Рустам Журсунов: “Защита прав предпринимателей – важная задача, требующая постоянного внимания”

Редакция Liter.kz

В Казахстане защита прав предпринимателей является важным аспектом экономической политики страны, направленной на создание благоприятного предпринимательского климата. В течение последних лет страна принимает меры для усиления правовой защиты предпринимателей, внедрения институтов и механизмов, способствующих развитию бизнеса.

Один из важных шагов в этом направлении было создание института бизнес-омбудсмена в 2016 году. Бизнес-омбудсмен – это независимый орган, целью которого является защита интересов предпринимателей и рассмотрение жалоб со стороны бизнес-сообщества. Этот механизм позволяет предпринимателям обращаться с жалобами на действия государственных органов. Бизнес-омбудсмен Казахстана Рустам Журсунов в интервью газете «Литер» рассказал о ныныешнем положении данного института.

Серьезное испытание

– Рустам Манарбекович, Вы уже четыре года в должности бизнес-омбудсмена страны. Что было сделано за это время? Расскажите нам о мерах, которые вы предпринимаете для защиты прав предпринимателей.

– Защита прав предпринимателей – важная задача, требующая постоянного внимания. Мы активно сотрудничаем с Правительством, бизнес-сообществом и государственными органами, нацеленными на обеспечение благоприятного бизнес-климата. Хочу подробнее рассказать о наших усилиях во время пандемии COVID-19, которая стала серьезным испытанием для предпринимателей.

В это время бизнес столкнулся с различными стратегическими и операционными рисками, такими как сжатие спроса, задержки в поставках сырья, увеличение затрат, проблемы с материально-техническим обеспечением, а также вопросы безопасности труда. Мы фокусировались на решении этих актуальных проблем, вырабатывая рекомендации для предпринимателей.

COVID-19 выявил и усугубил существующие проблемы бизнеса, поставив перед Правительством сложные задачи. Мы направили более 50 инициативных писем в различные государственные органы, что помогло оперативно минимизировать риски. Разрешились наиболее острые проблемы, в частности, приостановление проверок, беспрепятственное передвижение фермеров, работа курьерских служб, освобождение от арендной платы, отсрочка по налогам, каникулы по банкротству, каникулы по кредитам, минимизация штрафов и другое. Примером успешного вмешательства стало снижение штрафов за нарушения режима ЧП и карантинных мер, а также минимизация карательной практики за формальные нарушения. Также мы смогли добиться поправки в статью 359 Гражданского кодекса 3 июля 2020 года, закрепляющая признание чрезвычайной ситуации как форс-мажора.

Проведена широкомасштабная реформа контрольных и надзорных функций государственных органов, сокращено количество контрольных функций на 165 из 544, включая исключение 23 сфер из системы контроля и три сферы из системы надзора. Эти меры были направлены на избежание дублирования и оптимизацию функций государственных органов. Результаты реформы включают в себя снижение административных барьеров и уменьшение числа жалоб на 30%. Количество досудебных расследований в отношении бизнеса сократилось в пять раз.

Количество возбуждаемых уголовных дел с 2020 года снизилось вдвое и почти восьмикратно с 2016 года.

В сентябре 2020 года, по поручению Главы государства, была разработана новая нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности с принятием соответствующего закона 30 декабря 2021 года. С 2021 по 2023 год проведен пересмотр всех норм и правил в 44 областях регулирования, выявлено более 128 тысяч требований, из которых 10 тысяч (8%) не соответствуют основным принципам новой регуляторной политики.

Декриминализация экономических преступлений включала изменения в Уголовный кодекс, запрет ареста для 29 экономических правонарушений, а при полном возмещении ущерба прекращено уголовное преследование по 10 статьям. Приняты поправки для защиты прав предпринимателей, включенные в законопроект.

Если представить все эти данные в числах, то с 2020 по 2023 год поступило 17 476 обращений. Из них положительно рассмотрено 6 043 на общую сумму более 299 миллиардов тенге.

В настоящее время ведется разработка нового Налогового кодекса, предполагаемого вступление в силу 1 января 2025 года, с фокусом на улучшение администрирования налогов и увеличение налоговых поступлений.

Хочу также отметить, что мы активно принимали участие в формировании концепции развития предпринимательства до 2030 года, включая предложения по улучшению структуры бизнеса, корректировке поддерживающих мер и саморегулируемых организаций (СРО). В настоящее время предприниматели активно взаимодействуют с государственными структурами, предлагая конструктивные идеи для улучшения условий развития бизнеса, в том числе в рамках сотрудничества с бизнес-омбудсменом. Радует, что наши предложения находят поддержку в инициативах Главы государства.

