Миллиардный штраф, который Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности как регулятор наложило в начале года на трех основных сотовых операторов, у многих казахстанцев вызвал эйфорию. Абоненты, уставшие от наглости компаний сотовой связи, регулярно повышающих тарифы на свои услуги на фоне все ухудшающегося их качества, вздохнули, было, с облегчением. Типа есть, есть-таки управа на операторов, которые только за один прошлый год взвинтили цены на тарифные планы до 57,3 процента. Вот только чуда, на которое надеялись абоненты, не произошло. Компании просто выплатили штраф, причем даже не 3,2 миллиарда тенге, а 1,6 миллиарда, воспользовавшись скидкой, предусмотренной за оплату административного взыскания сразу же после его вынесения. И продолжают и дальше взимать бешеные деньги за совсем небешеную скорость интернета.
А нам все равно!
Вообще штрафуют казахстанских сотовых операторов регулярно. Начиная с 2020 года (без учета штрафа в 1,6 миллиарда тенге по итогам 2023 года), компании за некачественные услуги сотовой связи выплатили 1,9 миллиарда тенге. Как видно, это вообще не панацея от повышения тарифов. В тарифообразовании сотовые операторы сами себе хозяева. Государство никак не регулирует эту сферу. Потому компании и повышают стоимость своих услуг, когда хотят, и насколько хотят.
После значительного повышения стоимости тарифных планов Агентство по защите и развитию конкуренции заподозрило трех сотовых операторов Казахстана – «Кселл», ТОО «КаР-Тел» и ТОО «Мобайл Телеком Сервис» в сговоре. Как раз сейчас ведется соответствующее расследование. Но рассчитывать на его результаты тоже особо не стоит. Доказать согласованное повышение стоимости тарифных планов очень сложно. И уведомления Агентства по поводу обоснованного снижения цен – это просто рекомендация, и не более. При этом у каждого оператора тысяча и одна причина, почему он не может последовать рекомендации антимонопольного ведомства. Например, в ТОО «КаР-Тел» с торговой маркой Beeline и IZI насчитали целых пять причин того, почему сдерживать ценообразование невозможно. В этом списке и девальвация, и инфляция, и увеличение стоимости электроэнергии, и инвестиции, и рост потребления интернета.
В компании «Мобайл Телеком-Сервис» с торговыми марками Алтел и Теле-2 сослались на переход к 5G, от строительства новых сетей до платежа на аукционе 5G и рассказали, как дорого нынче обходится содержание уже существующего оборудования.
В АО «Кселл» с торговой маркой Kcell и Activ провели параллель между увеличением трафика потребления – на плюс 60 процентов за последние 3 года и расширением сети. Последнее постоянно требует серьезных инвестиций. Также в компании пожаловались на низкорентабельность сектора услуг сотовой связи, из-за чего, по мнению экспертов компании, с отечественного рынка ушли Turkcell и Telia Company. Сложно сказать, почему эти две международные компании приняли такое решение, но явно не по причине низкорентабельности. Только за 5 месяцев прошлого года, по данным Бюро национальной статистики, оборот рынка телекоммуникаций превысил 485,3 миллиарда тенге. На этом фоне штраф в 1,6 миллиарда тенге на троих выглядит вообще сущими копейками.
Побольше игроков бы!
Большинство аналитиков склоняются к мнению, что повышение стоимости сотовой связи и одновременно снижение ее качества – это следствие монополизации рынка. Последний контролируют, по сути, всего две компании – «Казахтелеком» через Kcell, Activ, Tele2 и Алтел и КаР-Тел через Beeline. В процентном соотношении это 63 и 37 процентов соответственно. Есть еще операторы мобильной виртуальной сети связи (MVNO, mobile virtual network operator). Это те, кто использует существующую инфраструктуру другого оператора, но услуги продают под собственной маркой. Но их всего 4, и они не влияют на рынок сотовой связи ввиду незначительной абонентской базой и узкой локализации оказания услуг. Например, Jusan Mobile и ForteMobile, за которыми стоят Jusan Bank и ForteBank, обслуживают только банковский сектор. А основатель и главный исполнительный директор Freedom Holding Тимур Турлов, которому принадлежит FMobile, изначально был настроен на премиум-сегмент потребителей.
