Вопрос обсудили в Парламенте.
О важных нормах законопроекта в области энергетики рассказал депутат Мажилиса, член фракции AMANAT Едил Жанбыршин, передает Liter.kz со ссылкой на Telegram-канал нижней палаты Парламента.
По словам депутата, теплоэнергетика до сих пор не рассматривается как отдельная отрасль из-за отсутствия в ней отраслевого законодательства и единого уполномоченного органа, ответственного за нее.
Мажилисмен перечислил ряд системных проблем этой сферы:
- В области энергетики основной упор был сделан на электрическую энергетику, то есть тепловая энергия осталась в тени.
- Системная государственная политика и контрольные функции не были реализованы на должном уровне.
- Не сформирована необходимая нормативно-правовая база.
- Отношения между субъектами теплоснабжения и потребителями не были должным образом урегулированы.
- Не было инструментов мониторинга и планирования состояния отрасли.
- Четко не определена ответственность должностных лиц объектов теплоснабжения и др.
“Подобные проблемы в теплоэнергетике привели к износу тепловых сетей, тепловых электроузлов и районных котельных в стране. Например, износ 13 тысяч километров теплотрасс страны составляет 53 процента, а средний износ тепловых пунктов – 66 процентов. Даже ТЭЦ в Аркалыке имеет износ 90%, износ "Жайыкжылуэнерго" в Орале – 87,5%, износ Балхашского ТЭЦ и МАЭК – 80%. Кроме того, рассмотренные законопроекты предусматривают ряд комплексных мер, направленных на устранение всех вышеперечисленных системных проблем. Прежде всего теплоэнергетика была выделена в отдельную отрасль с точки зрения закона”, – сказал Жанбыршин.
После первого чтения законопроектов депутат выделил важные нормы, обсужденные в рабочей группе.
“Приняты новые термины и определения тепловой энергии, то есть введены в правовой оборот новые определения. Правильное и точное определение терминов и определений имеет большое значение для права и судебной практики. Согласно новому закону о тепловой энергетике, государственная политика по производству и транспортировке тепла будет передана в ведение Министерства энергетики, политика потребления тепла останется в ведении Министерства промышленности и строительства, тарифная политика останется в ведении Министерства национальной экономики. Хозяйство и органы местного самоуправления будут осуществлять подготовку и контроль местного теплоснабжения”, – сказал мажилисмен.
В-третьих, он отметил, что контролирующие органы будут проводить плановые и внеплановые проверки на энергообъектах.
“При этом в целях обеспечения энергетической безопасности объектов теплопроизводства и теплопередачи будет осуществляться производственный контроль, направленный на предупреждение и ликвидацию технологических аварийных ситуаций. В-четвертых, схема развития теплоснабжения определена как стратегический документ, позволяющий системно обеспечивать осуществление теплоснабжения жителей регионов, а также рассмотрены механизмы ее разработки и утверждения. Помимо технологических параметров в этот документ включены и экономические показатели. В-пятых, установлены права и обязанности руководителей объектов теплоэнергетики”, – добавил Жанбыршин.
Еще одним важным нововведением в законе является то, что субъекты теплопроизводства должны уведомить соответствующие государственные органы за пять лет, если они хотят закрыть свои объекты. Это, в свою очередь, позволяет своевременно строить новые источники тепла или реконструировать старые объекты, считает он.
“Кроме того, при возникновении перебоев в технологическом процессе теплоснабжения, при наличии дефектов в работе теплопотребляющих агрегатов и тепловых сетей потребители могут требовать возмещения затрат. В сопутствующем законопроекте, касающемся вопросов тепло- и электроснабжения, было принято несколько новых концептуальных норм”, – сказал депутат.
По его словам, в Мангистауской области будет реализован новый проект зеленой энергетики, призванный обеспечить стабильное электроснабжение нефтедобывающих предприятий. В связи с этим в сфере электроэнергетики была введена новая концепция гибридной группы, которая, в свою очередь, позволяет осуществлять прямую работу между производителем и потребителем.
“Еще одна важная норма – мы рассмотрели возможность покупки зеленой энергии, производимой в стране, прежде всего для промышленных предприятий. Это, в свою очередь, дает возможность снизить в будущем налог на выбросы углерода на продукцию, производимую предприятиями, и повысить конкурентоспособность отечественных экспортных товаров на мировом рынке. Кроме того, в энергетической сфере будет внедрена единая цифровая платформа. Эта платформа позволяет анализировать услуги всей отрасли и принимать эффективные решения, то есть создает возможность дальнейшего повышения энергетической безопасности страны”, – сказал депутат.
Жанбыршин отметил, что в рамках поправок в Кодекс об административных правонарушениях депутаты приняли нормы, предусматривающие ответственность руководителей и должностных лиц субъектов (объектов) теплоснабжения в случае допущения ими ошибок при подготовке к отопительному сезону, необеспечения эксплуатации электростанций в соответствии с соответствующими правилами. Кроме того, рассматриваются штрафы для лиц, незаконно подключенных к тепловым сетям.