В Семее один из крупных автопарков за два года работы накопил миллиардные долги из-за неэффективного менеджмента. Об этом заявили в акимате Восточно-Казахстанской области, передает Liter.kz.
Проблемы с автобусными парками в Семее существуют уже давно. После многолетних жалоб и нареканий со стороны местных жителей в 2019 году власти региона решили обновить автопарки через АО «БРК-Лизинг». Для получения льготного лизинга тогда же создали совместное предприятие ТОО SEMEY BUS с долей государства в 49% и частным участием на 51% - в лице ТОО «Автобусный парк Семей».
«В лизинг приобрели 170 автобусов на 4,2 миллиарда тенге. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, акимат области выделил 633 миллиона тенге на софинансирование проекта. Тем самым сумма лизинга уменьшилась до 3,5 миллиарда тенге», - пояснили в акимате.
Для поддержки бизнеса власти Семея взяли обязательства по субсидированию социально-значимых маршрутов в случае их низкой рентабельности. Однако сегодня предприятие ТОО SEMEY BUS оказалось в критической ситуации. Основная причина этого, по словам заместителя акима ВКО Алмасхана Сматлаева, в неэффективном менеджменте.
Читайте также: Водителей Семея попросили подвозить жителей из-за забастовки автобусного парка
В акимате рассказали, что предприятие регулярно задерживает заработную плату, не производит пенсионные и социальные отчисления, не выплачивает налоговые обязательства в бюджет. В частности, с момента получения лизинга ТОО SEMEY BUS не выполняет договорные обязательства по кредиту. Предприятию уже была предоставлена отсрочка по платежам, однако долг так и не погашался, и на сегодня увеличился до 1,1 млрд тенге.
Помимо этого, у предприятия имеются долги перед коммунальными и частными организациями на сумму 347 млн тенге. Таким образом, по состоянию на 25 марта общая задолженность компании составила около двух млрд тенге.
«Из всех автоперевозчиков области такая финансовая ситуация сложилась только в ТОО SEMEY BUS. Поэтому был проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Выявлен целый ряд недочетов", – отметил первый заместитель акима ВКО.
Выяснилось, что, имея достаточный подвижной состав по осуществлению перевозок по маршрутам, производилась аренда автобусов особо большого класса у своего же автобусного парка. Также, несмотря на имеющуюся задолженность, предприятие тратило средства на аренду легкового автомобиля бизнес-класса, приобретение мебели и оборудования. При отрицательной динамике развития организации производились стимулирующие выплаты.
К перевозкам на маршрутах компания приступила в сентябре 2019 года, а обращение для выделения первой субсидии было направлено в марте 2020 года.
«Общая сумма проекта составила 4,2 миллиарда тенге, а с учетом софинансирования акимата – 3,5 миллиарда. Компания же потребовала господдержку в виде субсидии на 3,5 миллиарда тенге ежегодно, вдобавок - повышение тарифа. То есть только за один год они потребовали столько денег, сколько стоит весь проект", – подчеркнул Алмасхан Сматлаев.
Кроме того, 10 февраля 2021 года предприятие снова попросило 3,5 млрд тенге, а уже 21 февраля – 773 млн тенге. 29 марта компания вновь попросила субсидии в размере 7,4 млрд тенге на два года. Это в два раза превышает сумму лизинга.
При этом, как отмечают представители власти, у перевозчика не было и до сих пор нет четкой аргументации запрашиваемых сумм и соответствующих обоснований в соответствии с Правилами субсидирования.
"Несмотря на это из областного бюджета в 2020 году выделено 140 млн тенге городу Семею для покрытия убытков перевозчиков, связанных с льготным проездом детей из малообеспеченных и многодетных семей. Однако из этой суммы освоено лишь 5,9 млн тенге, тогда как остальные деньги возвращены в бюджет области", - рассказали в акимате ВКО.
В 2021 году на эти же цели предусмотрено уже более 500 млн тенге, но и сейчас перевозчики не могут освоить данную сумму. Между тем из купленных 170 новых автобусов всего через полгода около 30 находились в технически неисправном состоянии и простаивали, а на сегодня в сломанном состоянии порядка 70 автобусов.
В акимате области заверили, что принимаются все необходимые меры для того, чтобы город не остался без транспортного сообщения. Ведутся переговоры с "БРК-Лизинг", который пока идет на встречу. Для того, чтобы выделить субсидии, проводится юридический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и нормативно-правовых актов, ведь все должно соответствовать требованиям бюджетного законодательства.