Конституция является основой правовой системы страны, а значит, законом будет определена и закреплена ее приоритетность перед всеми другими нормативно-правовыми актами. Это означает, что Конституция всегда должна соответствовать изменениям, происходящим в обществе, отвечать новому историческому периоду и создавать условия для продолжения демократических преобразований в стране.
Если рассматривать развитие конституций разных стран, то только в XXI веке в конституции около 90 государств внесены изменения и дополнения. Примечательно, что они правильно восприняты народом по той причине, что были инициированы в поддержку кардинальных реформ и совпали с периодом перемен в обществе. Ведь Конституционная реформа — это процесс, основанный на согласии всех слоев общества.
Хотя Конституция Узбекистана была принята в 1992 году, на сегодняшний день в Основной закон несколько раз вносились поправки, и не будет преувеличением сказать, что эти изменения способствовали эволюции. В ходе предвыборных встреч президента на основе мнений граждан, представителей политических партий и широкой общественности глава государства инициировал внесение изменений в Конституцию. Примечательно, что были определены девять основных направлений, в которые будут внесены поправки.
В основе конституционных изменений и в целом осуществляемых в стране реформ стоит обеспечение интересов человека, проводимых по принципу “Человек — общество — государство”, вместо предыдущего “Государство — общество – человек”.
То, что основной ячейкой общества в нашей стране является семья, как закреплено Конституцией, определяет уникальность Основного закона, отличающего его от конституций других стран. Также защита прав людей преклонного возраста и людей с инвалидностью, искоренение детского труда, закрепление в Конституции прав и обязанностей молодежи укрепят статус семьи и социального государства. В связи с этим главой государства предлагается принять в качестве конституционной нормы принцип “Новый Узбекистан — социальное государство”.
Требованием сегодняшнего дня является закрепление на конституционном уровне вопросов развития сферы дошкольного, общеобразовательного, высшего образования и науки, чтобы воспитать умную, счастливую, мужественную молодежь и заложить фундамент третьего Ренессанса.
Многие экологические проблемы возникли в результате воздействия человека на природу. Поэтому целесообразно наряду с личными, политическими, экономическими и социальными правами включить в Конституцию статью об экологических правах личности.
Безусловно, наряду с проведением конституционных реформ необходимо анализировать и изучать опыт подобных преобразований в зарубежных странах. В совершенствовании нашей Конституции важно не только активное участие юристов, депутатов, сенаторов, политологов, ученых и деятелей искусства, но и каждого гражданина.
Нодира ДЖАНИБЕКОВА, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса