) явный дисбаланс между финансированием спорта "высших достижений" и "массового" спорта (бюджет спорта высших достижений в девять раз больше (340 млрд тенге), чем на массовый спорт (35 млрд тенге). В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер. В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину;
2) бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами (выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисление "мертвым душам", завышенной оплаты труда и двойное финансирование);
3) неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО "Самрук-Қазына" (выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в пятизвездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения. За шесть лет (2018-2023 годы) на финансирование четырех профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств АО "Самрук-Қазына" (ФК "Астана" - 50,1 млрд тенге, ХК "Барыс" - 48,8 млрд тенге, велокоманда "Astana Qazaqstan Team" - 31,5 млрд тенге, БК "Астана" - 8 млрд тенге);
4) неэффективное управление спортивными сооружениями (за последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений);
5) мнимая реализация государственно-частного партнерства (под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций);
6) отсутствие цифровизации спортивных процессов (разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась. Так, профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров).
По итогам анализа Антикором Министерству туризма и спорта предложен комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных государственных органов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство.
Ким Ралин