Укрепление транзитного потенциала страны и преобразование АО "Қазақстан темір жолы" в транзитно-логистическую корпорацию обсудили на заседании Комитета транспорта и логистики при партии AMANAT, передает Liter.kz.
Открывая заседание, председатель Комитета, депутат Мажилиса Самат Акишев обратил внимание, что Послание Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана "Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество" демонстрирует последовательность курса реформ, реализация которых придаст новый импульс развитию частного бизнеса в стране.
Поручения, озвученные в Послании по линии транспорта должны реализовываться с привлечением общественности, частного бизнеса, чтобы бизнес мог планировать свое развитие, инвестировать в отрасль, а также нести солидарную ответственность. Как сказал Глава государства: "Нам нужно в полной мере использовать открывающиеся возможности и стать транспортно-транзитным узлом действительно мирового значения", – подчеркнул С. Акишев.
О предпринимаемых мерах по укреплению транзитного потенциала Казахстана членам Комитета рассказал вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Алмаз Идырысов. Он отметил, что развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута позволит диверсифицировать транзитные и экспортные возможности.
Перед нами стоит задача увеличить пропускную способность данного маршрута с шести до 10 млн тонн к 2025 году. В частности, в порту Актау планируется строительство "контейнерного хаба" с привлечением мировых логистических компаний. Также, в условиях дефицита паромного флота на Каспийском море, планируется строительство собственных паромов в количестве 10 единиц. Кроме того, в целях обновления подвижного железнодорожного состава до 2025 года планируется приобретение до 1500 полувагонов, 3500 вагонов платформ и 310 локомотивов, – сказал вице-министр.
В свою очередь заместитель председателя правления АО “НК "Қазақстан темір жолы" Ануар Ахметжанов отметил, что устойчивый объем торговли стран Европы и Азии, нестабильность и высокая стоимость морских перевозок значительно повышают потенциал транспортных коридоров Казахстана.
За последние пять лет ежегодный рост транзита в среднем составил 31%. Прошлый год стал рекордным, транзит превысил один миллион ДФЭ (контейнеров). Такие результаты стали возможны благодаря планомерной работе Правительства и КТЖ. Доход от транзитных перевозок обеспечивает покрытие затрат в регулируемых сообщениях, субсидирование пассажирских перевозок, сдерживание роста тарифов, – сказал он.
Между тем, как считает Самат Акишев, несмотря на статус основного игрока на рынке ж/д перевозок, для повышения конкуретноспособности отрасли "Қазақстан темір жолы" должен способствовать более широкому вовлечению частных компаний в сферу транспортных и логистических услуг.
КТЖ необходимо отработать такой механизм, чтобы бизнесу было интересно выполнять те задачи, которые большим бременем ложатся на КТЖ, создать прозрачные и справедливые правила игры. Тарифы на грузовые перевозки в конечном итоге касаются каждого человека, – отметил председатель Комитета.
По итогам заседания Совет принял ряд конкретных рекомендаций для профильного центрального исполнительного органа и КТЖ. В частности, Министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции и главной транспортной прокуратурой указано на необходимость принятия действенных мер по защите бизнеса и поддержке частного сектора.