Что дадут казахстанцам поправки в Конституцию?
В чем суть конституционных поправок, инициированных Президентом страны, что они изменят, как казахстанцы отнеслись к предложениям и какой эффект они получат от реформ? Об этом рассказал член фракции партии AMANAT, депутат Мажилиса Парламента РК Юрий Жулин, передает Liter.kz.
– Юрий Викторович, последний раз референдум в Казахстане проходил в 1995 году, когда утверждалась действующая Конституция, а уже потом четыре раза в нее вносили поправки, но народ уже не спрашивали. Все-таки, на ваш взгляд, почему Касым-Жомарт Токаев выдвинул такое предложение, чем оно обусловлено?
– Пакет конституционных реформ, предложенных Главой государства, является очень масштабным. Изменения касаются трети всей Конституции. Несмотря на то, что реформы направлены на кардинальную трансформацию политической системы, они в конечном итоге затрагивают все стороны нашей жизни. Есть известное выражение: “Если вы не занимаетесь политикой, политика все равно займется вами”. Это так. Политика лежит в основе нашей жизни и влияет на нее. C учетом масштабности политических реформ, Президент предложил, чтобы в их принятии участвовали все наши граждане. Тем более что реформы не рождены узкой группой людей в тиши кабинетов, а стали результатом запроса общества. Поэтому Глава государства предложил провести референдум. Некоторые граждане спрашивают, почему так спешно объявлен референдум – всего месяц, и уже должны идти голосовать. Но Глава государства все это время неуклонно и принципиально следует своей концепции “слышащего государства”. На любые требования, выдвигаемые обществом, значимые вопросы для страны и каждого казахстанца он реагирует оперативно и предлагает решения. В данном случае таким решением на запросы общества являются конституционные поправки. Хотя изначально планировалось, что реформы будут объявлены осенью, но сегодня жизнь стремительно меняется и внутри нашей страны, и геополитически – все это влияет на Казахстан, на нашу экономику. Поэтому Президент не стал ждать. Он готов и предлагает менять политическую систему уже сегодня, иначе завтра может быть уже поздно. Ведь конституционная реформа закладывает основу для изменений в действующее законодательство, регулирующее самые различные стороны нашей жизни. Общество, выдвинув первоначально запрос на изменения, теперь должно быть готовым принять самое непосредственное участие в решении вопросов развития государства, так же взять на себя ответственность, разделить ее с руководством страны и вместе строить Новый Казахстан, Вторую Республику.
– Участие в референдуме должно быть осознанным выбором каждого казахстанца. Вы, как депутат, часто ездите по регионам нашей страны. Как люди восприняли эту возможность проголосовать «за» или «против» поправок в Конституцию?
– В целом народ воспринимает реформы положительно. Ведь это изменения, призванные улучшить нашу жизнь. Но граждане хотят, чтобы реформы были не только приняты, но и реализованы. Есть некоторое недоверие. К сожалению, люди сегодня не доверяют власти, Правительству, депутатам, акимам. Если случаются какие-то проблемы, сразу апеллируют к Президенту. Это копилось годами, поэтому не так-то просто сегодня сломать это недоверие. Но мы стараемся донести до наших граждан мысль о том, что предлагаемые Президентом реформы как раз и являются тем инструментом, который позволит нашим гражданам на любом уровне добиться подотчетности и подконтрольности власти. По-другому никак, нужно использовать те возможности, которые сегодня предлагает Глава государства, двигаться вперед.
– Поправок в Конституцию очень много. На ваш взгляд, какие самые важные?
