С любимыми не расставайтесь
Недавно в столичном Музыкальном театре юного зрителя произошло крупное культурное событие — на его сцене поставили уникальную музыкальную драму "Қоштасқым келмейді" ("С любимыми не расставайтесь") Александра Володина.
Александр Моисеевич Володин (Лифшиц) — лауреат Государственной премии РСФСР, драматург, сценарист. Прожил 82 года (1919–2001). Из-под пера мастера вышли легендарные произведения — "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Осенний марафон", "Две стрелы", "Дульсинея Тобосская", "Назначение", "С любимыми не расставайтесь" и многие другие.
Деятели искусства во главе с режиссером-постановщиком Асхатом Маемировым подняли вечные темы семейных ценностей, любви и разлуки, верности и измен.
Особо зрителей впечатлил оркестр. Драматургия мизансцен усиливалась песнями "Қимай сені барамын", "Махаббат деген", "Өзіңді аңсап", "Жұлдызым", "Қызыл гүлім-ай" в исполнении хора.
Перед зрителями развернулась настоящая драма. Эмоции, обиды, размолвки и разочарования. Например, на сцене проходили бракоразводные процессы — иногда это выглядело грустно, а иногда смешно и несуразно. Причины разрывов разнообразны и причудливы, точно так, как это бывает в реальной жизни.
История замыкается на первородном чувстве любви, когда герои жаждут воссоединения своих судеб. Эти истории актуальны и в наши дни. Вынужденное или сознательное одиночество часто становится итогом жизни современного человека. Эти мотивы, безусловно, находят отклик у зрителя. Невольно задумываешься, а почему же людей порой покидает семейное счастье?
Асхат Маемиров поставил трогательную музыкальную драму, наполнив ее отличными световыми и звуковыми решениями, блестящими монологами и лиричными композициями. В ходе развития сюжета режиссер добился полного вовлечения зрителя в сюжетный конфликт, плавно приближая его к кульминации. Неизбежность разлуки, а затем трогательные этапы исправления ошибок и примирения были поданы в самобытной гротескной форме и подвели зрителя к неожиданному финалу. События сюжета стремительно развивались в залах суда, в интимной обстановке спален и съемных квартир и в не менее интимном настроении пути героя под проливным дождем. Из подобных психологических зарисовок и соткана пьеса. Пройденные испытания закаляют героев и, несмотря на надвигающийся крах, в отношениях находится место надежде. Семьи сохраняются вопреки всем горестям и страданиям.
Вскоре после развода смиренная и чувственная Катя (Арелана Амангелдиева) попадает в больницу. Непохожую на себя, с потухшими глазами Катю навещает в больнице Митя (Динислам Нурмаганбетов). Все же остались в этой девушке надежда и единственное желание вновь воссоединить свою жизнь с любимым человеком. Уставшие идти навстречу друг другу, герои нуждаются в защите и заботе близкого человека. А все начинается с гордыни и легкомыслия. С мелочей и недосказанности. Основная мысль лежит в выборе героя. Человек показан загнанным в угол. Маленькие и незаметные люди со скромными мечтами и невысоким заработком. Пьеса пронизана болью и правдой десяти семейных пар, среди которых и астанинский зритель выберет свою.
Кровать представлена семейным очагом, который символично разламывается пополам, перевоплощая сцену в судебный зал, а затем и в двухкомнатную квартиру. Катя, накопившая в себе горечь расставания, отчаянно кричит: "Я скучаю по тебе, Митя!", осознавая беспощадную скоротечность жизни. Драма предупреждает зрителя об угрозах разлуки, об опасности одиночества. И да, порой чувства героев друг к другу тускнеют. Но взамен зрителю открываются чудесные "кладовые" души Кати и Мити. Их игра заворожила столичную публику. Музыкальный театр юного зрителя смог рассказать о настоящей любви и о надежде на будущее.
Костюмы отличились своей неординарностью и выглядели очень элегантно. При этом они полностью соответствовали творческой идее постановки и многое рассказали о характерах героев. Сорок два актера на сцене — в серой и черной одежде с длинными рукавами. Словом, живут "спустя рукава". Но уже к концу спектакля рукава были закатаны. Чемоданы, зонты, молоток судьи также дополняли общий антураж.
