«Пропадают посылки, письма не доходят, квитанции задерживаются» - казахстанцы возмущены работой «Казпочты»

Редакция "Литер"

Из государственных и квазигосударственных компаний страны огромное социальное значение имеет деятельность АО «Казпочта», которая зачастую является единственным национальным оператором услуг, доступным жителям глубинки. Компания себя позиционирует как предоставляющая полный спектр почтовых и финансовых услуг по всей территории Республики Казахстан, включая все города и населенные пункты.

Учитывая большую роль «Казпочты» в социальной жизни страны, любой сбой в оказании услуг для населения вызывает напряжение в обществе. В редакцию обращаются потребители, указывающие на проблемные моменты, и в этом номере мы освещаем, что волнует, в частности, жителей севера и запада Казахстана.

Услуги связи – на грани фола  

Так, жители села Полтавка Аккаинского района СКО жалуются, что из-за плохой работы АО «Казпочта» им приходится платить пеню за просрочку платежей. Аким Полтавского сельского округа рассказала ЛИТЕРу, что раскошеливаться приходится пенсионерам и самозанятым, для которых дорога каждая тыинка. По словам акима Ольги Семенюк, сельчане уже привыкли к тому, что через АО «Казпочта» платежи  идут очень долго.

– У нас неавтоматизированный пункт почтовой связи – численность населения менее тысячи, 897 человек, поэтому нам в сельское отделение компьютер с интернетом не ставят, деньги собирают по старинке, наличными, и вручную заполняют квитанции. Оплату за телефон нужно производить до 25 числа каждого месяца, чтобы не было просрочки. А если, например, человек заплатил 22-23 числа, то при такой организации деньги никак не успеют упасть на лицевой счет вовремя. Машина из РУПС (районного узла почтовой связи) приезжает к нам не каждый день. Забирают они деньги, к примеру, 23-24 числа. Пока внесут в реестр в Смирново, уже просрочка идет, поэтому всегда образуется пеня. Это постоянная проблема, – рассказала Ольга Семенюк.

На днях в сельский акимат пришла возмущенная делегация местных жителей, которые попросили узнать, куда «Казпочта» девала их деньги, оплаченные за услуги телекоммуникаций.

– Мы сейчас списки составляем, пока получается, что 10 человек пострадали, – говорит аким сельского округа, – Они за сентябрь оплату произвели за телефон, а «Казахтелеком» им недавно сообщил, что у них долг за прошлый месяц. У людей растет пеня за каждый день просрочки, хотя их вины нет, у них квитанции об оплате на руках. На днях ко мне две женщины приходили, Жанна Юсупова и Ольга Бокай. Говорят, у них уже за октябрь плата упала на счет, а за сентябрь до сих пор нет. Одна хотела отключить интернет казахтелекомовский, другая, за ненадобностью, – стационарный телефон. Но телефон у нее отключить не могут, так как, говорят, не произведена плата за сентябрь. А у них квитанции об оплате есть.

По словам Ольги Семенюк, Юсупова сказала ей, будто у нее «пеня выросла больше, чем сам платеж».

Сельчане возмущаются. В переплет попали не самые богатые люди – безработные, у кого нет этих дорогих гаджетов, да пожилые люди, которые зачастую не умеют ими пользоваться. Остальные платят через смартфоны.

– Специалист акимата нашего сельского округа была в Смирново и зашла в районный узел почтовой связи. Ей сказали, что уже нашли ошибку и будут устранять. А материальный вопрос мы пока не затрагивали. Но если пеня дойдет до 3 тысяч, то через суд, наверное, нужно будет взыскивать потери. В «Казахтелекоме» сказали: «Подавайте в суд, чтобы виновная сторона проводила оплату», – поделилась Семенюк.

Она рассказывает, что писала ходатайство в областной филиал «Казпочты», чтобы автоматизировали сельское отделение почты в Полтавке, но безрезультатно.

– У нас и налоги, например, люди платят в Смирново. Но пенсионеры же не поедут туда за 600 тенге, чтобы заплатить налог в 300 тенге. Они имущественный, земельный налог платят. Раньше у нас почтальон принимала такие платежи, наличкой ей отдавали, а она квитанции заполняла вручную, а деньги отвозили в Смирново. Сейчас такой услуги нет в Полтавке. Иногда мы сами берем у людей деньги и через свой смартфон производим оплату, – сокрушается аким.

Заместитель директора Аккаинского районного узла связи Елена Романенко сослалась на множество объективных причин, которые мешают нормальной работе почты.

– У нас всего лишь две машины на весь Аккаинский район со всеми деревнями, и одно место водителя вакантное. В районном узле связи в Смирново нет ведущего специалиста, который занимается пенсионерами, нет начальника почты, почтальона. На мне сейчас и почтовая, и сортировка, и почтальоны. В каждой деревне что-то происходит. В Чаглах нет начальника сельского отделения почтовой связи, там просто почтальон работает, а в Токушах, наоборот, остались начальник и оператор, а почтальонов нет, две вакансии. Много свободных вакансий, потому что оклады небольшие, – прокомментировала Елена Романенко.

