В начале сентября КНР ввел очередные ограничения на прием груза из Казахстана, кроме контейнерных поездов по маршруту Китай-Европа. Причиной такого решения стали зафиксированные случаи заболевания COVID-19 на станции Алашанькоу. В связи с этим на территории нашей страны растет количество поездов с казахстанским грузом в ожидании отправки в соседнюю страну. Вагоны превращаются в склады для неотправленного груза. По данным пресс-службы АО «НК «ҚТЖ», казахстанские железнодорожники не могут отправить 90 составов или 4500 вагонов отечественных экспортеров. Такая ситуация ограничивает оборот вагонного парка, возникают заторы на железнодорожных путях, а это создает предпосылки для опоздания пассажирских поездов, передает Liter.kz.
Ввиду веденных с китайской стороны ограничений убытки несут, как казахстанские грузоотправители, так и АО «НК «ҚТЖ». У предпринимателей портится груз и теряется валютная выручка, железнодорожникам выставляются штрафные санкции за не перевезенный товар. Национальный перевозчик несет репутационные и финансовые потери.
Из-за инфраструктурных и карантинных ограничений КНР согласовывает на прием одни объемы, но фактически принимает меньше заявленного. Так, за 8 месяцев т.г. Казахстан принял груз из КНР в объеме 5,9 млн.тонн, что на 24% выше аналогичного показателя прошлого года. При этом, сдано в направлении КНР на 10% ниже, чем в прошлом году, а именно 8,5 млн.тонн.
В этом году для урегулирования перевозок в Китай на уровне государственных органов двух стран проведены две встречи. По результатам переговоров стороны договорились увеличить количество принимаемых грузовых составов на железнодорожных пунктах пропуска Достык-Алашанькоу до 18 поездов и Алтынколь-Хоргос до 10 поездов в сутки.
Железнодорожники двух стран провели 67 совещаний с начала года. Стороны обсуждали необходимость принятия совместных решений для обеспечения эффективной передачи груза на железнодорожных пограничных переходах. За восемь месяцев этого года, в адрес руководства Китайской и Урумчийской железных дорог, АО «НК «ҚТЖ» направило более 50 обращений о необходимости принятия действенных мер по увеличению приема грузов из РК и отправки груза из КНР в РК.
Также по договоренности с китайскими коллегами на станции Достык организован перегруз из вагонов широкой колеи в вагоны узкой колеи. Это позволяет увеличить грузопоток и сократить время простоя грузовых составов.
Учитывая, что КНР отдает приоритет приему грузов в контейнерах, АО «НК «ҚТЖ» рекомендует казахстанским грузоотправителям переориентироваться на контейнерные перевозки.