Проблема стала настолько большой, что необходим комплексный подход.
Лудомания – одна из главных угроз национальной безопасности. Об этом заявил Госсоветник Ерлан Карин на очередном заседании Совета по молодежной политике при Президенте Казахстана. По итогам рабочей встречи Государственный советник РК подчеркнул, что молодежь становится не просто адресатом реформ, но и ключевой движущей силой намеченных преобразований. Каким должен быть проект документа по противодействию незаконному игорному бизнесу и лудомании, как бороться с игорным бизнесом и другими негативными явлениями, мы поговорили с членом Ассамблеи народа Казахстана, общественным деятелем Рустамом КАЙРЫЕВЫМ.
Ерлан Карин провел заседание Совета по молодежной политике, на котором подчеркнул, что "лудомания становится одной из главных угроз национальной безопасности". Что Вы думаете по этому поводу?
Лудомания – это такая же большая проблема для казахстанского общества, как и синтетические наркотики. Есть фактические цифры, и они показывают, что количество лудоманов только растет. Ерлан Карин – политик с современными подходами, отлично видит стратегию развития молодежи и то, что ее может погубить, это игорная зависимость, которая, к сожалению, растет. Это действительно становится угрозой национальной безопасности страны, я поддерживаю обеспокоенность Государственного советника. Что вытекает из такой зависимости? Есть факты самоубийства на почве долгов из-за лудомании, большое количество разводов и разрушения семей, отсутствие выплаты алиментов, алкоголизм, закредитованность не по назначению, долги из-за ставок. Это также толкает на незаконные действия, к примеру, закладывание наркотиков, воровство, грабежи и многое другое. Учитывая то, что каждый пятый молодой человек в Казахстане по статистике сталкивается с лудоманией, я считаю, что это уже становится абсурдом, это страшный показатель!
На заседании обсудили ход разработки проекта документа по противодействию незаконному игорному бизнесу и лудомании. Каким он должен быть, по-Вашему?
Проблема стала настолько большой, что необходим комплексный подход. Документ должен предусмотреть не только меры по противодействию незаконному игорному бизнесу, участие в этом государственных органов, но и вовлечение в борьбу всего казахстанского общества. Это такая зависимость, от которой тяжело избавиться, поэтому тут важно идти на опережение, не давать вовлечься, даже не давать попробовать. Что можно сделать? Начинающего лудомана, то есть на начальном этапе, не видят друзья и родственники… А ведь они часто "кидают" одни и те же сигналы, к примеру, отходят от обычного образа жизни, часто просят деньги в долг, придумывая непонятные поводы, пропадают из поля зрения, замыкаются в себе. Лечение на ранней стадии намного эффективнее, нежели лечить запущенного лудомана. Поэтому, если общество будет бдительнее, борьба с недугом будет более полноценной, потому что все незаконное у нас находит дырки, чтоб совершить свое злодеяние.
Ерлан Карин также отметил, что, помимо незаконного, есть законный игорный бизнес, связанный с достаточно авторитетными фигурами. Как с этим бороться?
Достаточно авторитетные фигуры, которые держат, в кавычках, "законный бизнес", при этом способствующий моральному разложению общества, это и есть Старый Казахстан, с которым активно борется Глава государства, держа курс на справедливость, в чем его поддерживает казахстанское общество. Мы довольно молодое государство и имеем пробелы в законодательстве, в том числе и с законным игорным бизнесом, а также его рекламой. Тут нужен такой инструмент, как Парламент, который должен быть более активным по данному вопросу. Я знаю нескольких депутатов, которые яро борются с лудоманией, составляя пакет документов для корректировки законодательства. Нужно Парламенту это рассматривать быстрее. Это действительно очень влиятельные люди с длинными руками, способные тормозить эти процессы, и пока процессы стоят на месте, они и оперируют тем, что у них все в рамках закона, поэтому тут также нужен комплексный подход.
Также отмечалось, что есть проблема легальных букмекеров, которые ведут весьма агрессивную рекламную кампанию, причем на фоне разговоров о борьбе с лудоманией. Улицы мегаполисов забиты рекламой, интернет – баннерами и клипами. Каким, на Ваш взгляд, должна быть рекламно-маркетинговая политика?
Когда-то такая же борьба была с табачными и алкогольными изделиями, и она удалась, надо опираться на этот опыт. Вопрос вполне уместный, рекламы в городе много, причем на центральных улицах, даже наши футболисты носят на своей форме рекламу букмекеров. Зайдите на любой сайт посмотреть фильм, перед показом только реклама букмекеров, с прямым переходом на сайт, где можно совершать ставки. Это полное фиаско! Нам не хватает другой рекламы, социальной, в которой бы отчетливо говорилось о том, что игра – это плохо. Но такая реклама должна быть очень креативной, ибо "совковая" реклама, из категории "что такое хорошо, а что такое плохо" просто не работает. Мы живем в век преобладания информационных технологий. Есть такое выражение: "Кто владеет информацией, тот владеет миром", и сегодня оно приобрело прямой смысл! В государственных структурах работают так называемые специалисты, но, по всей видимости, они недорабатывают. Пора государству нанимать реальных, современных, креативных и дерзких маркетологов, которые путем интересных и творческих решений дадут результат. Кто стоит за рекламой букмекеров? Такие же маркетологи, и их на самом деле не так много, но какой они делают охват! Да, крутые маркетологи стоят намного дороже, чем типа специалисты, их заработная плата превышает в десять раз… Но ведь проблема приобрела масштабы национальной угрозы! Поэтому, пока не приняты законы рекламно-маркетинговой политики, борьба должна быть неослабной, адекватной той угрозе, какую создают сами букмекеры. Давайте признаем, что проводимые ими кампании – инструмент действующий, и государство этому инструменту проигрывает. Вопрос здесь стоит только один, это – кадры. Нужен такой же мощный отдел маркетологов, который будет играть на опережение своей рекламой. Ну а если смотреть в целом, нужен запрет подобной визуальной рекламы на законодательном уровне. Обоснование такой необходимости есть, фактические цифры не лгут.