– Какова сложность обеспечения защиты предпринимателей от незаконных действий государственных органов, и каким образом эта работа реализуется на практике?

– Обеспечение защиты предпринимателей от незаконных действий государственных органов представляет собой сложную задачу, требующую постоянного внимания и согласованных усилий. Важной сложностью является необходимость балансировки интересов государства в поддержке общественных интересов и обязанности защиты прав частных предпринимателей.

На практике эта работа реализуется через сотрудничество между бизнес-сообществом, государственными органами и бизнес-омбудсменом. Установленные механизмы включают в себя систему обращений и жалоб со стороны предпринимателей, проведение регулярных консультаций и диалогов между представителями бизнеса и государственными структурами.

Для этой цели был разработан Реестр проблем бизнеса, который с 2014 года аккумулирует системные проблемы в открытом доступе на сайте НПП «Атамекен».

Этот электронный реестр включает наиболее актуальные и значимые проблемы для предпринимателей. Как результат, все заинтересованные стороны могут отслеживать ход решения проблемы и принятые шаги для ее разрешения в удобное для них время.

В 2022 году в Реестр системных проблем было включено 299 проблем более чем по 30 направлениям деятельности. В 2023 году количество решенных проблем значительно увеличилось благодаря внедрению практики рассмотрения проблем на уровне Аппарата Правительства.

По состоянию на 31 декабря 2023 года в реестре содержится 1 141 проблема, из которых 767 (или 68%) уже решены, а 374 (или 32%) остаются в процессе решения.

Бизнес-омбудсмен выполняет ключевую роль в защите интересов предпринимателей – предприниматели обращаются через блог бизнес-омбудсмена ему напрямую и имеют возможность встретиться лично. Кроме того, важным элементом является регулярный анализ законодательства и его воздействия на предпринимательскую среду для выявления и устранения возможных противоречий и недоразумений.

Система обратной связи, внедрение реформ в сфере контроля и надзора, а также постоянное обновление нормативно-правовой базы способствуют улучшению условий для бизнеса и минимизации негативного воздействия незаконных действий государственных органов. Важным элементом является также образование предпринимателей об их правах и обязанностях, что повышает их осведомленность и способствует проактивной защите своих интересов.

Улучшение бизнес-климата

– Расскажите, что конкретно вы сделали для обновления нормативно-правовой базы.

– Мы непрерывно работаем над совершенствованием нормативной базы в сфере предпринимательства. Важными элементами являются Гражданский кодекс, Налоговый кодекс и Предпринимательский кодекс, которые регулируют основные аспекты предпринимательской деятельности, включая права и обязанности предпринимателей.

В свете поручения Главы государства о включении Казахстана в первую тридцатку стран по рейтингу «Doing Business» Всемирного банка, Правительство проводит системную работу по реформированию действующего законодательства. За последние пять лет было принято шесть пакетов законодательных поправок, направленных на сокращение процедур, сроков и финансовых затрат для бизнеса. Эти изменения предусматривают около 400 поправок для улучшения позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business».

В целом за последние несколько лет было принято восемь крупных законов, направленных на кардинальное улучшение делового климата в Казахстане, как о вопросах совершенствования государственного управления, о кардинальных мерах улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан и о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата.

15 октября 2021 года Президентом подписан Указ об утверждении Концепции правовой политики до 2030 года. Офисом бизнес-омбудсмена, НПП РК «Атамекен» совместно с представителями бизнес-сообщества и научных кругов проведена масштабная работа по выработке новых, концептуальных для бизнеса и развития правовой системы предложений в проект новой Концепции. Нами было внесено 135 предложений, из которых 50 включено в Концепции.

29 апреля 2022 года Правительством был утвержден План действий по реализации Концепции правовой политики, включающий мероприятия и конкретные сроки выполнения важных вопросов для бизнеса. В рамках этого плана офис бизнес-омбудсмена активно работает в направлении защиты прав и интересов субъектов предпринимательства.

– И конечно же, вопрос по минимизации уголовно-правового давления на бизнес интересует всех. Что было сделано в этой сфере?

– Одной из наиболее значимых проблем, с которой сталкиваются предприниматели, остается втягивание в сферу уголовного преследования, превратившееся фактически в инструмент давления со стороны правоохранительных органов.

При оценке вовлеченности бизнеса в уголовный процесс учитываются только статьи главы 8 Уголовного кодекса, число расследований, по которой демонстрирует ежегодную тенденцию снижения регистрации экономических преступлений.

Несмотря на снижение регистрации экономических преступлений, 118 статей Уголовного кодекса существенно влияют на предпринимателей, включая такие, как «злоупотребление полномочиями в коммерческих организациях» и «недоброкачественное строительство». Проблема разграничения ответственности приводит к необоснованному давлению на бизнес, особенно в случаях, где сложно определить мошенничество от предпринимательского риска.

