Разразившаяся пандемия стала серьезным вызовом для систем образования всего мира. Традиционное обучение face-to-face оказалось невозможным. С такой глобальной проблемой человечество столкнулось впервые. Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал редакции Liter.kz какие первые уроки вынесло ведомство из-за вынужденного внедрения дистанционного образования в условиях пандемии коронавируса.
Изучение международного опыта показало, что на сегодняшний день согласно данным ЮНЕСКО 191 страна закрыла школы на национальном уровне.
В России, США, Канаде, Австралии, Японии и Дании школы закрыты локализованно, т.е. решения о закрытии принимаются в зависимости от ситуации в отдельном регионе.
Повсеместным стал поиск альтернативных форм обучения. В большинстве стран применяют разные виды дистанционного обучения: трансляция уроков через телеканалы, размещение видеоуроков на специальных платформах, аудиотрансляция уроков по радио, через электронную почту и т.д. Каждая страна пробует и выбирает наиболее подходящий ей вариант с учетом доступа к Интернету, технической инфраструктуры, адаптации содержания к дистанционному обучению, чтобы как можно скорее сделать процесс дистанционного обучения доступным для школьников и студентов.
Для казахстанских школ сложившаяся ситуация также была абсолютно новой и неожиданной. Нам пришлось увеличить на одну неделю продолжительность весенних каникул и использовать это время на экстренную подготовку к организации учебного процесса в нестандартных условиях карантина. В ходе подготовки к новому формату обучения были определены основные проблемы.
Во-первых, отсутствие нормативного регулирования и практики работы в данном формате. В действующем законодательстве нет понятия «дистанционная форма обучения», соответственно нет программ, регламентов, методик и инструкций.
Во-вторых, фактор готовности самой системы среднего образования: переход на дистанционное обучение в условиях кризиса показал, что ИКТ- подготовка педагогов недостаточно высока, особенно в сельских школах.
В-третьих, это внешние факторы: фактор интернет-связи, инфраструктуры, нехватки компьютеров и оборудования для коммуникации.
В-четвертых, отсутствие отечественных IT- платформ для организации одновременных стриминговых соединений большого количества обучающихся, недостаточность цифрового образовательного контента и полноценного программного обеспечения для проведения занятий через Интернет.
Для того, чтобы решить эти проблемы, в авральном порядке пришлось готовить материалы, программы, снимать видеоуроки, разрабатывать новые правила обучения, оценивания и инструкции, проводить обучающие курсы для педагогов, разворачивать работу специальных интернет-платформ для дистанционного обучения и проводить разъяснительную работу с родительской общественностью.
С учетом имеющихся проблем и возможностей после изучения международного опыта, рекомендаций ЮНЕСКО и Всемирного банка нами было решено использовать сразу несколько технологий дистанционного обучения:
обучение через Интернет;
обучение через телевизионные каналы и радио;
обучение в штатном режиме в отдаленных селах, а также направление учебных материалов через почту в населенных пунктах, где нет школ.
Именно по такому формату была начата учеба в IV четверти в школах страны.
Уже больше месяца школьники обучаются в данном режиме. Подавляющее большинство школьников, а именно 2,4 млн человек, обучаются через Интернет. Им доступны развернутые интернет-платформы «Daryn.Online», «Күнделік» и «BilimLand». На данных площадках школьники находят видеоуроки, которые соответствуют учебной программе, после просмотра видеоуроков получают задания от своих учителей и отвечают на вопросы по пройденному материалу. При необходимости можно пересматривать видеоурок и обсуждать имеющиеся вопросы с учителями. В некоторых школах, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями, педагоги преимущественно проводят уроки через зарубежные стриминговые системы. К примеру, Microsoft Teams, Meet by Google Hangouts и т.д.