Солидарны с экспертами относительно монополизации рынка сотовой связи в Казахстане и в Агентстве по защите и развитию конкуренции. Войти на казахстанский рынок телекоммуникаций иностранным операторам сотовой связи сегодня практически невозможно. Загвоздка – в законодательстве. Дело в том, что для участия в торгах на радиочастоты нужно иметь разветвленную магистральную сеть телекоммуникаций или сотовой связи, охватывающей не менее шести областей, городов республиканского значения и столицы, а также обладать опытом деятельности в области связи не менее 5 лет. Чтобы появились конкуренты, а с ними и здоровая конкуренция, нужно менять законодательство.
Пыль в глаза
Есть еще один нюанс. Это потребители, независимые эксперты и инспекторы АЗРК считают сотовую связь и интернет в Казахстане чрезмерно дорогими. А вот в Минцифре, наоборот, относят Казахстан к странам с самым дешевым мобильным интернетом. В рейтинге из 233 стран Казахстан на 11 месте со средней стоимостью 1 Гб мобильного интернета в 0,37 долларов. Это примерно 165 тенге. В АЗРК попытались объяснить коллегам из Минцифры, что ссылаться на международные рейтинги по стоимости мобильного интернета как минимум некорректно, поскольку они не учитывают размер доходов населения. Но в ведомстве Багдата Мусина остались при своем мнении – в Казахстане самый дешевый мобильный интернет, и все тут! Впрочем, Багдат Мусин и в качестве казахстанского интернета не сомневается. Осенью прошлого года он стал звездой всех республиканских информагентств, когда заявил, что Астана по качеству связи обогнала даже Токио. И неважно, что во время замеров скорости японского и казахстанского интернета Астана показала уровень в 15,8 мегабайт в секунду, а Токио – 192 мегабайта, совершив отрыв в неприличные 13,5 раза.
Наверное, ближе к истине глобальный рейтинг скорости мобильного интернета Speedtest, где Казахстан оказался на 67 месте из 142, со средней скоростью 35,9 мегабит в секунду. Не удивительно, что казахстанцы жалуются и жалуются на качество интернета! Только за пять месяцев прошлого года поступило около 5 тысяч жалоб по поводу низкой скорости интернета и качества услуг связи. Еще 200 жалоб отработали в АЗРК. Все они были связаны с ростом тарифов и навязыванием невостребованных услуг сотовыми операторами. Да, специалисты установили, что операторы, например, увеличивали интернет-трафик, минуты на различные направления, которые даже не востребованы абонентами, и одновременно повышали стоимость тарифа. Но опять же, кроме рекомендации к обоснованному снижению цен, никаких других мер в Агентстве принять не могут. Лишь Минцифры может выписать нарушителям штраф за некачественное предоставление услуг. Но о нем мы уже говорили.
Вот и получается замкнутый круг. Выйти из него можно только с помощью здоровой конкуренции. Недавно Министерство цифрового развития опубликовало статистику по участникам отечественного рынка телекоммуникаций. Оказалось, что в Казахстане насчитывается около 20 операторов фиксированной связи, предоставляющих услуги междугородней и международной телефонной связи, доступа к сети интернет, спутниковую подвижную связь. Это помимо уже упомянутых трех сотовых операторов. Разветвленную магистральную сеть телекоммуникаций имеют мобильные операторы и 10 фиксированных операторов связи. Это значит, что на торгах по распределению частот по существующему законодательству может участвовать только половина из работающих фиксированных операторов. Эти же правила не позволяют развиваться региональным операторов связи (в тех регионах, где они есть). А ведь они, если у них есть лицензия на оказание услуг сотовой связи через торги, вполне могут составить конкуренцию основным игрокам в отдельных регионах и областях. Пока в АЗРК пытаются развить конкуренцию лишь в сельских населенных пунктах, во многих из которых присутствует лишь один мобильный оператор. Речь идет о предложении внедрить обязательное совместное использование частот и средств связи операторами. Если в населенном пункте только у одного оператора мобильной связи установлена базовая станция, то он обязан пустить на нее другие сотовые компании, которые изъявят такое желание. Но пока это лишь предложение. Хотя даже этот незначительный, казалось бы, шаг, по мнению экспертов, способен поумерить аппетиты сотовых операторов, которые в отсутствие конкуренции делают, по сути, что хотят, прикрываясь тем, что «всегда можно найти подходящие для себя тарифы». И ведомству Багдата Мусина, чем бросать пыль в глаза, ссылаясь на различные международные рейтинги, лучше бы эти самые глаза открыть. И задать себе два вопроса. Первый: «Если в стране такой отличный интернет, то за что тогда штрафуют сотовых операторов?». И второй: «Если проблемы с интернетом есть, то какой смысл говорить, что их нет?».
Это уже какой-то сотовый сюр получается…
Ирина Волкова