Депутат маслихата Алматы от партии AMANAT Сергей Пономарев в преддверии Дня Конституции проанализировал внесённые в неё поправки, передает Liter.kz.
"К своему 27-летию Основной закон страны претерпел ряд изменений. Правки вносились в 1998, 2007, 2011, 2017 и вот – в 2022 году. Я глубоко убежден, что последний референдум дал казахстанцам уверенность, что Новый Казахстан - это реальность, а не просто красивые слова и лозунги. Внесенные изменения в Конституцию, которые стали возможны благодаря всенародному референдуму в мае этого года, только укрепили наше общество в этой мысли. Тот случай, когда слова не разошлись с делом. Я сам участвовал как депутат партии AMANAT в агитации, встречался с людьми, убеждал их в том, что на референдум нужно прийти. Конечно, я видел в глазах некоторых и апатию, и отсутствие веры, и равнодушие. Их эмоциональное состояние мне сильно напомнило то, что я наблюдал в эпоху так называемого застоя в конце 80-х годов прошлого века. Тогда многие устали от обещаний. В случае с последними поправками в Конституцию давайте просто еще раз вспомним, какие позитивные изменения с согласия миллионов казахстанцев получил Основной закон нашей страны.
У общества был запрос на перемены, и Президент К.Токаев предложил в ответ полный перезапуск политической системы страны. Реформы должны были иметь системный, комплексный, а не косметический характер. Речь шла о больших изменениях в Конституцию РК, предусматривающих поправки в 33 статьи, для их проработки была создана рабочая группа из учёных-правоведов, уполномоченного по правам человека, представителей Парламента и государственных органов.
Так, благодаря последним поправкам акимы и маслихаты получили большую политическую и экономическую самостоятельность, их полномочия были расширены, а степень влияния на них Президента или центральных государственных органов сократилась.
Чтобы еще больше усилить регионы сейчас идет разработка отдельного Закона "О местном самоуправлении в РК", главной задачей которого является расширение полномочий органов местного самоуправления, дебюрократизация процессов и укрепление их финансовой самостоятельности, т.е. основные подходы будут направлены на обеспечение эффективности работы местных исполнительных органов и органы местного самоуправления. Я, как депутат маслихата г.Алматы горячо приветствую эти новшества, они позволят нам на местах быть мобильнее, гибче и самостоятельнее. Система устойчивее тогда, когда имеет много опор, а не когда сконцентрирована и зациклена в одном месте. Децентрализация гораздо эффективнее. Так же поправки 2022 года значительно усилили фундаментальные права казахстанцев. Так, например, окончательно отменена смертная казнь, и усилен статус уполномоченного по правам человека, закреплена его независимость и неподотчетность госорганам и должностным лицам, а также гарантии его неприкосновенности.
Ну и главное, что нашей стране дали поправки в Конституцию - осуществлен переход от суперпрезидентской к президентской форме правления с сильным парламентом. Введен запрет на членство главы государства в политических партиях, пока он действующий президент, чтобы не было сращивания госаппарата с партийными структурами. Введен запрет на занятия близкими родственниками главы государства руководящих должностей в государственных и квазигосударственных структурах. Также изменятся полномочия Президента в отношении формирования состава высшего Судебного совета. Согласно тому порядку, который был, Президент сам формировал состав высшего Судебного совета, а также назначал председателя Конституционного совета. Теперь же им предложено передать право согласования кандидатур на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета депутатам Сената Парламента. При этом формирование состава высшего Судебного совета будет определяться законом.
Не менее важная часть поправок – усиление роли парламента. Поправки предусматривают пересмотр порядка формирования депутатского корпуса парламента, компетенции Парламента и его палат по принятию законов и другим вопросам. Поправками предусмотрено, что законы принимаются Мажилисом Парламента, в котором все депутаты избраны на основе политической конкуренции. Расширены полномочия палат, их самостоятельность. Будет введен механизм отзыва для депутатов, избранных по мажоритарной системе, что позволит гражданам отзывать депутатов, не оправдавших двоеверие избирателей. Счетный комитет становится Высшей аудиторской палатой. Председатель палаты отчитывается в Мажилисе о своей работе два раза в год. Отмена квоты Ассамблеи народов Казахстана в Мажилисе, он будет полностью формироваться по смешанной избирательной системе на основе партийных списков и по одномандатным территориальным округам. Глава государства предложил сократить президентскую квоту в Сенате Парламента с 15 до 10 депутатов, пять из которых теперь будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана, а не избраны ею, как это происходит в настоящее время. Вводится новая процедура принятия законов: после рассмотрения законопроекта Мажилис принимает закон или отклоняет законопроект. Сенат либо одобряет принятый Мажилисом закон и направляет президенту на подпись, либо не одобряет и возвращает в Мажилис. В этом случае проводятся согласительные процедуры. При этом у Мажилиса есть право повторно проголосовать за закон в ранее принятой им редакции. В этом случае закон без Сената сразу направляется Президенту на подпись. Предусмотрены меры оперативного реагирования на внешний угрозы и вызовы. Так, Парламент будет обязан немедленно на совместном заседании его палат рассмотреть законопроект, внесенный правительством, в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны. При этом, на период рассмотрения парламентом правительство сможет принять под свою ответственность акт, имеющий силу закона.
Если подытожить, то поправки коснулись пяти ключевых направлений – глубокая демократизация политической системы, отход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом, совершенствование системы сдержек и противовесов ветвей государственной власти, демократизация избирательной системы – объявлены переход на смешанную пропорционально-мажоритарную модель, и дальнейшая либерализация процесса регистрации партий, а также повышение роли маслихатов, их субъективности и самостоятельности. И сегодня, спустя менее трех месяцев после проведения референдума, трудно не согласиться с главой государства, который еще в апреле этого года заявлял: "Уверен, что поправки в Конституцию откроют новую главу в истории независимого Казахстана. По своей сути они означают переход Казахстана к качественно новой модели формирования и взаимодействия институтов власти, укоренение новой политической культуры. Для более четкого и емкого понимания я обозначил эту модель, этот процесс, как Вторая республика. В соответствии с новой парадигмой сокращаются полномочия президента, значительно усиливается роль парламента и маслихатов, существенно расширяется участие граждан, системно укрепляется правозащитная сфера".
Мы все строим демократический, светский, правовой и социальный Казахстан, государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы”.
Сергей Пономарев, депутат маслихата Алматы от партии AMANAT