Зарплата почтальона, по ее словам, 50 583 тенге. Но это полный оклад, а почтальоны в деревнях работают на 0,2-0,5 ставки, то есть получают по 15-20 тысяч тенге!

К слову, услуги связи в других районах Северо-Казахстанской области ничуть не лучше, чем в Аккаинском районе. И в областном центре, если нужда приведет на главпочту, будь уверен – потеряешь полдня!

Качество оставляет желать лучшего

Работа национального оператора – АО «Казпочта» – вызывает много нареканий и со стороны жителей Западно-Казахстанской области. Сюда входит многое – от претензий по скорости доставки до непосредственно качества обслуживания при личном обращении к сотрудникам организации.

– Я получаю пенсию через «Казпочту», но приходится иногда ждать по несколько дней, не выйдешь из дома: вдруг придут, а меня нет. И ведь заранее не предупреждают, – возмущается пенсионерка Наталья Казанцева.

Уральцы говорят, что частные организации, оказывающие почтовые услуги, работают гораздо оперативнее и качественнее, но у них и цена гораздо дороже. Поэтому приходится прибегать к помощи именно «Казпочты», чья деятельность, по словам наших собеседников, оставляет желать лучшего.

– Терминалы не работают, картой оплатить невозможно, с налички у них не бывает сдачи, вечно нет конвертов. Элементарно в нашем отделении даже ручка на двери сломанная. Раньше стоял терминал, где можно было забронировать очередь и прийти ко времени, теперь его нет. Не все окна работают, хотя людей полно, и при этом очень медленное обслуживание. Это просто кошмар какой-то! Я хожу в одно и то же отделение уже восемь лет, ситуация не улучшается, наоборот, все становится хуже и хуже, – говорит Айсулу Мукашева.

Также жители Западно-Казахстанской области жалуются, что их письма долго не могут попасть к конечному адресату.

– Я отправляю письмо с наложенным платежом в Алматы, плачу 380 тенге, в прошлом месяце мое письмо лежало в почтовом отделении около двух недель. Я несколько раз звонил, мне сказали, что у них нет курьеров, чтобы доставить письмо до адресата. А до этого другое мое письмо из Уральска до Алматы шло больше трех недель, хотя должно было быть доставлено в течение одной недели. Отправлять другими почтовыми службами дорого, – говорит Казбек Нургожин.

По словам жителей Уральска, есть случаи, когда отправляемая или получаемая посылка и вовсе не доходила.

– До меня не дошла посылка из Абхазии в прошлом году. По России проследили, там она шла, на территории Казахстана ее след пропал. Я не стала разбираться, выяснять, почему так произошло, но отношение к «Казпочте» сильно испортилось, – отмечает Ольга Горелова.

И подобные претензии далеко не единичные.

– Отправила посылку 19 апреля в Алматы, сказали, в течение трех-четырех дней доставят до адреса. Прошло уже две недели, посылки до сих пор нет, и никто из работников «Казпочты» не знает, где она, только говорят, что в Алматы. А до адресата посылка так и не дошла. Еще сделали платную справочную, я так думаю, на этом они зарабатывают, так как, скорее всего, таких как я, которые потеряли посылку, много. Если вам жалко своего времени, нервов, советую не связываться с «Казпочтой». Они проблему решить не могут, дают заведомо ложную информацию о сроках доставки, и никто не может внятно ответить, где посылка. Обслуживание на нулевом уровне! – считает Карлыгаш Утепова.

– Мне отправляли посылку из России, связывался с колл-центром, сказали, что посылка прибыла в Уральск, но прошла неделя, посылки нет. Звонил, оставлял обращение на сайте «Казпочты», но без результатов. Почему все так плохо? Ведь раньше все вовремя доставляли, такого никогда не было, – сетует житель Уральска Константин Белоногов.

Знакомая Константина Марина Гуликова также столкнулась с проблемами при обращении в «Казпочту».

– На мое имя была отправлена срочная важная посылка с оплатой «экспресс-доставки» до двери. Время положенного срока – один-три дня. Однако прошло почти две недели, посылку до настоящего времени я не получила. Считаю, это произошло из-за халатного отношения сотрудников «Казпочты» к своим функциональным обязанностям. Я же оплатила дополнительно за срочность, выходит, деньги были потрачены впустую, плюс ко всему мне был причинен материальный ущерб, – говорит Марина Гуликова.

Есть у западноказахстанцев претензии и непосредственно к качеству обслуживания со стороны работников АО «Казпочта» при личном общении.

– Иной раз в очереди сидишь часами, не все окошки работают, обслуживают крайне медленно, электронное табло, бывает, гаснет, не поймешь, когда твой номер загорится, – говорит пенсионер Сакен Губашев.

Зауре ЖУМАЛИЕВА, Петропавловск, Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО, Уральск

Новости партнеров