Тема налогов никогда не теряет своей актуальности. Раимбек Баталов, председатель президиума НПП "Атамекен", высказался за сохранение действующего уровня налоговой нагрузки с акцентом на администрирование. В интервью "Литеру" глава предпринимательского сообщества страны также поделился своим видением взаимоотношений власти и бизнеса в контексте Послания Президента "Экономический курс Справедливого Казахстана".
Различия в оценках
— Раимбек Анварович, как Вы в целом оцениваете уровень налоговой нагрузки на предпринимателей в Казахстане с учетом международного опыта? Какие ключевые проблемы в этом вопросе Вы бы отметили?
— Во-первых, если сравнивать ставки по основным налогам — КПН, НДС, ИПН, то в целом они сопоставимы со странами ЕАЭС. Так, ставки КПН в России, Беларуси, Кыргызстане — наших партнеров по ЕАЭС — составляют 20, 18 и 10% соответственно. Если говорить о ставках НДС — это, наверное, наиболее обсуждаемый вопрос, ставки составляют 20% в России и Беларуси, в то время как 12% — в Кыргызстане. По пути понижения ставки НДС до 12% пошел и Узбекистан.
Во-вторых, если говорить о размере налоговой нагрузки, то необходимо урегулировать вопрос расчета коэффициента налоговой нагрузки (КНН). Так, для расчета КНН органами госдоходов используется методика, разработанная Минфином.
Существуют различия в оценках уровня налогового бремени, осуществляемых международными институтами (МВФ/ОЭСР, Всемирный банк) и согласно методике Минфина.
Основной негативный посыл, связанный с расчетами КНН, обусловлен тем, что при осуществлении этих расчетов не учитываются многие аспекты. Например, не берутся в расчет НДС по ввозимым товарам; выплаты в бюджет или иные госфонды, связанные с фондом оплаты труда; таможенные пошлины; различные обязательства компаний (затраты недропользователей на финансирование НИОКР или социальной сферы). Также тот факт, что в методике не учитываются себестоимость производства в целом и амортизационные отчисления в частности, делает непрезентативной с точки зрения оценки реальной налоговой нагрузки на предприятие или отрасль.
Кроме того, низкий уровень КНН может быть результатом предоставления субсидий или льгот или неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
Расчеты КНН становятся основанием для пересмотра налоговой нагрузки со стороны государственных органов. Для получения объективной картины необходимо перейти к расчетам КНН, отражающим наиболее объективную налоговую нагрузку и нивелирующую разницу в условиях деятельности между налогоплательщиками (в том числе. между представителями различных отраслей).
— В Послании народу в сентябре этого года Глава государства отметил, что необходима дифференциация налоговых ставок в зависимости от сложности производства. Есть ли конкретные предложения "Атамекен" в этом направлении?
— Прежде всего, позиция Нацпалаты заключается в том, что дифференциация ставок не означает автоматическое повышение основной ставки налога для одних отраслей и сохранение текущей ставки в качестве "бонуса" для других секторов экономики.
Но введение разных ставок — это вопрос сложный, он в настоящее время обсуждается как на уровне экспертов, так и среди представителей бизнеса.
Если говорить в целом, помимо общего усложнения налогового учета и администрирования, введение дифференцированных ставок несет риски роста "теневой" экономики, поскольку повышает потребность в уменьшении дохода через применение различных схем посредством аффилированных или сервисных компаний.
Кроме того, опять ставится вопрос об актуальности действующего расчета КНН; уровня взаимодействия между налоговыми органами и предпринимателями, которые на первоначальном этапе могут некорректно применять ту или иную ставку.
Властный характер
— Возврат НДС и налоговые льготы. Какими способами можно решить эти проблемы без ущерба как для предпринимателей, так и для госбюджета?
— Возврат НДС уже стал постоянной темой для обсуждения с государственными органами.
Проблемы, на которые жалуются предприниматели, это, прежде всего, перекладывание функций: налоговые органы не выполняют своих функций как орган контроля, перекладывая ответственность с неблагонадежного налогоплательщика на добросовестных предпринимателей. Действующие правила по возврату НДС приводят к фактическому невозврату как по результатам налоговых проверок, так и в упрощенном порядке для отдельных категорий налогоплательщиков.
На этом фоне предложения, поступающие от госорганов, о повышении ставки НДС, воспринимаются бизнес-сообществом негативно, поскольку означают, что еще большая масса денежных средств будет фактически "изъята" в нынешних условиях дефицита свободных денежных средств и источников финансирования.
Со своей стороны, мы считаем, что необходимо кардинально решить этот вопрос, возврат НДС является административной процедурой и не должен быть инструментом налогового давления или повышения финансовой нагрузки на предпринимателей.
— Бюрократизм в сфере налогового администрирования: есть ли "рецепты" по искоренению этого явления?
