Нужна «Национальная комиссия по продовольственной безопасности» при Правительстве

Редакция Liter.kz

Продовольственная безопасность – это система производства, переработки, хранения, транспортировки, торговли, которая способна бесперебойно обеспечить население качественными продуктами питания в течение года.

Для обеспечения продовольственной безопасности регионов, выявления проблем, сдерживающих ее развитие, а также для решения вопроса по стабилизации цен в регионах, как видится, целесообразно рассматривать не только в устойчивом развитии АПК, а решать вопрос комплексно.

Это даст возможность представить все многообразие индикаторов и характеристик, которые в совокупности отражают состояние продовольственного рынка и продовольственной безопасности региона и страны в целом.

Для комплексного, системного решения вопросов продовольственного обеспечения необходимо создать при Правительстве специальный орган «Национальная комиссия по продовольственной безопасности», который консолидирует работу по продовольственному обеспечению  между центральными государственными органами и акиматами регионов, бизнесом, и всеми заинтересованными сторонами.

Во-первых, к вопросу продовольственной безопасности и стабилизации цен влияют не только вопросы развития АПК, растениеводство, животноводство, качественные удобрения, дешевые комбикорма, но и водные и земельные ресурсы, система производства, переработки, вопросы технического регулирования, качества продуктов, их хранение и, конечно же, транспортировка дорожными, авиа, ж/д путями. И это малая часть того, что формирует ценовую политику.

Во-вторых, бизнес должен работать, ибо все то, что мы покупаем и едим, от земли до прилавка, – это бизнес. Бизнес, будь он крупный, средний, малый, не должен работать себе в ущерб, ибо они платят налоги, создают рабочие места.

В-третьих, существуют посреднические компании-ритейлеры между производителями и торговыми центрами, продуктовыми магазинами.

Как вы видите, все вышеперечисленное – это бизнес, где существуют свои схемы между производителями и торговыми центрами, посредниками, национальными и транснациональными компаниями, транспортными компаниями и т. д.

И теперь, уважаемый читатель, у меня вопрос – могут ли акимы регионов влиять на уровень продовольственной безопасности, на вопросы по стабилизации и сдерживанию цен на продукты? Имеются ли у них достаточные рычаги влияния на выше перечисленный бизнес?

Ответ очевиден – нет. Это сложная бизнес-конструкция, где нужно перекраивать полностью схему рынка продовольствия, а это нужно решать на правительственном уровне, и для этого нужны политические решения.

Все те меры, которые принимаются акиматами в регионах, их ежедневные мониторинги цен с проведением мер административного характера, – это временный выход, сдерживание цен на несколько недель или месяцев, а нужна стабильность.

Понятно, что стабильности нет в мире в принципе, но вопрос продбезопасности  урегулировать системно это возможно.

Для этого нужен специальный орган при Правительстве – «Национальная комиссия по продовольственной безопасности». Который, в свою очередь, будет курировать все вопросы продовольственной безопасности и по стабилизации цен.

Нужен этот орган для того, чтобы консолидировать работу продовольственной безопасности между центральными государственными органами и акиматами региона, национальными компаниями, бизнесом, заинтересованными сторонами.

Нужен этот орган для комплексного и системного решения вопросов продовольственной безопасности: производство, переработка, водные и земельные ресурсы, техническое регулирование, качество продуктов питания, их хранение, транспортировка, дорожные, авиа, железнодорожные внутренние и внешние тарифы на грузоперевозки и т. д. Все эти вопросы формируют ценовую политику и требуют тщательного анализа.

Халяль-продукция в системе продовольственного обеспечения

Также вкратце хотелось бы рассказать  про индустрию производства халяльной продукции в Казахстане, которая тоже нуждается в системном подходе.

Халяль–это прежде всего здоровый образ жизни, здоровое питание.

Казахстану необходимо ускорить работу над созданием технических регламентов. Кроме того, их выполнение должно помочь обеспечить страну производством качественных халяль-продуктов и выходу казахстанского халяль-продовольствия на перспективные международные рынки.

Хотела бы отметить, что у казахстанских экспортеровесть возможность попасть на рынок мусульманских стран с населением более 1,5 миллиарда человек.

Вопрос сертификации халяль – это важно для тех производителей, кто работает не только на внутренний рынок, но и экспортирует продукцию в арабские, мусульманские страны, где строго относятся к соблюдению всех норм. Необходимо в Казахстане отслеживать соблюдение всех норм производства халяль-продукции, начиная с создания специальных лабораторий для контроля качества продуктов питания, начиная с кормов для животноводства и семян для растениеводства, для контроля всего процесса производства халяль-продукции до прилавка.

Также необходимо отслеживать аккредитацию сертифицирующих компаний. Пока компании в Казахстане действуют самостоятельно, и это приводит к нарушениям. Поэтому довольно часто страны-импортеры не признают халяль-сертификаты, выдаваемые в Казахстане.

Казахстан сегодня экспортирует в мусульманские страны туши, но не мясные изделия. Так как качество казахстанских предлагаемых ассортиментов мясных изделий, после проведения лабораторных исследований со стороны арабских покупателей выясняется, не соответствуют международным требованиям качества халяль. Это говорит о том, что существуют проблемы в индустрии производства халяль-продукции в нашей стране. Этот вопрос тоже требует системного подхода. А как можно попасть на большой мусульманский рынок, какие вопросы необходимо решить, я расскажу в следующих материалах.

Тарифы на транспортировку

Тарифы, цены на транспортировку продовольствия внутри страны и на экспорт – это тоже важная и интересная тема. Более того, для экспорта отсутствует у страны авиагрузовые перевозки, их нужно брать в аренду в Узбекистане, Иране. Много других вопросов, касающихся экспорта продовольствия, но об этом тоже напишу в следующий раз.

Как вы видите, всё вышеизложенное влияет и на развитие регионов, ее районов и сел, а село должно стать источником дохода.

Создав специальный орган по продовольственной безопасности при Правительстве и решая комплексно вопросы продовольственного обеспечения, можно повлиять и на социальные вопросы регионов, а это -и трудоустройство, и развитие МСБ.

Безусловно, для достижения такой цели необходимы политическое решение, ускоренная трансформация аграрной системы, решение глобальных вопросов, связанных с функционированием транспортного коридора для поставки продовольствия в регионы и на экспорт, земельных и водных вопросов, вопросы производства, переработки, хранения и тд, нужен анализ всех компонентов, из которых формируется ценовая политика. МСХ и акиматы не курируют все те компоненты, формирующие цену на продовольствие, поэтому и нужна консолидация в этом вопросе нескольких министерств и национальных компании.

Тем самым «Национальная комиссия по продовольственной безопасности» была бы ответственна за решение системных вопросов в области продовольственной безопасности.

Консолидируя вопрос продовольственной безопасности между центральными государственными органами и акиматами, бизнесом, национальными компаниями и всеми заинтересованными сторонами, специальная комиссия могла бы эффективно урегулировать вопрос продовольственной безопасности и достичь цели.

А цель у неё одна и главная для народа–бесперебойно обеспечить регионы, население качественными продуктами питания в течение года по оптимальной цене.

Акмарал АБЕН

Новости партнеров