Послание Президента Касым-ЖомартаТокаева, которое он озвучил ровно год назад, одновременно представляло собой аналитически проработанный комплекс мер по дальнейшему обустройству нашего государства и в определенной степени носило характер оперативного реагирования на трагические январские события. Безусловно, предложенный Главой государства ряд серьезных политических, экономических и социальных реформ — это продукт тщательной работы и подготовки глобального проекта под названием "Справедливый Казахстан". Возможно, что события января лишь ускорили оглашение новых реформ в стране.
К примеру, озвученное в Послании предложение усилить роль Парламента в стране и перейти от суперпрезидентской к президентской форме правления — идея, о которой Касым-Жомарт Токаев говорил и ранее, как бы создавая эффект привыкания к ней внутри нашего сложного многогранного общества.
Не секрет, что прошедшие в июне прошлого года конституционные реформы являются ничем иным, как практическим воплощением идей Президента, озвученных им в мартовском Послании.И усиление роли Парламента — один из ключевых моментов.
Так, из пяти блоков конституционной реформы, два из них — помимо перехода от суперпрезидентской модели к президентской республике, расширения участия населения в управлении страной и поправок по усилению механизмов защиты прав граждан — непосредственно касаются казахстанского парламентаризма.
Так, один из блоков поправок был направлен на перераспределение ряда властных полномочий. Согласно принятым поправкам в Конституцию, Сенат теперь согласовывает кандидатуры на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета, вносимые Президентом. Также Парламент выбирает 6 из 11 судей Конституционного суда, созданного взамен Конституционного совета, а сама кандидатура председателя КС, как было отмечено, назначается Президентом с согласия Сената. Наконец, преобразованный в Высшую аудиторскую палату бывший Счетный комитет должен, согласно поправкам, дважды в год отчитываться перед депутатами Мажилиса в целях расширения контроля депутатов над бюджетом.
Стержневым же, с точки зрения развития парламентаризма, представляет блок конституционных поправок, в котором говорится об усилении роли и повышении статуса Парламента и его палат. Через несколько дней в Казахстане пройдут, по сути, исторические выборы в Парламент и маслихаты. Это будут выборы по смешанной системе, согласно которой 30% депутатов Мажилиса будут избраны по мажоритарному принципу. И это позволит в полной мере учесть права всех граждан в законодательном и представительных органах власти.
Инициатива о внедрении смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы с соотношением 70 на 30 в Мажилисе и 50 на 50 в областных маслихатах, с одной стороны, обусловлена необходимостью максимального охвата всего электорального ландшафта страны, учета всего спектра взглядов и убеждений граждан. С другой — она направлена на гармоничное развитие политического пространства, в котором ключевым институтом выражения интересов избирателей остаются партии. В тоже время важно, что на локальном уровне, там, где необходимы более тесные контакты депутатов с гражданами, внедряется полностью мажоритарная система. Эта модель наряду с системным усилением маслихатов коренным образом меняет отношения между исполнительными и представительными органами власти в регионах, — отметил госсоветник РК.
Наконец, очень важная принятая поправка в Конституцию гласит, что именно Мажилис принимает законы, а Сенат одобряет или не одобряет законопроекты. Как известно, до этого ситуация была обратной:мажилисмены работают с законопроектами в комитетах, обсуждают их на пленарном заседании Палаты, итогом чего становится одобрение или неодобрение документа. Политическая же привилегия принятия уже закона, после которого он поступает на подпись Президенту, находилась у Сената как последней инстанции на уровне законотворчества. Фактически, и об этом говорят все эксперты, речь идет об изменении статусов палат Парламента, где Мажилис как наиболее представляющий интересы самой широкой общественности взял на себя роль "первой скрипки" в законодательной деятельности.
И надо понимать, все, что так горячо обсуждала общественность в период референдума по поправкам в Конституцию, почти слово в слово было произнесено Касым-ЖомартомТокаевым в марте прошлого года в своем Послании народу. А суть его предложений была в том, чтобы постепенно отходить от чрезмерной концентрации власти. Президент в своем Послании сам указал на то, что в Казахстане "буквально все замыкается на Президенте—и это неправильно". Поэтому новый путь — это путь в сторону народовластия, демократии и плюрализма. Более официальным языком, предложенные президентские инициативы должны оказать комплексное воздействие на формирование новой политической культуры в стране, укрепят доверие между властью и гражданами.
Следует также отметить, что масштабные политические реформы в РК коснулись и административно-территориального устройства страны. Во время Послания Касым-Жомарт Токаев сказал о необходимости создания новых казахстанских регионов — областей Абай, Ұлытау, Жетісу.
К примеру, говоря о создании областиҰлытау, Глава государства отметил, что ее появление имеет важное значение не только в экономическом, но и в духовном плане. Следует отметить, что новая область была образована на территории бывшей Жезказганской, имевшей областной статус с 1991 года. Но в 1997 году область была упразднена, а ее территория вновь вошла в состав Карагандинской области.
Таким образом, город Жезказган вновь стал областным центром, но уже в качестве главного города областиҰлытау.
Президент также заявил о разделении Алматинской области на две части — Жетісу и Алматинскую области. У первой центром стал Талдыкорган, а центром области Жетісу— город Конаев. Разделение данного региона Глава государства объяснил "многими проблемами", касательно Алматинской агломерации. Что же касается переименования Капшагая, то, по его словам, город "тесно связан с именем великого сына нашего народа ДинмухамедаКунаева",и общественность, безусловно, поддерживает такую идею.
И третьим административно-территориальным образованием стала областьАбай, на этот раз путем разделения Восточно-Казахстанской области. Новая агломерация появилась на территории региона Семея, а сам город Семей теперь является ее центром. Говоря о своем решении, Президент заметил, что ему известно желание местных жителей по данному вопросу, который давно ими поднимался.
Как известно, Семипалатинская область в составе Казахской ССР была образована в 1939 году, в 1997 году уже в составе РК упразднена и полностью вошла в состав Восточно-Казахстанской области. Теперь область вновь восстановлена под именем Абай.
Таким образом, в Послании Президента год назад были обозначены очень важные моменты, и возвращение-создание областных центров — один из основных аспектов.Прошел всего год с момента того важного Послания, и ожидания казахстанцев, особенно во вновь образованных регионах, очень большие. Это в первую очередь касается изменений в качестве и эффективности управления. В Казахстане каждая область, каждый регион полноценен: никто не был обижен, никого не обделили. Более того, предпринятые шаги в административно-территориальном обустройстве вдохнули новую жизнь в казахстанские города: Жезказган, Конаев, Семей, дали исторический шанс активного развития новообразованных регионов.
В целом же само Послание в марте прошлого года и последовавшие затем конституционные реформы — этошанс всему народу уверено идти по пути обновления и модернизациии строить по-настоящему "Справедливый Казахстан".
Канат Сарин, Астана