Путь Независимости – это созидание
О роли Первого Президента – Елбасы в укреплении суверенитета, о поступательном развитии казахстанского общества в новых реалиях, о том, как проходила информационная работа по освещению Года 30-летия Независимости – обо всем этом в интервью ЛИТЕРу рассказывает министр информации и общественного развития РК Аида Балаева.
– Поздравляем вас с 30-летием Независимости Казахстана! В течение всего года активно велась информационная работа, посвященная этой исторической дате. Какие ключевые месседжи важно было донести до казахстанской общественности?
– Спасибо! Действительно, основная информационная повестка в текущем году была посвящена 30-летнему юбилею Независимости нашей страны.
Начиная со дня обретения суверенитета в 1991 году и до наших дней история Казахстана вместила в себя немало важных событий, которые повлияли не только на жизнь граждан страны, но и имели влияние на международной арене. За короткий срок Казахстан из молодого государства с туманным будущим превратился в одного из лидеров Евразийского пространства.
Для нас было важным показать и рассказать современникам о том, через какие трудности пришлось пройти Республике Казахстан для того, чтобы сохранить и укрепить свою государственность, поднять экономику, завоевать авторитет в мире, и какую колоссальную роль в становлении страны сыграл Первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Хочу подчеркнуть, что при этом мы следовали установке Главы государства не превращать юбилей в череду легковесных мероприятий.
Что касается ключевых месседжей, безусловно, для каждой аудитории они были индивидуальными, но объединял их один главный посыл: «Путь Независимости – это созидание для народа!». Он соответствует духу и смыслу празднования 30-летия Независимости Казахстана «Жасампаздыққа толы жылдар».
– Недавно страна отмечала День Первого Президента. Действительно, роль Елбасы в становлении Независимого Казахстана освещалась в СМИ широко. Расскажите,
пожалуйста, о значении личности Н.А. Назарбаева в развитии нашего государства...
– Роль Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении Независимого Казахстана является основополагающей. Будучи Первым Президентом, он проделал колоссальную работу по выводу страны из экономического кризиса, укреплению дипломатических связей и отстаиванию интересов государства на международной арене.
Под руководством Елбасы был закрыт Семипалатинский полигон, укреплена государственная граница, создана казахстанская армия, была введена в оборот национальная валюта и успешно решены другие стратегические важные вопросы.
С Первым Президентом связан исторический факт подписания Декларации о Независимости. Под его руководством Казахстан из года в год шаг за шагом доказывал свое право на независимость. Елбасы стоял у руля власти в сложнейшее время социально-экономического кризиса после развала Советского Союза, Азиатского финансового кризиса 1998 года, глобального кризиса конца 2000-х годов. Подчеркиваю это, чтобы напомнить о том, что прошедшие 30 лет были отнюдь не безоблачными, но каждый кризис благодаря Первому Президенту преодолевался, и страна выходила из них готовой к дальнейшему поступательному развитию.
– Какие, на ваш взгляд, события 30-летней истории Республики Казахстан стали ключевыми для страны и наиболее ярко отражают факт независимости?
– Я думаю, что любое крупное событие, которое происходило в Казахстане за нашу 30-летнюю историю, так или иначе отражало факт независимости страны.
Тем не менее, на мой взгляд, особое место в истории занимает принятие 16 декабря 1991 года Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», когда наша страна предстала перед мировым сообществом как суверенное молодое государство.
Уверена, что перенос столицы не только открыл новую страницу в истории Казахстана, но и позитивно повлиял на судьбы многих казахстанцев. Для меня лично это событие особенно важно, потому что я работала в акимате тогда еще новой и молодой Астаны и принимала участие в судьбе города.
Новая столица стала драйвером экономики страны и центром притяжения для многих казахстанцев. Сейчас это уже одна из важных политических точек Евразии, где принимаются судьбоносные решения для всего региона.
Благодаря яркому примеру новой столицы были запущены положительные тренды в общественном развитии всей страны. И
вполне закономерно, что сегодня главный город носит имя Первого Президента Казахстана – Нур-Султан.
– Регулярно подчеркивается, что Независимость – это основная ценность для казахстанского народа. Возникает вопрос: как ее нужно «подавать» в условиях глобализации и меняющейся ментальности, особенно для молодого поколения? Какие необходимо делать акценты, как позиционироваться в современном обществе?
– Действительно, последнее десятилетие глобализация как бы «стирает» государственные границы. Интернет, мобильная связь и социальные сети совершенно изменили содержание и форму контактов между людьми, особенно молодого поколения.
