Особое впечатление на участников произвел рассказ кинорежиссера-документалиста Калилы Умарова.
Фото автора
В Алматы, в Белом зале библиотеки имени аль-Фараби, прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная 140-летию выдающегося казахского мыслителя, писателя и одного из лидеров движения “Алаш” Мыржакыпа Дулатова. Организаторами выступили партия AMANAT, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Научный центр педиатрии и детской хирургии и Казахский национальный университет имени аль-Фараби.
Мероприятие объединило государственных и общественных деятелей, исследователей алашского наследия, представителей академической среды, культуры и искусства. В программе прозвучали научные доклады, состоялся показ документального фильма, после чего прошли обсуждение исторического наследия Дулатова, а также церемония награждения победителей конкурсов эссе и постеров среди молодежи.
Имя Мыржакыпа Дулатова навсегда вписано в историю Казахстана. Родившийся 21 ноября 1885 года в Тургайской области, он рано лишился родителей, но сумел получить образование и стать сельским учителем. В училище его наставником был Ахмет Байтурсынов, будущий соратник по движению “Алаш”. Встреча с Байтурсыновым и Алиханом Бокейхановым в Омске в 1905 году определила его политический путь. В 1909 году в Казани вышел сборник стихов “Оян, қазақ!” (“Проснись, казах!”), ставший манифестом национального пробуждения. Книга была уничтожена цензурой, а сам автор подвергся гонениям, но именно его творчество положило начало современной казахской литературе, подняв вопросы национальной идентичности, образования и свободы.
Трагическая судьба мыслителя отражает драму целого поколения. В 1930-х годах он был репрессирован, приговорен к расстрелу, но наказание заменили на десять лет лагерей. Мыржакып Дулатов скончался 5 октября 1935 года. Лишь в 1990-х он был реабилитирован, а в 1992 году его останки с почестями перезахоронены на родине в Костанайской области.
Особое впечатление на участников произвел рассказ кинорежиссера-документалиста Калилы Умарова, который в 1992 году снимал фильм о возвращении останков Дулатова. Его воспоминания звучали как исповедь, наполненная чудесами и человеческой теплотой.
– Мы ехали к могиле через лес, где вода стояла буквально по колено, и все вокруг было затоплено, – вспоминает кинорежиссер. – Но место, где покоился Мыржакып, оказалось на сухом холме, словно сама земля оберегала его покой. Когда мы вскрыли могилу, первое, что бросилось в глаза, его черная шевелюра. Волосы сохранились, будто время не властно над ними.
Калила Умаров напомнил, что супруга мыслителя сохранила его личные вещи, среди которых был протез.
– Когда мы приложили его, он подошел идеально, – продолжил он. – Это стало еще одним подтверждением, что перед нами именно он, даже до всякой экспертизы.
Не менее трогательным был момент встречи с пожилой женщиной, которая всю жизнь ухаживала за могилой мыслителя по просьбе своей матери.
– Она сказала: “Я всю жизнь ухаживала за ним, мама просила… Как же я теперь буду?”, – поделился воспоминанием о той встрече режиссер. – В ее голосе звучала такая любовь и преданность, что я понял, даже те, кто не знали, что он был великим просветителем, ценили его человеческие качества, его доброту, духовность, сочувствие.
Режиссер добавил, что перед похоронами на родине произошло еще одно чудо: нижняя челюсть, отделившаяся от черепа, вдруг встала на место.
– Это был знак, что его душа успокоилась, вернувшись домой, – сказал он.
Преподаватель истории КазНУ имени аль-Фараби Жасулан Байгараев подчеркнул большое значение конференции для современного образования и молодого поколения казахстанцев.
– Главная цель этой конференции – глубоко исследовать просветительское, политическое и педагогическое наследие Мыржакыпа Дулатова, который внес неоценимый вклад в духовное возрождение казахского народа, а также проанализировать его связь с современной системой образования, – подчеркнул педагог. – Его труд “Оян, қазақ!” стал не просто литературным произведением, а манифестом воспитания и пробуждения народа.
По словам Байгараева, идеи Дулатова о необходимости обучения на родном языке, национальном воспитании и нравственных ценностях созвучны современным концепциям гуманитарного знания. Он принимал участие в создании первых казахских учебников и программ, а его педагогические взгляды до сих пор актуальны.
– Для нас изучение наследия Мыржакыпа Дулатова не просто воспоминание о прошлом, а определение будущего национального образования и духовности, – отметил он. – Уверен, что благодаря таким конференциям молодое поколение сможет глубже понять свою историю и духовные корни.
Конференция в Алматы стала не только научным форумом, но и символом возвращения к истокам национальной памяти. Вклад Мыржакыпа Дулатова в развитие казахской литературы, педагогики и общественной мысли продолжает вдохновлять исследователей и педагогов, а его судьба напоминает о цене свободы и достоинства.
И как отмечали спикеры встречи, “140-летие мыслителя – это не просто очередной юбилей, а начало нового этапа обращения к истории и духовным корням народа. Это приглашение к диалогу между прошлым и будущим, к переосмыслению национальной идентичности и поиску ответов на вопросы, которые Дулатов ставил еще в начале XX века”.
Сегодня его слова звучат как вызов забвению и призыв к пробуждению. “140 лет – это не точка, а начало нового разговора с историей” – так можно сформулировать главный итог встречи. Ведь юбилейная конференция четко продемонстрировала, что наследие Мыржакыпа Дулатова вовсе не памятник, а живой ориентир, который ведет Казахстан к осмысленному будущему.
Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы