Ранняя профилизация в профессию учителя в педагогических классах

Редакция "Литер"

Казахстан, как часть международного сообщества, выстраивает свою конкурентоспособную траекторию образования и решает задачи профессионально-педагогической подготовки, направленные на повышение его качества. Однако изменившиеся реалии актуализируют поиск механизмов решения проблем непрерывности в подготовке педагога для обновленной школы и его профессионального развития. Назрела необходимость осмысления и реализации всех уровней непрерывного педагогического образования как фактора повышения качества людских ресурсов, развития других уровней образования, наращивания инновационного потенциала социума.

"Высокий спрос с педвузов"

Демографический рост населения страны требует строительства новых школ, что и поручил Глава государства в 2022 году. А это в свою очередь приводит к стремительному увеличению потребности в квалифицированных педагогах. В рамках проекта "Комфортная школа" планируется подготовить 100 000 учителей для будущих школ. Cама потребность в высококвалифицированных педагогах еще высока. Вот почему требования к учебным заведениям, готовящим учителей общеобразовательных школ, стали более сложными, чем прежде. Если кадры, подготовленные педагогическими вузами, не будут соответствовать требуемым критериям, это, несомненно, скажется и на имидже вуза и на образовании в целом.

В свете необходимости модернизации отрасли проводится беспрецедентная работа по поддержке и совершенствованию педагогического образования. Был принят Закон о статусе педагога, значительно повысивший заработную плату учителей, снизивший их учебную нагрузку и бумаготворчество, а также предусмотревший доплаты за магистерскую степень и наставничество. Одновременно, как результат повышения статуса педагога, повысился и интерес к нашей профессии среди молодежи, растет и качество поступающих абитуриентов, что выражается в увеличении проходного балла Единого национального тестирования и повышении среднего балла поступивших на педагогические специальности абитуриентов. Введен контроль "на выходе": национальное квалификационное тестирование является обязательным условием трудоустройства выпускников в школы.

В Концепции развития образования РК на 2022-2026 годы отмечается, что низкий статус профессии учителя в предыдущие десятилетия, невысокие требования к поступлению на педагогические специальности обусловили наличие в сфере значительной доли учителей с изначально слабым интересом к профессии и такой же мотивацией к профессиональному росту. Сказанное актуализирует раннюю профилизацию выпускников школ на педагогические специальности. Выбор профессии педагога должен быть обусловлен непосредственным желанием и предрасположенностью будущего абитуриента работать в сфере среднего образования. 

Во многих странах мира (например, Гонконг, Финляндия, Чехия, Канада) продумывается политика отбора абитуриентов на педагогические специальности, создаются особые условия вступления в учительскую среду, признается особая значимость программ "Введения в специальность" как компонента системы непрерывного профессионального развития учителя, создаются специфические механизмы мотивации к успешной профессиональной деятельности, основанные на национальных историко-культурных особенностях, в одну из самых нужных профессий привлекают талантливую молодежь за счет популяризации педагогической работы. Все это, бесспорно, влияет на высокое качество образования в этих странах.

В Концепции развития высшего педагогического образования мы предложили структурно-содержательную перестройку системы НПО (5 уровней), где 1-й уровень — довузовская профориентация на профессию педагога. Для привлечения в отраслевые вузы талантливой молодежи, имеющей ценностное отношение и призвание к профессии "педагог", на данном уровне предложено предусмотреть создание комфортных условий для вступления в профессию одаренных, высоко мотивированных выпускников, отобранных на основе диагностики профессиональных интересов, склонностей, и внедрение инновационных форм и структур профориентационной работы.

"Создание педагогических классов"

Одной из привлекательных и эффективных форм профориентации на профессию учителя во взаимодействии с партнерами (школы, родители) считаем педагогические классы.
Педагогический класс — это класс особого типа, где осуществляется дополнительное обучение в рамках пилотного проекта по учебной программе факультативного курса "Введение в педагогическую профессию", ориентирующего школьников на осознанное профессиональное самоопределение, устойчивую мотивацию и интерес к данной специальности.

Целью педклассов является формирование у обучающихся целенаправленной профессионально-педагогической мотивации и устойчивого интереса к освоению будущей деятельности, а также личностных и общечеловеческих компетенций, востребованных современным обществом.

В текущем учебном году КазНПУ имени Абая выступил с новой инициативой — "Создание педагогических классов" — и заключил соглашение о сотрудничестве с несколькими руководителями школ управления образования г. Алматы: школы-гимназии № 81, общеобразовательной школы № 154 имени Иштвана Коныра Мандоки, областной физико-математической школы имени Ш. Смагулова и государственного учреждения "Республиканская специализированная средняя школа-интернат для одаренных детей имени Абая с углубленным изучением казахского языка и литературы". В рамках пилотного проекта педклассы сформировались из учащихся старших классов, которые проявили интерес к участию в данном проекте, ориентированы на выбор и освоение профессии "педагог" и имеют высокий уровень учебной подготовки.

Возможности педагогических классов: создаются благоприятные условия для удовлетворения образовательных потребностей и развития личностных и общепедагогических компетенций обучающихся, ориентированных на продолжение образования в отраслевых вузах; они овладевают элементарными психолого-педагогическими знаниями и навыками, развивают умения конструктивного педагогического общения, психоэмоциональной саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде; создаются условия, обеспечивающие профессионально-личностное самопознание, самоопределение и саморазвитие обучающихся, мотивацию профессионального выбора посредством осмысления и формирования целостного представления образа педагога Казахстана и специфики профессии, а также для анализа обучающимися требований к педагогической работе и к значимым личным качествам учителя как наставника подрастающих поколений

В рамках этого креативного проекта учащиеся под руководством преподавателей Abai University участвуют в успешном освоении факультативного курса педагогических классов посредством выполнения различного формата заданий, среди них тренинги для профессионального саморазвития, мини-исследования, творческие эссе. По результатам наблюдений, опроса, бесед с обучающимися педагогических классов в рамках пилотного проекта за период сентябрь 2022-февраль 2023 года школьники отмечают развитие у них навыков критического мышления, рефлексии, командной работы, креативности в решении учебных педагогических задач, а также коммуникативных, лидерских качеств и способностей, повышение мотивации и интереса к совершенствованию, позволяющих осуществить прогнозирование и самопроектирование личностной концепции "Я — педагог".

На факультативных занятиях для обучающихся педклассов создаются коллаборативная среда, психологически комфортная атмосфера доверия и поддержки, условия для межличностного взаимодействия, самовыражения и приобщения к будущей профессии.

Для университета педклассы — очень нужный проект, который является пока хоть и малой по количеству, но важной частью непрерывной подготовки будущих учителей. По вопросу ранней профилизации посредством педагогических классов учеными университета уже начаты научные исследования, подготовка методических пособий, публикуются тематические статьи. Необходимо рассмотреть возможности масштабирования данной актуальной инициативы на большее количество школ и регионов.

Однозначные количественные успеха данного проекта мы сможем увидеть уже этой осенью: налицо рост старшеклассников, желающих стать педагогами. Оживленный интерес к проекту отмечается и среди общественности, директоров и учителей многих школ, среди родителей старшеклассников. В будущем при поэтапном качественном масштабировании и поддержке государства можно достичь того, что многие абитуриенты, решившие посвятить себя педагогике, будут выпускниками именно педклассов. И выбирать благородную профессию учителя и оставаться в ней будут наиболее мотивированные и достойные ребята.

Дархан Билялов, ректор КазНПУ имени Абая

Новости партнеров