За семь лет в конкурсе "Учитель-новатор" приняли участие около 8 тысяч педагогов РК
Как казахстанские учителя применяют информационные технологии на своих уроках? Как замотивировать педагогов применять информационные ноу-хау чаще и не ждать лучших времен: лучшей скорости интернета, новых ноутбуков и компьютеров, а делать и творить сейчас?
Этим задались организаторы конкурса среди педагогов в 2015 году и решили проводить его ежегодно с целью распространять вклада педагогов в развитие цифровых технологий в сфере казахстанского образования.
Главные условия конкурса – профессионализм, творческий потенциал педагога и эффективное использование информационно-компьютерных технологий в процессе преподавания. Работы учителей-новаторов публикуются на платформе Bilimland.kz для обмена опытом с другими коллегами. Победители конкурса получают дипломы, сертификаты, ценные подарки и денежные призы.
Впервые конкурс по использованию цифровых ресурсов BilimLand на уроке был проведен среди учителей семь лет назад. Тогда было прислано около 300 работ на казахском, русском и английском языках. За последние пару лет ежегодно поступают уже свыше 1000 работ для участия в конкурсе.
Компетентное жюри, состоящее из опытных преподавателей-методистов, экспертов в сфере образования, победителей прошлых лет, оценивает конкурсные работы по следующим критериям: актуальность, содержательность, результативность и презентабельность представленной работы, – делится координатор конкурса Татьяна Сарсенова.
Она добавила, что за семь лет в конкурсе приняли участие около 8 тысяч казахстанских учителей со всех уголков страны, что свидетельствует о его востребованности.
Первым победителем конкурса “Учитель-новатор” в 2015 году стала преподаватель биологии Светлана Федорова из школы-лицея №14 города Абай в Карагандинской области. В 2016 году были определены уже три победителя конкурса. Это учитель физики и информатики КГУ ОШ № 11 Бакитбай Суйрибаев из Жанаозеня, удостоенный первого места, 2-е место досталось учителю химии Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления города Тараз Дамире Ашировой и 3-е место было присуждено учителю начальной школы Жазире Мукашевой из Алматинской области Талгарского района села Бесагаш, она работает в школе-гимназии № 45.
В 2017 году конкурс был проведен совместно с Министерством образования и науки РК. Новшеством стало и то, что были определены четыре номинации: “Информационно-коммуникационные технологии на уроке”, “Информационно-коммуникационные технологии в воспитательной работе”, “Информационно-коммуникационные технологии при подготовке к ЕНТ” и “Информационно-коммуникационные технологии в малокомплектной школе (МКШ)”.
Этот конкурс – отличная площадка для педагогов, где можно повысить свою профессиональную квалификацию и поделиться опытом. Сегодня существует множество конкурсов, но, к сожалению, их содержательность оставляет желать лучшего. "Учитель-новатор" – уникальный проект. В эпоху непрерывного потока информации и развития технологий перед каждым учителем стоит задача двигаться в ногу со временем. Этот конкурс позволяет, в первую очередь, развивать творческий потенциал педагога, используя цифровые технологии в сфере образования, – отметила Гульзат Шынтасова, учитель химии и биологии НИШ из Кызылорды, победитель 2018 года.
В 2020 году из-за пандемии награждение победителей состоялось в конце января 2020 года в режиме онлайн. В 2021-2022 году новизна конкурса состояла в измененных номинациях: “Современные педагогические технологии в рамках цифровизации образования”, “Формирование и развитие функциональной грамотности школьников”, “Проектная деятельность учащихся в условиях цифровой образовательной среды”; “Дошкольное воспитание и обучение в условиях обновленного содержания образования”.
Очень рекомендую своим коллегам участвовать в этом конкурсе, который отличается от других своей новизной, ясными требованиями, неординарным форматом, а также отличной поддержкой педагогических инноваций в области использования цифровых образовательных ресурсов, – считает Алибек Курмангалиев, учитель английского языка СШ №27 из Костаная, победитель конкурса в 2022 году. – Участие в данном конкурсе помогло мне осознать важность мультимедийных принципов при создании образовательного контента. За период участия я развил и улучшил такие навыки, как грамотное планирование урока, аргументирование выбора цифровых ресурсов, работа с камерой и звуком, а также написание сценария».
По словам координатора проекта Татьяны Сарсеновой, для каждого педагога страны данный конкурс – это уникальный опыт, возможность взглянуть на свою профессию со стороны, свежим новаторским взглядом, и как сказал один из участников состязания, это одна из ступеней творческого развития учителя.
В мире нет никакой другой профессии, которая могла бы влиять на развитие и становление общества, нации больше, чем педагог, формируя знания и мировоззрение детей. Есть известное выражение Уинстона Черчилля: “Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать”. Вклад учителей в экономику страны, в ее рост и могущество огромен. По сути, на развитие человеческого капитала страны влияют педагоги. И на мой взгляд, современным молодым учителям в профессиональном плане повезло гораздо больше, чем их старшим коллегам, потому сейчас с помощью технологий самые передовые методики, лучшие педагогические практики и самый качественный образовательный контент доступны каждому учителю и ученику вне зависимости, где они находятся. И все, что нужно сделать учителям, это лишь протянуть руку и попытаться учить по-новому. И одна из задач конкурса “Учитель - новатор” как раз заключается в том, чтобы способствовать развитию творческого потенциала педагогов страны, - отметил автор идеи конкурса Рауан Кенжеханұлы.
Жазира Жаким, Астана