– Они все важны. Но я бы выделил актуальные на встречах с населением моменты, по которым нас больше всего спрашивают. Так, это касается закрепления за народом права собственности на землю, полезные ископаемые, природные ресурсы. Здесь часто возникает вопрос, а будут ли платить дивиденды, например, с добычи и продажи нефти, раз вносится такая норма. В пример приводят Арабские Эмираты, где жителям выплачивают какой-то доход от добычи нефти. Но мы объясняем, что в нашем случае эта норма не имеет такой экономической составляющей, а несет другой, более важный смысл. Это значит, что в Основном законе однозначно закрепляется право собственности народа на все природные ресурсы, поскольку завтра, когда у Правительства будут возникать какие-то идеи, предложения, инициативы экономических решений в отношении наших ресурсов, то во главе угла будет стоять мнение граждан. Решения будут приниматься с учетом мнения народа. До сих пор в Конституции у нас закреплено, что земля – собственность государства. Раз так, то государство в лице Правительства считало, что знает, как правильно распоряжаться природными ресурсами страны, и опиралось на эту конституционную норму, принимая подчас решения, не всегда поддерживаемые обществом. Вы знаете, в 2016 году это привело к большим протестам. Теперь последнее, решающее слово будет оставаться за народом, а Правительство должно будет подчиниться народной воле.
- Кстати, были мнения по поводу того, а надо ли вообще вносить в Конституцию запрет для родственников Президента занимать те или иные должности. Интересно, почему так?
– Мы тоже думали, что эту норму люди безоговорочно поддержат. Большинство и поддерживают, но у некоторых возникли сомнения, а уровень ли вообще это Конституции? Но эта норма имеет важное значение в плане того, что формирует политическую культуру в обществе, как у элиты, так и у народа. Но несмотря на то, что эта норма закрепляется только в отношении Президента, она будет по умолчанию проецироваться на руководителей всех госорганов – премьер-министра, министров, акимов, руководителей квазигоссектора. По умолчанию они должны будут соблюдать эту норму, потому что раз в Конституции она закреплена в отношении Президента, то значит каждый руководитель госструктуры по вертикали должен будет следовать ей. Народ будет это контролировать. Если завтра окажется, что родственник какого-то акима занял должность на госслужбе, то это станет достоянием общественности и будет иметь общественное порицание. Должна быть сформирована новая политическая традиция, согласно которой такие деяния будут изначально считаться постыдными.
– Что даст Казахстану и каждому казахстанцу проведение референдума по поправкам в Конституцию?
– Человек так устроен, что он требует результат здесь и сейчас, результат, который можно пощупать, ощутить. Но эти поправки напрямую не влияют на повышение зарплат, на решение проблем с работой или жильем. Однако они формируют демократический фундамент, цементируют механизмы активного вовлечения и участия простых граждан в управлении государством. Так, конституционная реформа предлагает избрание депутатов районных и городских маслихатов по мажоритарной системе, то есть избрание депутатов по одномандатным округам, которые получили большинство голосов. Это значит, что граждане сами будут выбирать конкретных депутатов, а не партии, как сейчас. Так раньше и было. Наряду с этим вводится новый механизм – право отзыва такого депутата в случае, если он не справляется со своими депутатскими обязанностями. То есть депутат маслихата становится еще более подотчетным и подконтрольным своим избирателям. А ведь сегодня маслихат еще и обладает серьезными полномочиями в отношении исполнительной власти. Он формирует бюджет, а также маслихат имеет сейчас право выразить вотум недоверия акиму. Поэтому за счет усиления контроля за избранными депутатами граждане через маслихат получают дополнительные рычаги контроля за деятельностью своего акима, который также еще более становится подотчетным гражданам и депутатам маслихата.
В то же время граждане должны понимать, что на них ложится серьезная ответственность. Выбирая депутата, люди должны ориентироваться на его профессиональные качества, что он будет отстаивать интересы народа, выполнять свои предвыборные обязательства, а не на то, что это “свой парень”, “мы его с детства знаем” или “он наш родственник, давайте мы его поддержим”. При этом механизм отзыва депутата не должен сводиться к сведению каких-то личных счетов.
Эти реформы имеют системный характер, они все взаимосвязаны. Сегодня, образно говоря, мяч уже на стороне общества. Глава государства дает нашему обществу достаточно серьезные рычаги влияния на власть всех уровней. Нужно правильно этим распорядиться, грамотно и ответственно. В этом залог нашего дальнейшего развития. Не должно быть какого-то популизма. Должен быть взвешенный подход, нужны лидеры, которые будут объяснять, формировать соответствующую политическую культуру в обществе.
Оксана Давыдова