Указания Генерального прокурора с сентября 2022 года ориентированы на строгое регулирование досудебных расследований по предпринимательским делам, что приводит к снижению числа дел. Гуманизация экономических составов преступлений, амнистия и законопроекты о декриминализации являются практическими шагами по снижению уголовного давления на бизнес.

В данном указании также предписывается не использовать заключения штатных специалистов-криминалистов в качестве основания для начала следствия. Также вводится запрет на досудебное расследование в период действия сроков для обжалования актов проверки, ревизии или аудита. В результате имеет место снижение количества дел в отношении бизнеса.

По статье 245 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» Уголовного кодекса за период с 2020 по 2023 год количество регистрированных случаев существенно снизилось, а количество осужденных также уменьшилось с течением времени. Например, если в 2020 году число зарегистрированных дел было 175, а направленных в суд – 49, то в 2023 году из 25 зарегистрированных дел 4 направлены в суд.

Под влиянием предложений бизнес-сообщества была проведена гуманизация 32 экономических составов уголовных правонарушений, что привело к смягчению наказаний по 28 статьям Уголовного кодекса. Амнистия по экономическим преступлениям, связанная с 30-летием Независимости Казахстана, привела к освобождению и прекращению уголовного преследования 586 экономически активных представителей общества.

В настоящее время рассматривается законопроект о дальнейшей декриминализации экономических правонарушений. Согласно предложениям законопроекта, досудебные производства по фактам, связанным с получением предпринимателем прибыли в результате экономии средств, не начинаются, если это не повлияло на качество выполненной работы.

Статьи 219, 241 и 246 Уголовного кодекса переносятся в административную плоскость, и уголовная ответственность за экономическую контрабанду и уклонение от уплаты таможенных пошлин и сборов наступает только в случае особо крупного правонарушения. Финансовые меры ответственности расширяются, предоставляя возможность представителям бизнеса платить кратные штрафы вместо лишения свободы по 6 составам Уголовного кодекса.

Однако остаются вопросы относительно порядка выбора экспертов и специалистов, а также качества выдаваемых заключений, поскольку процедура отбора остается непрозрачной и недостаточно регламентированной.

30 декабря 2022 года внесены изменения в закон, регламентирующий механизм обжалования результатов государственного аудита. Важным нововведением стала обязанность уведомления предпринимателя о выявленных финансовых нарушениях по итогам аудита. Материалы с признаками уголовных правонарушений будут передаваться через прокуратуру только после соблюдения установленного порядка обжалования.

Необходимо продвигать практику обеспечения приоритета урегулирования споров до начала досудебного расследования, основываясь на результатах проверок всех контрольно-надзорных органов. Рекомендуется максимально расширить количество дел, рассматриваемых с участием присяжных, для повышения доверия к судебной системе и увеличения числа оправдательных приговоров.

Эффективные меры

– Какие из всех предпринятых мер для поддержки предпринимателей Вы считаете наиболее эффективным?

– Из всех предпринятых мер для блага предпринимателей особенно выделяются успешные инициативы в области антикоррупционного сотрудничества, направленные на улучшение процедур закупок через портал «Единое окно закупок». Портал предоставляет бизнесу доступ к более чем 100 тысячам товаров, работ и услуг, позволяя анализировать объемы закупок, их динамику по регионам и заказчикам, а также выявлять наиболее востребованные товары и ценовой диапазон. Тем самым повышает прозрачность и предотвращает риски необоснованного завышения цен в государственных закупках.

Общий результат использования портала «Единое окно закупок» выражается не только в числах договоров (более 1 миллиона 570 тысяч договоров на сумму более 13 триллионов тенге за 2022 год), но и в активном выявлении рисков завышения и занижения цен, что способствует экономии средств бюджета. С начала 2020 года система успешно сотрудничает с Агентством РК по противодействию коррупции, что приводит к отмене или снижению плановых цен на товары, с реальной экономией более 41,4 миллиарда тенге с начала текущего года и более 158,4 миллиарда тенге за весь период использования. Эти меры стали ключевым шагом в снижении ежегодных потерь бюджета в закупках, оцениваемых экспертами как минимум в 100 миллиардов тенге.

Также важной является борьба с исками от налоговых органов, в рамках которой предложено создание открытой базы данных по бизнес-субъектам. Эта инициатива была поддержана Президентом, и результатом ее внедрения стала информационная система «Реестр бизнес-партнеров», предоставляющая предпринимателям инструмент для проверки благонадежности контрагентов.

Роман Мезенцев, Астана

Новости партнеров