Однако, на мой взгляд, вопреки пессимистическим прогнозам люди не забывают про свою национальную идентичность. Как ни парадоксально, глобальный мир все больше внимания проявляет самобытным культурам и традициям. А в том, что Родина всегда готова принять любого человека, мы убедились во время пика пандемии, когда, образно говоря, весь мир вынужден был расселиться по своим «национальным квартирам». В особенности это касалось студентов и молодежи, работающей за рубежом.
Искусственная пропаганда ценностей Независимости не поможет сформировать новое сознание. Важно, чтобы мы делами подкрепляли осознание того, что независимый Казахстан – страна широких возможностей для каждого человека.
– Как лично вы оцениваете текущие политические, экономические, социальные процессы с точки зрения дальнейшего развития страны, укрепления государства, обеспечения стабильности?
– Современный Казахстан – полноправный член мирового сообщества, страна с развивающейся экономикой, единым народом и большими планами. За короткий период независимости республика превратилась в современное, конкурентоспособное государство, успешно осуществляющее масштабные реформы в различных сферах.
На состоявшихся в июне 2019 года демократических выборах народ Казахстана избрал Президентом страны Касым-Жомарта Токаева. Глава государства выступил последовательным продолжателем стратегического курса Елбасы на дальнейшую модернизацию Казахстана.
Президент четко обозначил, что поэтапная политическая модернизация – одна из главных задач стратегического курса государства. За последние два года было реализовано три пакета политических реформ, которые были разработаны при участии гражданского общества, экспертов, членов Национального совета
общественного доверия, созданного по инициативе Главы государства.
Как следствие, в ходе модернизации политической системы страны за короткое время начата реформа местного самоуправления государства путем максимального вовлечения всех слоев населения, внедрены квоты для женщин и молодежи в избирательных списках, повсеместно идет расширение политических и экономических прав женщин, а также на особом контроле совершенствование сферы защиты прав человека.
Нужно отметить, что на многие процессы в Казахстане повлияли ограничения коронавирусной пандемии и дальнейшие экономические последствия. Поэтому важно уделить внимание социально уязвимым слоям населения. В Казахстане группы населения, требующие социального внимания и поддержки, разнообразны и многочисленны. Среди них наибольшая доля приходится на молодежь. В рамках направления «Тәуелсіздік ұрпақтары» подобной категорией является NEET-молодежь, которая не работает и не обучается. Мы ставим четкую задачу снижения количества ничем не занятой молодежи до 5%. Таким образом, к 2025 году уровень удовлетворенности молодежи государственными мерами поддержки будет повышен до 80%.
В целом в постпандемийный период Казахстан должен быстро адаптироваться к резко меняющимся условиям. Трансформация государства и общества будет продолжаться и в следующее, четвертое, десятилетие. В своей статье «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» («Независимость превыше всего») Глава государства отмечает, что главная задача четвертого десятилетия – быть сильным государством и конкурентоспособной нацией. Для этого нужно продолжать политические и экономические реформы, модернизацию общественного сознания.
– Во время вашей работы в Администрации Президента в этой структуре впервые появилась общественная приемная, деятельность которой вы курировали. Поскольку она была одним из первых проектов из провозглашенной Президентом политики «Слышащего государства», хочу спросить о том, как ведется работа в данном направлении...
– Обращения граждан выступают своеобразной «лакмусовой бумажкой», которая позволяет узнать настроения в обществе, выявлять проблемные зоны и болевые точки. В этом я воочию убедилась, как вы правильно заметили, во время работы помощником Президента, когда отвечала за рассмотрение обращений, поступающих на имя Главы государства от граждан.
Естественно, об этом всегда знал и сам Президент, одной из первых инициатив которого стала концепция «Слышащее государство» или, как ее справедливо называют в экспертной
среде, «Правила перехода от «бюрократической» модели госуправления к сервисной». Все мы хорошо понимаем, что, помимо всего, это требование и норма современности.
Первые и основные шаги в этом направлении уже сделаны.
Более того, целью концепции «Слышащее государство» является вовлечение населения в процесс принятия решений и построение подотчетного государства. Одним из инструментов реагирования и повышения гражданской активности одновременно можно назвать деятельность общественных советов. С 2015 года общественные советы прошли путь от принятия специального закона и их образования на республиканском, местном уровнях и квазигосударственном секторе до демонстрации реальных результатов в процессе принятия решений.
