Депутаты Сената Казахстана увидели многочисленные нестыковки и проблемы в проекте республиканского бюджета на 2022-2024 годы, в том числе риски финансовой устойчивости страны, передает Liter.kz.
«В рассматриваемом проекте бюджета сохраняются риски финансовой устойчивости государства, что выражается в исполнении гарантированных государством обязательств. В сравнении с 2020 годом на ближайшие пять лет прогнозируется двукратный рост госдолга и соотношение к ВВП с 31,6% в 2022 году будет снижен лишь до 31,3% к 2026 году и составит уже 37 трлн тенге. При этом Правительством этот уровень не рассматривается как существенный риск, поскольку в рамках проводимой на сегодня реформы в Национальном плане развития страны до 2025 года показатель госдолга скорректирован на уровень в 50% от ВВП», - заявила 18 ноября на пленарном заседании Сената председатель комитета по финансам и бюджету Ольга Перепечина.
С учетом сырьевой зависимости экономики, высокой волатильности внешних рыночных конъюнктур и, в целом, нестабильности мировой экономики, есть большая вероятность возможной реализации этого риска, способного в итоге оказать негативное воздействие. Как подчеркнула депутат, это влияет и на рост дефицита в абсолютном выражении, что отражается на затратах по обслуживанию долга с ростом в 2021 году с 958 миллиардов тенге до 1,5 триллиона тенге к 2024 году.
Одновременно, по ее словам, растут и расходы на погашение и обслуживание правительственного долга, которые в 2022 году составят 22,8% к доходам республиканского бюджета, превысив лимит в 15%, установленный Концепцией формирования и использования средств Нацфонда. Аналогичная ситуация складывается и по расходам на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию, рост которых наблюдается в пять раз. Все это может увеличить долговую нагрузку на бюджет в случае финансовой несостоятельности заемщиков.
«Обеспокоенность вызывает и вопрос эффективности и целесообразности использования связанных грантов в сегодняшних условиях, которые также влекут определенные расходы за счет республиканского бюджета, реализацию которых можно отложить до «лучших времен». Так, к примеру, в Министерстве образования и науки в 2022 году предусмотрены расходы на сумму 501 млн тенге на связанный грант, по которому в 2020 году средства были возвращены в бюджет, а в 2021 году расходы не были произведены», - привела пример Перепечина.
Депутат также обратила внимание на достаточные объемы гарантированного трансферта, которые, в то же время, не позволяют «реализовать его сберегательную функцию». Все это ведет к рискам «стремительного сокращения активов Нацфонда».
Более того, и прогнозируемые базовые макроэкономические параметры социально-экономического развития страны не всегда совпадают с реальностью. В частности, если рост экономики спрогнозирован за счет увеличения объемов производства товаров в среднем на 4%, то вклад производства товаров в прирост ВВП составит в среднем лишь 1,5%.
«При формировании проекта республиканского бюджета на плановый период вопреки рекомендациям депутатов Парламента и Счетного комитета не в полной мере проведена оценка экономического эффекта от заявляемых расходов. Из-за отсутствия единой методологии оценка госорганами проводилась разрозненно, с применением стандартных показателей и в условиях отсутствия координации со стороны профильных министерств», - заявила депутат.
В то же время, проект республиканского бюджета соответствует задачам, поставленным главой государства. Поэтому депутаты внесли в него ряд своих поправок и вернули в Мажилис, который и должен принять документ.