Хочу отметить, что самые яркие образы создали актер театра и кино Аян Отепберген, Инабат Ризабекова, Оразалы Игилик и многие другие. Сильная, внутренняя психологическая игра ансамбля никого не оставила равнодушным. Пластика и отточенный профессионализм. Браво! Каждый герой пьесы волен жить и любить так, как он хочет. И хоть прежде ему предстоит "вкусить плоды" своих ошибок, каждый герой имеет право на спокойную семейную жизнь.
Таким образом Катя с Митей преодолевают невзгоды вопреки обидам и ревности, они завораживают зрителя своей тягой к счастливой жизни. Кто хочет укрепить семью — тот найдет любовь. Кто противится этому, тот обречен на несчастье. Не суди других, да не судим будешь.
Интересен и образ Шумилова в исполнении Армата Амандыкова. Его герой — пьяница и матерщинник, который в пьяном угаре может швырнуть в жену чайник и драматично разорвать рубаху. Но на суде утверждает обратное: что никогда не напивался и на людях вел себя прилично. Его сумбурная речь, полная брани и ругательств, ошеломила зрителя.
Новаторский подход талантливых артистов Бибола Байгараева и Айданы Жетешовой в роли семейной четы Беляевых также был интересен и с удовольствием принят публикой. Их взаимоотношения подобны бурлящему котлу. Герои мечутся между ссорами и покоем. Ее стремление менять свою жизнь к лучшему натыкается на его переменчивый дух. Он то робок, то экспрессивен. То герой, то трус. Другая героиня, напротив, находит в себе силы сглаживать конфликты с мужем, при этом оставаясь спокойной и терпеливой.
Актриса Макпал Дуйсен в роли Козловой блистательно продемонстрировала вспышки ярости и злобы. У ее героини постоянная "ревнивая тряска". Она одержима жаждой власти и контроля и постоянно требует от мужа отчетов и оправданий. Но ее муж намерен сохранить семью ради дочери (Дана Асхаткызы), которая символично примиряет пару во время суда. Дочь Козловых — ребенок, лишенный материнской любви. И лишь отец проявлял к ней доброту и внимание.
Калима Наушабаева в образе решительной и независимой женщины уверяет, что порой даже в однокомнатной квартире между влюбленными может образоваться перегородка, от которой необходимо избавляться. Она притягивает и сплачивает всех вокруг себя. Женщина с необыкновенной харизмой проявляет колоссальную отзывчивость и поддержку героям — Кате и Мите, говоря о важности супружеских отношений. Ее оптимистичный монолог действует магически на героев, после чего у персонажей возникает стремление сохранить союз во что бы то ни стало.
Асхат Муса виртуозно воплотил на сцене характер Никулина во всей его красе. Он изворотлив, решителен и полностью лишен всякого благородства. Решительность проявляется на суде, в стремительном бегстве от своей жены и семейного образа жизни к новой возлюбленной.
Зритель увлеченно наблюдал и за судьями, также глубоко погрузившись в процесс. Они беспристрастны в поиске правды, и решения их тщательно взвешены и справедливы. Истинное лицо правосудия.
Режиссер мастерски ведет и направляет зрителя, раскрывая эмоциональную близость героев в каждой мизансцене. И особенно филигранно орудует деталями и акцентами. Так, например, черная судейская мантия олицетворяет достоинство и непреклонность правосудия. А стук судейского молотка по специальной подставке помогает зрителю почувствовать себя частью действа, происходящего на сцене.
Судебный зал был пронизан напряженной атмосферой. Герои пьесы хотят разного — кто-то любви, кто-то развода, а кто-то — независимости. Но всех их объединяет стремление к обыкновенному счастью. Жизнь, сотканная из множества противоречий, сложна и многогранна. И с этой ответственностью все чаще и чаще сталкиваются молодые семьи.
Аманжол Курганбаев, член Союза журналистов РК, член Союза театральных деятелей РК