С целью обеспечения педагогов и учащихся оборудованием им во временное пользование было передано 247 тыс. компьютеров, находящихся на балансе школ, а также дополнительно закупленных. Около 27 тыс. школьников и учителей в течение недели были подключены к Интернету. Эта работа продолжается.
Широкое применение получило обучение через телевизионные уроки на каналах «Балапан» и «ЕЛ АРНА». Кроме того, при поддержке профильного министерства и корпорации «РТРК «Казахстан», была организована ретрансляция телеуроков на местных каналах. Сейчас уже более 800 тыс. школьников учатся через эти видеоуроки.
За время весенних каникул в условиях карантина и без выделения бюджетных средств в приспособленных для телестудий кабинетах были самостоятельно сняты почти 2000 видеоуроков. На съемках в связи с ограничением въезда в город были задействованы только педагоги общеобразовательных школ г.Нур-Султана и НИШ. Конечно, вначале педагогам было непросто, но сейчас работа уже выстроена, учителя привыкают к новой роли – телеведущих, более свободно чувствуют себя перед камерами, знают, как готовить свои презентации к урокам. Практика показывает, что этим ограничиваться нельзя, поэтому перед нами стоит задача снять видеоуроки не только для IV четверти, но и на весь учебный год, и основательно переснять уже подготовленные в экстремальных условиях во время весенних каникул видео-уроки. Всего планируем подготовить более 15 тыс. видеоуроков для всех классов.
Вопрос об итоговых экзаменах. Согласно данным Всемирного банка существуют три основных альтернативных подхода к решению этого вопроса в условиях карантина.
1) Отмена экзаменов. К примеру, в Норвегии, как и во многих других странах, отменили все письменные экзамены для учащихся 10 класса (последний год обучения в младших классах старшей школы) и для учащихся всех трех классов старшей школы.
2) Перенос экзаменов.
3) Проведение экзаменов в измененном формате. В некоторых странах они будут проводиться в режиме онлайн.
Нами в связи со сложившейся обстановкой сразу же было принято решение об отмене выпускных экзаменов для 9 и 11 классов. При этом с учетом перехода на дистанционную форму обучения годовые оценки будут выставляться на основе текущих оценок четырех четвертей.
Что касается ЕНТ, с недавнего времени выполняющего только функцию вступительного экзамена в вуз, то планируется, что оно пройдет в ранее установленные сроки и в прежнем формате в конце июня 2020 года. Хотя нами разрабатывается и альтернативный вариант на случай, если карантинные меры будут пролонгированы. В качестве помощи в подготовке к ЕНТ нами были организованы бесплатные пробные тесты через сайт Центра тестирования.
В условиях ЧП объем работы педагогов, родителей и школьников увеличился. Учителя школ тратят значительно больше времени на подготовку и проведение уроков, организацию обратной связи со школьниками, которая практически переведена в формат индивидуальной работы. За очень короткий срок наши коллеги смогли перестроиться и показали высокий профессионализм и преданность своему призванию. В помощь им Министерством был принят приказ, запрещающий любую отчетность педагогов по дистанционному обучению и проведение каких-либо проверок. Считаю, что мы должны доверять нашим педагогам.
Дистанционный формат повлиял и на выстраивание нового качества взаимоотношений между педагогами и родителями, показав важность тесного взаимодействия.
Ситуация в колледжах и вузах лучше. Вузы уже имели определенный опыт внедрения дистанционных технологий в процесс обучения. В учебном процессе использовались материалы массовых открытых онлайн- курсов, и сами вузы до этого разрабатывали программы для студентов, выезжающих по программам академической мобильности, для студентов, не имеющих возможности обучаться очно по состоянию здоровья. И поэтому с 16 марта сразу 116 гражданских вузов успешно перешли на дистанционное обучение. Хотя определенные проблемные вопросы также существуют. Подавляющее число студентов выехали к родителям, однако 5 тысяч казахстанских студентов и 4 тысячи иностранных студентов остались в общежитиях по месту обучения. Соответственно в общежитиях созданы все необходимые условия для обучения в дистанционном формате.