К примеру, в год общественными советами рассматривается до 900 обращений. Наряду с развитием других институтов общественные советы могут выступить в качестве эффективной площадки для реализации народных инициатив и выражения мнения людей, одновременно снижая уровень коррупции и способствуя справедливому распределению ресурсов через общественный контроль.
Как вы упомянули, в 2019 году при Администрации Президента стала функционировать Приемная для граждан или фронт-офис АП. Это стало важнейшим инструментом обратной связи с населением. Мы проводили системную работу по мониторингу качества ответов государственных органов, чтобы люди в каждом случае получали обоснованный ответ. По итогам можно было видеть положительные изменения в работе с обращениями и организацией приемов граждан на уровне центральных государственных и местных исполнительных органов. Мы также получили очень четкие сигналы из регионов об их проблемных вопросах, которые в свою очередь получили решение.
В целом концепция «Слышащее государство» предполагает повышение чувствительности госорганов к нуждам населения. Конечно, не всегда обратившийся гражданин может быть удовлетворен ответом. Мы сталкиваемся с тем, что ответы госорганов поступают формальные или не соответствующие запросу. Хочу отметить, что невозможно быстро и сразу в корне изменить ситуацию. Но работа в этом направлении продолжается, и уже есть определенные результаты.
Также в целях практической реализации концепции «Слышащее государство» по поручению Президента в 2019 году заработал Национальный совет общественного доверия, где с представителями общественности, политических партий и гражданского общества обсуждаются самые актуальные вопросы
повестки дня. Время показало, что НСОД – это реальный рабочий орган, а не декоративные обсуждения.
– Вы отметили, что целью концепции «Слышащее государство» является вовлечение населения в процесс принятия решений и построение подотчетного государства. На ваш взгляд, как гражданский сектор развивался все эти годы?
– Я с уверенностью могу сказать, что сегодня мы имеем одни из самых продвинутых законодательную и методическую базы в сфере неправительственного сектора на всем пространстве СНГ.
Профессиональное, активное и независимое сообщество неправительственных организаций Казахстана – это исключительное достижение Независимости.
Без НПО сегодня невозможно представить ни одну из сфер социальной жизни государства. Многие помнят, что в страновом масштабе такой путь гражданского сектора начинался с пары десятков малоизвестных НПО и вырос до самого развитого в Центральной Азии общественного института. Ежегодно ряды казахстанского «третьего сектора» пополняются в среднем на 150 новых участников или 12-13 НПО в месяц.
Наша цель – партнерство гражданского сектора и государственных органов в решении насущных проблем граждан страны. В этом направлении ведется активная работа.
– Стремительная популяризация соцсетей, мессенджеров вызвала определенные изменения на рынке массмедиа. С учетом новых трендов, а также важной роли традиционных СМИ, какая работа проводится в руководимом вами ведомстве для развития медиа?
– Да, развитие цифровых технологий и интернета вносит свои коррективы в работу медиа во всем мире. Трансформация для традиционных СМИ неизбежна. Вместе с тем за последние годы появились новые виды медиа, которые влияют на развитие рынка, но вместе с тем могут нести и определенную угрозу устойчивости любого государства. Поэтому Казахстан, как и другие страны мира, пытается найти баланс и разработать приемлемые законы для всех игроков рынка.
На данном этапе в сфере доступа к информации Министерством разработан пакет поправок в законодательные акты в целях повышения информационной открытости и доступности государственных органов.
Данные поправки предусматривают закрепление принципов, механизмов и инструментов открытости и доступности информации в отраслевом законодательстве. Кроме того, закрепляются механизмы мониторинга и контроля, а также усиление ответственности за нарушение или ограничение права на доступ к информации.
– Возглавляемое вами Министерство через имеющиеся каналы транслирует события текущей жизни государства, а также планы на будущее. Какие основные события ближайшего будущего вы бы особенно выделили, что они будут значить для страны, общества?
– На мой взгляд, в ближайший год в фокусе внимания СМИ все же останется борьба с пандемией, профилактика здоровья и продолжение прививочной кампании. К сожалению, COVID-19 еще не ушел из нашей жизни и мировой повестки. Вместе с тем, думаю, журналистам также будет интересно освещать постпандемийное восстановление экономики нашей страны.
Казахстан входит в свое четвертое десятилетие с десятью крупнейшими национальными проектами. Данная практика впервые используется в государственном планировании. Считаю, что освещение этих национальных проектов может также заинтересовать представителей СМИ Казахстана.
В целом надеюсь, что в информационной повестке нашей страны будет больше позитивных новостей о казахстанцах, улучшении их жизни и творческой реализации.