— В целом действующий механизм взаимодействия с налоговыми органами вызывает много нареканий со стороны бизнеса. Мы понимаем, что налоговые правоотношения носят властный характер, однако считаем, что необходимо воспользоваться шансом и в рамках нового Налогового кодекса существенно пересмотреть роли государства и бизнеса. В результате органы госдоходов должны стать сервис-ориентированной службой.
— Цифровизация, видимо, здесь должна играть не последнюю роль...
— Да, цифровизация уже внесла существенные изменения в систему налоговых процедур: все это было сделано с целью снижения административной нагрузки на бизнес, увеличения прозрачности в оказании услуг. Однако нельзя останавливаться: необходимы следующие шаги. Это и расширение сервисов посредством API, передача услуг на аутсорсинг, предзаполнение налоговой отчетности, развитие электронного документооборота.
Помимо этого, налоговые органы должны перейти на проактивное информирование, то есть предоставлять информацию о налоговых обязательствах и изменениях в налоговом законодательстве через электронные ресурсы и систему уведомлений, что позволяет бизнесу быть в курсе текущих налоговых требований. Активное использование искусственного интеллекта позволит выявлять нарушения, что обеспечит более эффективный налоговый контроль.
Для государства такой подход обеспечит инвестиционную привлекательность, развитие предпринимательства и, соответственно, расширение налоговой базы, при этом для бизнеса будет обеспечиваться снижение издержек на исполнение налоговых обязательств, что положительно скажется и на налоговой дисциплине в целом.
— Какие палата "Атамекен" видит резервы для расширения применения розничного налога?
— Инициатива "Атамекена" по внедрению розничного налога увидела свой результат, что отметил Глава государства в Послании. Но мы видим еще потенциал в развитии этого режима.
В настоящее время назрела необходимость дать возможность всем желающим субъектам малого бизнеса применять данный режим. Сейчас перечень видов деятельности ограничен только теми, которые вошли в перечень, утвержденный уполномоченным госорганом. И в этом перечне отсутствуют производственные виды деятельности. К примеру, небольшой мебельный цех или пекарня, к сожалению, не могут воспользоваться преимуществами розничного налога.
По мнению бизнеса, перечень видов деятельности должен формироваться не по "разрешительному", а по "запретительному" принципу. Это позволит расширить круг предпринимателей, применяющих розничный налог без постоянной "оглядки" на решение уполномоченного госоргана.
Никто не желает платить больше
— Как Вы оцениваете уровень взаимодействия с Правительством в плане обсуждения налоговых новаций? "Слышит" ли Правительство и использует ли в своих законодательных проектах предложения бизнеса? Какие аргументы чаще всего приводятся чиновниками в случае отклонения того или иного обсуждаемого пункта?
— Нацпалата с уполномоченными государственными органами на постоянной основе обсуждает вопросы дальнейшего развития страны. Разработка нового Налогового кодекса не является исключением.
Для нас всегда было важным найти то решение, которое соответствовало бы текущим экономическим реалиям. В настоящее время очевидна важность поддержки обрабатывающих/перерабатывающих предприятий, малого и среднего бизнеса. Все вопросы обсуждаются в рамках рабочей группы, созданной при Министерстве национальной экономики РК с участием Комитета государственных доходов Минфина РК.
Кроме того, для выработки консолидированного решения при НПП была создана рабочая группа по вопросам налогообложения, были сформированы отраслевые подгруппы. Порядка 400 предложений, поступивших от представителей бизнеса, были направлены в адрес Министерства национальной экономики. Работа продолжается, и Нацпалата открыта к предложениям бизнеса для дальнейшего обсуждения с уполномоченными госорганами.
— Какой видится оптимальная налоговая политика, которая позволит бизнесу активно развиваться и адекватно пополнять госбюджет для решения социальных задач?
— Налоговая политика — это не только налоговая нагрузка или источник поступлений для доходной части бюджета, это также уровень предпринимательской активности и экономического роста в стране.
Естественно, никто не желает платить налогов больше, но мы должны понимать, что государство должно строить свою позицию, базируясь на приоритетах социально-экономической политики и основополагающих принципах налоговых отношений.
Поступающие в "Атамекен" предложения от субъектов бизнеса говорят о необходимости сохранения темпов предпринимательской активности, поэтому мы рассчитываем, что новый Налоговый кодекс будет разрабатываться с учетом уже достигнутых результатов.
Разрабатываемый Налоговый кодекс должен обеспечить стабильность фискальной политики в краткосрочной перспективе, последовательность и предсказуемость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, распространение принципа добросовестности на все аспекты налоговых правоотношений, переориентирование налогового администрирования на партнерские отношения и сохранение действующего уровня налоговой нагрузки — со смещением акцента на улучшение администрирования для расширения охвата налоговой базы.
Раушан Джапарова