С целью повышения качества обучения ежедневно проводятся республиканские онлайн-семинары, посвященные различным аспектам организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во всех вузах и колледжах работает HelpDesk-система, которая предоставляет техническую поддержку студентам и преподавателям.
Мир живет в период новой цифровой эпохи, и об этом говорилось много. Разрабатывались разные сценарии развития: где-то оперативно, где-то медленно. Но кризис заставил находить решения быстро. И в целом, системе образования удалось выдержать первый вал.
Пандемия пройдет, но теперь нам нужно быть готовыми к появлению новых «черных лебедей», к работе в мире «VUCA» (в условиях нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности мира).
Система образования должна извлечь из сложившейся ситуации уроки и принять необходимые меры.
Глава государства К.К.Токаев, выступая 11 мая т.г. на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению, подчеркнул: «Образование следует сделать гораздо более гибким, важно разработать протоколы и методики обучения детей и студентов в удаленном режиме, завершить реальную цифровизацию всех учебных заведений страны. Необходимо форсированно внедрять современные дистанционные технологии. Предстоит пересмотреть содержание образовательных программ, сделать их доступными и интерактивными».
Программа конкретных действий и изменений, которые будут приняты во исполнение поручения Президента, будет обсуждаться с экспертами и общественностью, поэтому ниже остановлюсь только на отдельных уроках и первых выводах, связанных с внедрением дистанционного обучения.
Во-первых, необходимо внесение в законодательство понятия «дистанционное образование» и дальнейшее нормативное регулирование этого процесса.
Во-вторых, наряду с изменениями в НПА необходимо подготовить отечественные цифровые образовательные платформы, в том числе для организации стриминговых соединений. Не все страны могут позволить себе содержать внешний канал, достаточный для одновременного подключения миллионов школьников, поэтому важно развивать именно внутристрановую систему. К этому ряду относится работа по переводу учебников в цифровой формат. При этом не должно быть упрощенного перевода как просто сканированной версии учебника с такой же традиционной структурой, наоборот, информация в них должна быть представлена в виде рисунков, текстов, видео, аудио, анимации, а система связей и поиска позволять мгновенно переходить от одного фрагмента учебника к другому, давать возможность повторения пройденного материала из предыдущих классов.
В-третьих, необходимо повышать компетенции наших педагогов по работе в условиях дистанционного обучения. В этом направлении работа уже начата. Во все образовательные программы, начиная от вузовских программ подготовки будущих учителей и завершая программами курсов повышения квалификации, включаются специальные модули по организации дистанционного обучения, методологии работы в условиях ДОТ, педтехнологиям, а также по IT- компетенциям.
В-четвертых, изменение структуры и содержания образовательного процесса к дистанционной форме обучения. Очевидно, что обучение в дистанционном режиме не означает простого перевода традиционного контента, методики и программ на преподавание через Интернет. Это слишком упрощённое, а также неэффективное понимание процесса. Для работы в новом режиме должны быть разработаны новые методики преподавания, новые педагогические технологии, процедуры диагностики, мониторинга, изменены программы, структура урока, осуществлен переход к более гибким и индивидуализированным стандартам.
В-пятых, необходима трансформация культуры школьного обучения, формирование эффективной обратной связи обучающихся с преподавателями для работы в условиях дистанционного обучения. Важно также найти надежные инструменты идентификации при сдаче экзаменов и проведении мониторинга учебных достижений.
В-шестых, обновление академической политики вузов с учетом возможности достижения запланированных результатов обучения как традиционными методами, так и дистанционно. Тем самым произойдет индивидуализация обучения. Например, самостоятельную работу студента/магистранта с преподавателем (СРСП/СРМП), которую обычно ставили в расписание и проводили очно, можно по выбору переносить в формат дистанционного и действительно самостоятельного изучения. Равно как и некоторое ограниченное количество курсов в вузах можно по выбору студентов разрешить изучать в дистанционном формате или осуществлять зачет результатов обучения МООК.
В-седьмых, необходима подготовка ответов на новые вызовы интернационализации. Система высшего образования столкнется с проблемой трансформации международного сотрудничества в результате «островизации» государств. Возможно, сократится академическая мобильность студентов. Совместные и двудипломные образовательные программы и в целом международная стратегия вузов будет также опираться в значительной мере на цифровые технологии. Казахстанские вузы должны в минимальные сроки перенести свои программы в онлайн-формат. Задача стать региональным образовательным хабом не снимается. В данном случае вузы должны сами определить востребованность курсов и использовать весь имеющийся потенциал.
В-восьмых, требуется совершенствование информационной системы министерства: включение баз данных дипломов, электронных учебников, различных видеотренажеров, полная цифровизация госуслуг, мониторинга образовательных достижений, тестирования, аттестации и т.д. Появляется необходимость в создании площадки для генерации контента, на которой учителя самостоятельно смогут создавать свои материалы и делиться опытом друг с другом.
В-девятых, создание цифровых ситуационных центров и развития инфраструктуры. Важно обеспечить оснащение необходимым обрудованием: серверами, каналами связи, системами прокторинга и оборудованием для коммуникации. Соответствующие требования, возможно, должны быть включены уже при лицензировании образовательной деятельности. Для эффективного выстраивания траектории обучения необходима сводная информация, так называемый «цифровой след», который должен включать данные о содержании, об инструментах обучения, полученных результатах и степени вовлеченности учащихся.
Кроме того, работа в новых условиях показала необходимость изменения системы управления образованием. Опыт внедрения дистанционных технологий выпукло продемонстрировал важность более тесной координации и выстраивания четких связей в управлении.
Принятое в декабре прошлого года решение о передаче районных и городских отделов образования, в чьем подчинении находятся все школы и детские сады, непосредственно областным управлениям образования показало свою своевременность. Более того, мы видим необходимость в дальнейшем выстраивании более ясных и четких систем взаимодействия и в усилении связи между министерством и региональными управлениями образования.
В-десятых, необходима дальнейшая либерализация и усиление академической самостоятельности. Практика показывает необходимость дальнейшей передачи полномочий по вопросам академической политики самим организациям образования для обеспечения индивидуализированных, гибких программ обучения.
В целом, при оценке влияния и последствий новых условий обучения необходимо отойти от излишней романтизации дистанционных технологий, их абсолютизации и от принятия поспешных выводов. Подчеркну, что сейчас особо актуально проведение научных исследований с широким вовлечением экспертов и общественности.
Надо понимать, что традиционную форму очного обучения никто не отменяет. Дети, родители, учителя, работники министерства – все мы понимаем, что на сегодняшний день более эффективным и удобным форматом является традиционное очное обучение в школе. Дистанционные технологии рассматриваются как дополнительная возможность, альтернатива, условие для обеспечения гибкости программ. Следует отметить, что роль учителя и школы при дистанционном обучении не уменьшается, а, наоборот, только возрастает. Мы будем применять эти технологии при необходимости, к примеру, когда школьники из-за погодных условий пропускают занятия, или в ситуации, когда ребенок по состоянию здоровья занимается дома, или в целях обеспечения дополнительных возможностей для учащихся малокомплектных школ и т.д.
Нужно видеть реальные условия как в городах, так и в селах, и только с учетом всех возможностей принимать решения. Еще многое предстоит переосмыслить, сделать выводы, выработать новые стратегии. Возможно, что новые вызовы не могут быть полностью преодолены способами, известными из прошлого опыта. И наша задача – поиск новых, нестандартных решений. В связи с этим мы планируем аккумулировать положительные практики, как отечественные, так и зарубежные, и имплементировать их в образовательный процесс.