Сегодня мы видим, что во всех городах, практически везде агрессивно присутствует реклама букмекерских контор. Рядом с объектами образования, госучреждениями и т. д. Нельзя ли полностью запретить рекламу?
Чтобы запретить рекламу, нужны законодательные принципы, а изменение и дополнение закона – это долгий и тяжелый процесс. Хотя уже прошло достаточно времени после того, как инициативно поднимали этот вопрос некоторые депутаты, причем неоднократно. Я не знаю, может, действительно, авторитетные фигуры мешают этому процессу. Мне нравится, как участвует в данном процессе депутат Мажилиса РК Елнур Бейсенбаев. Он тратит очень много времени на исследование данного вопроса. Искренне надеюсь, что он добьется результатов, и в этом я активно поддерживаю его точку зрения касательно борьбы с развитием лудомании. По крайней мере, поддержка общества у него есть. А сегодня, с учетом развития социальных сетей, такая поддержка подкидывает хайп. Будем надеется, что скоро мы увидим закон, запрещающий подобную рекламу.
Сколько казахстанцев на сегодняшний день страдают этим недугом?
Одну из статистик 2023 года, которую я слышал, дала экс-министр здравоохранения РК Ажар Гиният. По ее информации, их количество на тот момент составляло около 36 тысяч человек. Впрочем, есть и другие данные, результаты опросов, которые пестрят заголовками в официальных СМИ. Например, такой: "Каждый пятый молодой человек в Казахстане страдает лудоманией – исследование". А это получается больше. В прошлом году я выступал на соответствующих слушаниях вместе с нынешними депутатами Мажилиса Парламента РК, а перед этим со своей организацией "Ассамблея жастары" мы провели опрос на Арбате города Алматы. Так вот наши результаты получились следующими. Среди опрошенных нами респондентов были такие представители молодежи, которые даже не знали термина "лудомания". Из лично мною опрошенных количество задавших в ответ вопрос "А что такое лудомания?" составило почти 30%. А еще, как выяснилось, более 38% процентов не знают о том, что это психическая болезнь. 27% признались что делали ставки, причем из признавшихся все подтвердили, что участвовали именно через онлайн-букмекеров или играли в онлайн-играх, а также в онлайн казино. И еще важная пометка: все остались в стопроцентном проигрыше. Из них большинство пояснили: "Не знаю, возможно, попробую еще". Дополнительно мало кто обратил внимание на то, что существуют реабилитационные центры, хотя в интернете на этот счет много информации. Печальный результат, верно?
По данным Министерства здравоохранения, в 2023 году на динамическом наблюдении по поводу патологического влечения к азартным играм находились 8 пациентов. По инициативе Министерства культуры и спорта был разработан законопроект, который должен был ужесточить ответственность представителей бизнеса за допуск к играм лиц младше 21 года. Какова эта ситуация на данный момент?
Не могу сказать, какая ситуация с этой инициативой на данный момент, но направление верное, потому что есть еще одна статистика, по возрастной категории. Результаты исследования показали, что каждый пятый из молодых людей в стране, страдающих лудоманией, находится в возрасте от 14 до 28 лет. Поэтому ужесточение ответственности вполне приемлемо.
Какие у Вас прогнозы на будущее по данной проблеме?
Тенденция плохая. Как я говорил и ранее, нужны комплексные подходы в борьбе, простого принятия закона будет мало! Потому что есть такое понятие – обходить закон или нарушать закон, и это часто происходит. Так что ситуация в будущем может сложиться так, что появятся заголовки, сообщающие о том, что уже каждый четвертый или третий молодой казахстанец страдает лудоманией. Ведь синтетические наркотики находятся под законодательным запретом, а ведь ситуация с наркотиками тоже входит в категорию угрозы национальной безопасности. Тут важно донести до каждого, что лудомания – это психическая болезнь, еще раз скажу, именно болезнь. Может быть, у многих, кто поймет это, наконец, промелькнет мысль, что даже если делать ставки, как любит говорить молодежь, просто "ради прикола", то это может привести к болезни. И тогда, возможно, у них сработает мысленный стоп-кран. Но для этого уже нужна хорошая "новая" информационная политика в отношении лудомании, в реализации которой могут помочь только креативные люди, потому что нужная, но простая реклама уже не работает. Скажу как маркетолог, рынок требует новых подходов. Радует, что за эту проблему взялся лично Глава государства Касым-Жомарт Токаев и содействуют ее решению такие мощные политики, как Ерлан Карин.